Зарядские. У Кривого переулка

Реликтовым "коренным москвичам" посвящается…

Погожий воскресный день, седьмое мая семнадцатого года. Четвертая неделя по Пасхе, о расслабленном.
После Литургии в Иоанновском монастыре на Китай-Городе, где случился престольный праздник Св. преподобной Елизаветы Чудотворицы, решили прогуляться в Замоскворечье.
Немного изменив излюбленный маршрут по Варварке, чтобы посетить храм пророка Илии на Ильинке и трапезную при нём.
  Перистые облака украшают ясное небо, приветливость которого еще более оттеняет реальность нынешней, лицемерной и жесткой Москвы.
Ул. Забелина у храма Всех Святых на Кулишках перегорожена двумя оранжевыми КАМАЗами. В небе периодически доносится шум самолетов. Сегодня репетиция парада 9 мая. Поэтому  "особые меры безопасности" в центре города, и без того ставшие регулярно-привычными, получают как бы прямое "логическое обоснование".
Но в свете майского солнца живой город все равно прорастает подлинной радостью через эту мертвяще-жесткую "безопасность". Вопреки всем "реконструкциям" и "реновациям", навроде уничтожения исторического здания Манежа, старые камни и созидавшийся веками дух города еще неистребимо держаться. Пробиваются через глянцевый саркофаг современности, как молодые весенние побеги на древнем, казалось бы высохшем дереве. Пусть даже не бросаются они в глаза внешне, но чувство дыхания живой жизни, рождающееся от соприкосновения с ними, не спутать ни с чем.
   В совокупности, все это можно описать как разлитое в воздухе чувство некоторой шизофрении или говоря языком психологии "двойных посланий". Уютность и жесткость, живое и мертвящее вокруг одновременно.
   Ранним воскресным утром людей в центре города и так немного, оцепление же только усугубляет малолюдство. Внезапно на пустынную Ильинку, уже недалеко от храма пророка Илии, из переулка выкатился трактор "Беларусь" с поливальной бочкой в прицепе. Водитель-среднеазиат, насколько можно заметить по лицу, пребывает в нирване и панике одновременно. "Двойное послание", похоже, на лице написано.  И несмотря на все сигналы приглушить струю брандспойта, всем не успевшим укрыться за выступами архитектуры, достается порция "душа".
Храм св. Илии оказывается закрыт. Тоже из-за репетиции парада. Через Хрустальный переулок возвращаемся на Варварку. В чайной Патриаршего подворья, уютно устроившейся в "палатах бояр Романовых", повезло больше. Чай с ватрушками и пирожками оказался хорош.

   Дух Варварки сильно изменился всего лишь за столь близкие, казалось бы,  три десятилетия. Несколько лет назад, в 2010 г., окончательно снесена "Россия" - советская гигантская гостиница, для строительства которой был к 1962 г. уничтожен древнейший район Москвы - Зарядье. Получился огромный пустырь, так и простоявший за щитовым ограждением с налепленной на него социальной рекламой "Победа 1945" все эти годы.
Все это время власти решали, что же возникнет на этой ценнейшей площадки у самого Кремля.
И вот наконец, прямо на глазах, сейчас здесь возводится развлекательный парк "Зарядье".

   Подкрепившись, направляемся к "мосту Немцова". Перед тем как нырнуть в подземный переход, выводящий на него с Варварки, случайно привлекает внимание прореха в привычном строительном ограждении вокруг Зарядья. И зеленая табличка "открыто" на входе в Купол, выросший за зиму на самом углу улицы, за храмом Св. Варвары.
 Заинтересовавшись, отправились к нему.
  Не сразу вериться, что сооружение действительно открыто. Дверь с табличкой не поддается. Подумалось было: "и здесь несоответствие между внешним и реальным". Однако заметили на створке справа красную табличку "на себя" и заходим наконец-то внутрь.
В здании оказался безлюдный виртуальный музей. Под самим куполом - сплошное покрытие из QR-кодов. Более подходящее, на первый взгляд, в качестве декораций к какому-нибудь фантастическому фильму, а не для экспозиции музея в центре Москвы. В прилегающей галерее,  образованной стеклянной стеной в сторону парка и декорированной информационными постерами перегородке подкупольного пространства, обнаруживается стойка с планшетами. Через которые авторы сооружения и предлагают увидеть "экспозицию" этого "музея".
Взяв по планшету, пристраиваемся на пуфиках у стеклянной стены и погружаемся в изучение презентации об археологических работах на территории Зарядья. В неторопливой тишине проходит минут пятнадцать. Вдруг слева, со стороны входа, внимание отвлекает странный шум. По своему характеру наводящий на мысль о кампании молодежи или даже спортивных фанатов. "И тут суета настигает" - мелькнула было мысль. "Но. может быть вскоре уйдут, или хотя бы убавят громкость. Музей все-таки."
   Шум, тем не менее, настойчиво приближается. И к нашему удивлению, вместо ожидаемой молодежи показалась группа из пяти старичков с палочками.
Это они столь шумно и живо беседовали, указывая почему-то на длинный постер с фотопанорамой Зарядья 50-х гг. XX-го века на подкупольной стене. Невольно слышим отрывки их разговора.
- "…арматуру из Зарядья, от недостроенного дворца Советов, использовали в 1941 г. под Москвой для надолбов."
- "… потом нас отсюда переселили в район Кузьминки. Где сейчас 800 тыс. человек живет."
Вот, наконец, группка приблизилась, желание и любопытство с нашей стороны победило, и вскоре завязывается разговор.
Старший из собеседников, на вид лет 70-80, в кожаной куртке, кепке, классических костюмных брюках. В руке антикварная трость "черного дерева" с навершием из серебра в виде головы спаниеля. Глаза старика с мутновато-желтым белком, сетки сосудов на лице - все это указывает на весьма почтенный возраст.
Младший, как выяснилось - его родной брат, Вася, выглядел моложе, лет может быть на десять.

- "Вы местные?"
- "Да, зарядские!", ответил старший.
Так, неожиданно, посреди всей этой виртуальной QR-фантастики, нам посчастливилось прикоснуться к живому Зарядью. Через его подлинных жителей.
Времена Москвы 40-60-х гг. прошлого столетия, наше представление о которой было сугубо отстраненно-историческим, научным или художественным, навроде "Жеглова и Шарапова", внезапно соприкоснулись с нашей жизнью "здесь и сейчас". 

Наши собеседники поведали, что население Зарядья было тогда преимущественно торговым и уголовно-блатным. Примерно половина на половину. Большую часть первой составляли евреи.
А местные "коты и кошки" гремели по всей Москве.

-Как марьинорощинские?

-В Марьину Рощу мы ездили и таганских и прочую городскую шпану. А при встрече, когда говорил, что зарядский, они первыми снимали кепку. Мол, "мое почтение".
Как ни странно, обе эти группы населения прекрасно уживались и вольготно чувствовали себя в Зарядье, под самым носом у Кремля. Хотя жилая застройка бывшего богатого купеческого квартала, состоявшая в основном из небольших домиков в 2-3 этажа, выглядела довольно просто, под ней за прошедшие века сформировался целый лабиринт подземных хранилищ.  А технический прогресс начала XX-го столетия видимо сделал возможным появление аналогичных петербургским "подвесных дворов".

- "Дом наш - обычная "итальянка" в 3 этажа. Подвалов здесь было много - не то слово. Там можно было достать любые продукты. Даже в самые суровые годы." - поведал старший брат.

- "Машины заезжали и ездили по кругу перед нашим домом" - продолжил он. Вот только "круг" этот - подземный. С поверхности казалось, что целые грузовики бесследно исчезали и также появлялись из ниоткуда. Как-то позвали нас ночью мешки разгрузить с машин. Так мы специально один по гвоздю протащили, чтобы разодрать. В нем оказался изюм, часть которого тут же распихали по карманам.

По детальности рассказа видно было, что для эта, с нашей точки зрения "история", для стариков - живая жизнь. События отпечатались в памяти, как сегодня произошедшие.

- Много снимали фильмов в 50-60 в Зарядье… Археологи шурфы копали, так мы рядом находили монеты-екатерининки и пр. во множестве. Затем в этих ямах скапливалась вода и мы там купались, вместо реки. Как-то Варваринская башня рухнула и завалила детей…

Вышли покурить. Пока стояли перед забором с фото Зарядья в плохом разрешении, братья  показывали на него, обращаясь в большей степени друг ко другу, чем к нам.

- "Здесь была школа, здесь наша крыша, здесь булочная".
-А вот наш дом!

Жили братья в Кривом переулке, пролегавшем совсем недалеко от места, где мы сейчас стоим.
Над головой показался, нарезая круги, черный вертолет. XXI век напоминает о себе. Старший из братьев на прощанье пожал руку, младший пожелал здоровья.

- Рады, если вам интересен наш рассказ.

Вертолет приблизился. Почти попрощавшись, спросили у старшего брата:
- Как вы думаете, сейчас "люди не те", менее "настоящие"?
- Еда раньше была здоровая и не было такого количества машин.

Окончательно расставшись, мы с благодарностью проводили взглядом братьев, уходящих в сторону Варварки.


Рецензии