Подпоручик Белозерский

Было  теплое, солнечное позднее июльское утро. На светло-синем небе не видно туч, беловатые облака, формой напоминающие зубчатые стены средневековой крепости, плыли на запад. Неширокая полевая дорога вела к редкой березовой роще, левее рощи лежал луг, на котором стояла крестьянская телега с задранными оглоблями, заваленная матовым, еще зеленоватым сеном. Недалеко от нее паслись белая и гнедая лошади. Два косаря, в белых рубахах, взмахивали косами, словно не было войны.

Солнечные лучи плавили туман, стоявший над лугом, по которому бродили  черно-белые аисты с длинными ногами, красноватого окраса, и время от времени вскидывали длинные красные клювы, проглатывая свою добычу. По дороге торопливо шагал  подпоручик Белозерский, жадно вдыхавший запах скошенного сена, высокий, не очень широкий в плечах, стройный с овальным лицом, из-под фуражки выбивались светлые волосы, цвета спелой ржи, голубыми глазами, прямой формой носа, нешироким ртом и тонкими  розовыми губами и с немного, выступавшим вперед подбородком, в полевой военной форме с вещевым мешком за спиной, только что прибывший на Западный фронт,                недалеко от Барановичей, после лечения в госпитале. Он спешил во вторую роту первого батальона пехотного полка, куда получил назначение.
               
В штабе батальона подпоручику сказали:
- Будете служить в роте поручика Чернышова. Пройдя, метров 500 по полевой дороге Белозерский, увидел вторую линию  окопов, отстоявшей от первой на 250-300 метров. Он прыгнул в окоп, так как в батальоне предупредили, что по верху идти опасно, и пошел до ближайшего хода сообщения, а затем в первую линию окопов ведущую к офицерской землянке. В 80-100 метрах  перед первой линией окопов располагалась  полоса искусственных препятствий, в виде проволочного заграждения по 3 ряда кольев или рогаток, а за ней в  метрах 50 небольшая речка метров 30 шириной.

Бойцы сидели  на земляном плече окопа, их винтовки лежали сверху, на своего рода бруствере, среди скудной маскировки из веток и травы. Стены окопа были обиты досками к вертикальным бревнам диаметром 16-20 сантиметров, располагавшимися на 2-3 метра вдоль окопа, местами над окопом шел навес из досок, способный защитить только от шальных пуль, а также от дождя. Кое-где  на стороне, обращенной к неприятелю, в дощатой стене были проделаны частые узкие бойницы. У каждой бойницы стояла винтовка с примкнутым штыком,  но мало кто стоял у бойниц. В окопах было людно, кое где солдаты лежали на земляном плече окопа, сверху настеленном необрезными  досками, которое длинной лежанкой шло вдоль всей траншеи, другие сидели на приступках тут же, под бойницами, или курили, прислонившись к тыловой стене окопа. На плоском земляном выступе лежали их армейские ремни, патроны, вещевые мешки противогаз, штыковая лопата, жестяные ящики с боеприпасами, ручные гранаты образца 1914 г. в виде бутылок. Окоп шел зигзагом и состоял из большого числа отдельных траншей, разделенных толстыми земляными выступами — траверсами, во избежание больших потерь при артобстрелах. Когда Белозерский вошел в землянку, ротный командир, поручик Чернышов,  молодой, среднего роста, неширокий в плечах со светло-русыми волосами встал со скамьи, грубо обработанной из доски. Я представился - подпоручик Белозерский Александр Федорович. Давно воюете,- с октября 1914 после выпуска из Алексеевского военного училища(сокращенный тринадцати месячный курс). Назавтра у нас наступление, так что боевое крещение пройдете во втором взводе, а Вас вечером представлю офицерам роты и командирам взводов, а сейчас отдыхайте с дороги.

 В 4 часа утра 12 июля началась артподготовка наступления. Артиллерийский огонь не ослабевал до позднего вечера, перейдя ночью в редкий огонь шрапнелью, чтобы противник не мог восстановить заграждения. Саперы за это время навели переправы через реку Щару, неширокую, метров 30-40, а также проложили гати из досок через болотистые участки.

Роте удалось захватить только первую линию вражеских траншей с большими потерями, около 30 убитыми и 70 раненными. В течение дня немцы контратаковали. Вторая линия германских окопов находилась в метрах 250 и была укреплена железобетонными дотами и блиндажами. Сражение под Барановичами для России оказалось одним из самых кровопролитных в Первой мировой войне.               


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.