Распятие

                ...Там с утра над церковными главами
                Голубеет небесный песок,
                И звенит придорожными травами
                От озер водяной ветерок...

                Сергей Есени «За горами, за желтыми долами...»



Мой приятель купил дом в одной из деревенек затерявшихся в лесах Псковщины. И вот мы едим на моей машине в его, как приятель выразился, имение.
Деревенька та расположилась на холме у небольшого рыбного озера с прозрачной родниковой водой. На краю деревни, на опушке елового леса, возвышалась небольшая церковь, срубленная из толстых брёвен. Церковь венчали две башенки в виде луковиц. Одна была поднята над основной крышей на деревянных столбах, между которыми была видна звонница с пятью колоколами. Мой приятель уверял, что эта церковь какая-то уникальная, но более он ничего не мог добавить, в чём же состоит её уникальность.

Меня же распирало любопытство и побросав в доме вещи, я пошёл к церкви, в надежде узнать подробности от кого-нибудь из местных жителей.

Подойдя к церквушке, я увидел на входной двери огромный амбарный замок и разочарованный, уже повернул назад.
Но тут, из строения расположенного рядом, вышел худощавый пожилой человек с узким лицом и седой реденькой бородкой. Облачён он был в чёрную рясу с большим металлическим крестом на груди, висящем на толстой цепочке. Из под бархатной чёрной шапочки видны были длинные седые волосы.
Мужчина обратился ко мне со словами:
- Здравствуйте сын мой. Я дьякон этого храма Божьего. Я по-старости здесь определён на постоянную службу. Спросите почему именно здесь? Да матушка-то моя в запрошлом годе изволила помереть. Царствие ей небесное, моей голубушке. А дочкА-то моя вышла в эту деревню замуж, она у меня учителка. Так уж и я к ней, да к внучатам поближе и прижался. А Батюшка-то бывает у нас только наездами. Когда повенчать кого-то или покрестить младенца. А уж того, кто на смертном одре, то и мне Батюшкой отпевать дозволено.  Так Вы, уважаемый, никак приехали сюда из самого Ленинграда? Простите, Петербурга. Вы бы хотели войти в наш храм?
Ну что же, сейчас я отворю для вас его двери.

Церквушка снаружи казалось небольшой, возможно из-за высоких елей растущих вокруг неё, но внутри помещение оказалось довольно просторным. На стенах висели разные иконы. Среди них были узнаваемые святые, но одна икона, украшенная еловыми ветвями, была, как сказал дьякон, наиболее почитаемая в этой деревне.
Дьякон, видя моё внимание к этой иконе, стал рассказывать:
- Эта церквушка была слажена ещё в 19 веке.
Конечно за свою жизнь она много раз ремонтировалась: менялись некоторые брёвна, подведён хороший фундамЕнт, ремонт был даден и крыше, но внешне Храм остаётся таким же, как и во время его постройки. У нашей деревни есть и свой святой покровитель и называется он, КолдАн. Он не общепризнанный канонизированный святой, но для жителей деревни он таким считается. Это именно его лик выписан на иконе. Кто и когда сделал этот список на деревянной доске я и не скажу Вам. Потому, как не ведаю того.
Но по приданию, этот список иконы сотворил один иконописец из самой Печёрской Лавры. Вон, видите там, в углу под стеклом, лежит книга. Она раскрыта посредине и можно заметить, что справа на листе запись сделана на старославянском, а слева на французском языке. Книга старинная и брать её в руки не дозволенно. Но я вам сейчас сам поведаю о том, что стоит в этой старой книге. А там расписан кусок истории жизни нашей деревни.
Но расскажу всё по порядку.

Было это ещё в 19 веке. Тогда деревня и её жители принадлежали одному местному помещику. Барин был гулёна и выпивоха, поэтому его хозяйство пришло в полный упадок. Чтобы хоть как-то поправить свои дела, решил тот помещик продать деревню вместе с крепостными людьми живущими в ней. А приобрёл деревеньку нашу, оставивший военную службу, небогатый дворянин.
Когда новый барин первый раз появился в деревне, то привёз с собой из заграниц, в подарок жителям, полуметровое распятие Иисуса Христа из какого-то светлого металла. Благодарные жители, при денежной поддержке своего нового помещика, соорудили для этого распятия небольшую церквушку.
Был даже приглашён из самого города Пскова мастер, который и руководил строительством. Статуя распятого Христа была установлена на высоком плоском камне в Алтаре храма.

Своего Батюшки в деревне не было, как и сегодня нет, а наезжал для служб один поп из города. При нашей церквушке жил тогда старик, который следил там за порядком: убирал пыль, зимой каждый день топил печь, голенищем от старого валенка полировал статую. У него же хранились и ключи от дверей церкви. Старик этот был горбат и к другой работе в хозяйстве непригоден. Отзывался дед на имя КолдАн. Возможно это было и не имя вовсе, а прозвище, но по другому его никто и не звал.
Так и жила деревня, гордясь своей церквушкой, до одного зимнего дня. А случилось это аккурат после войны. Нет, не с немцами, а ещё с французами. Зима в тот год выдалась особенно суровой.  Дед Колдан в тот день сильно занедужил. Деревенские-то, не увидев дыма из трубы над церквушкой, пошли навестит Колдана. Нашли горбуна в пристройке к церкви уже совсем умершего. В тот день, когда Колдан отдал богу душу, печь в церкви была нетопленная и температура в ней сравнялась с уличным морозом. Когда люди открыли промёрзшую церковь, они обмерли.
Из церкви исчезла статуя распятого Христа. На её месте осталась лишь горка седого пепла. А пепел тот собрали в туесок из бересты. Да вон небольшой круглый короб стоит рядом с книгой исторической под стеклом. Ну это не тот конечно, но точно скопированный. Но главное было то, что ведь окна и двери в церкви были закрыты наглухо. Стало загадкой, как же злоумышленники смогли вынести хранительницу их деревни? Люди словно ополоумевшие, пали на колени и молились несколько дней кряду этому страшному чуду. Помещик даже пытался сам учинить дознание и отправиться с обыском по домам своих крестьян, да в пору нужную, приехал в деревню Батюшка и всех убедил, что это знак Божий. А Колдан-то святой и уйдя в мир иной он забрал статую с собой на небо. Уж очень тому Батюшке хотелось прославиться и иметь своего святого.
Так и уверовал народ наш в святость церквушки, да камня того плоского, что Вы в алтаре видите. Да и как не уверовать-то, когда даже после революции большевики объявив вражду всему церковному, сожгли все церкви в округе, нашу не тронули. Да и немец, когда в войну тут бесчинствовал, то тоже её не тронул. А камень-то этот в алтаре, теперь стал священным. Говорят, что если его потереть ладонью, то и исполнится твоё желание. Вот если, к примеру, потрёт его женщина, которой никак не родить, то камень поможет, кто-то для исцеления от болезни, а то и просто от сглаза трёт.

А преступление это было раскрыто лишь много лет спустя и совершенно неожиданным образом. Точнее, учёные объяснили это. Оказывается распятье-то было отлито из белого олова, которое при низкой температуре превращается просто в серую пыль.
Так что виноват был в том воровстве не кто иной, как батюшка Мороз.
Но люди-то, как уверовали тогда в это чудо, так и верят по сей день. Как верили в святого Колдана, так и верят сегодня...

Фото здесь из интернета. Спасибо автору за это.


Рецензии
Какая интересная история! Прочитала на одном дыхании ! Спасибо ! Удачи вам , Эгрант и всего самого доброго !

Ирина Вебер 2   16.01.2021 22:05     Заявить о нарушении
Как приятно читать такие слова.

Эгрант   16.01.2021 22:56   Заявить о нарушении