Джорджия. Маргарет Митчелл 2

http://proza.ru/2021/01/13/584

Я специально привела биографию Митчелл в деталях, поскольку совершенно очевидно, что очень многое в романе она черпала из личного опыта. Митчелл описывала себя как «беспринципную кокетку», какой была и Скарлетт О'Хара.  Сама Маргарет Митчелл была удивлена популярностью своей героини у соотечественников: «Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации». Образ Скарлетт до сих пор вызывает споры у читателей; с одной стороны, решительность, смелость, сильный и острый ум, железная воля, верность данному слову; с другой, душевная глухота и слепота, равнодушие к детям и всем мужчинам, кроме Эшли, которого она, по сути, не знает и не понимает, готовность добиваться цели любыми путями, в том числе не слишком честными. Но прежде, чем осуждать, стоит вспомнить, что на момент начала романа ей всего 16 лет; в 17 она уже вдова и мать, а в 18, после смерти матери, становится главой и спасительницей семьи.

Что помогает Скарлетт выстоять и победить? Как ни странно, Тара, плантация созданная ее отцом. Голод, лишения, страх подавили в ней чувства ко всем, кроме Эшли.  "Неизменной осталась только ее любовь к Таре. Всякий раз, когда она, усталая, возвращалась домой с плантации и перед ней возникало знакомое невысокое белое здание, сердце ее преисполнялось любовью и радостью от приближения к родному очагу. И всякий раз, когда, выглянув из окна, она видела зелёные пастбища, красные поля, и темную громаду болотистого леса, у нее захватывало дух от красоты этой земли. Только эта частица ее души, только любовь к отчему краю с его грядой пологих красных холмов, к этой прекрасной, плодородной земле — то алой, как кровь, то густо-багряной, то крипично-тусклой, то киноварно-пурпурной, из года в Год творящей чудо — зелёные кусты хлопка, осыпанные, белыми пушистыми клубочками, — только эта любовь не претерпела изменений. Ведь нигде на всей планете не было земли, подобной этой."

По сюжету, Тара расположена в 5 милях (8 км) от Джонсборо, в округе Клейтон , на восточной стороне реки Флинт, примерно в 20 милях (32 км) к югу от Атланты. До 1859 Джонсборо был деревней, которая начала расти и развиваться благодаря железной дороге между Мэйконом и Атлантой. Перед войной Джонсборо был процветающим  коммерческим центром, обслуживающим округа Клейтон, Фейет и Генри. В рыночные дни его улицы и погрузочные доки кишели продавцами и покупателями, а осенью бесчисленные тюки хлопка выстраивались возле депо, ожидая отправки. Помимо процветающей деловой активности, в 1860 году Джонсборо мог похвастаться несколькими большими и внушительными особняками. Вокруг города располагались фермы и плантации, которые составляли основу местной экономики.

С началом войны в 1861 году  Джонсборо стал не только очень важным транспортным узлом, но и центром военной подготовки добровольцев.  Битва при Джонсборо была самым важным сражением кампании в Джорджии и, следовательно, одним из самых важных сражений за всю войну, поскольку она напрямую привела к падению Атланты. Город оправился после войны, но не обрёл былого величия. Сегодня это тихий сонный  городок с населением меньше 5 тысяч, главной достопримечательностью которого является здание бывшего вокзала, где разместилась экспозиция "Дорога в Тару", посвящённая фильму. Здание вокзала было построено после войны  - то, с которого Скарлетт уезжала в Атланту сгорело во время битвы.

Один уголок музея посвящён реликвиям с мировой премьеры фильма 15 декабря 1939 года в Атланте; мероприятие было настолько большим, что губернатор Джорджии объявил его государственным праздником. Здесь есть навес с рекламой фильма, висевший в Loews Grand Theatre, плакат из вестибюля, ковёр и секция сидений, а также четыре больших портрета главных героев фильма, которые висели на здании. Представлено множество фотографий со съёмочной площадки, премьеры, интервью с актёрами и другими лицами, причастными к созданию фильма. Понравилось интервью с Маргарет Митчелл, которая сказала, что все детство она слышала рассказы родственников и знакомых о войне, что и послужило материалом для книги, но только одного она не знала – что южане войну проиграли. Поэтому для неё было большим ударом узнать об этом в школе.

В музее представлены  репродукции костюмов, сшитые местными умелицами, гордо именующимися Гильдией костюмов «Дорога к Таре» по оригинальным эскизам  дизайнера костюмов к фильму Уолтера Планкетта. Есть целая стена с куклами - героями фильма, а также карикатуры и пародии на фильм. Позабавили  комиксы с Рональдом Рейганом в роли Ретта и Маргарет Тэтчер в роли Скарлетт и значком предвыборной  кампании «Скарлетт О'Хара любит Джимми Картера».

Кроме того в Джонсборо, в мемориальном парке Маргарет Митчелл расположена плантация Stately Oaks (Величественные Дубы ). Белый двухэтажный особняк в стиле греческого возрождения с колоннами, построенный в 1839 году Уитмеллом Алленом, стоит в четырёх милях к северу от Джонсборо на 404 акрах. Во время гражданской войны он был ориентиром как для северных, так и для южных войск, а солдаты-янки разбили лагерь на полях вокруг дома во время битвы при Джонсборо. Как он уцелел - непонятно. Возможно, как и в Таре из книги в нем квартировали командиры. За 180 лет у дома было всего 5 владельцев. Дом  окружён хозяйственными постройками, в том числе  кухней, туалетом типа "скворечник", и хижиной управляющего. Кроме того туда привезли другие "памятники архитектуры": сельский магазин  Джадди и школу, и построили «хижину дяди Тома».  Надо сказать, что этот музей полностью перевернул моё представление о южных плантаторах, почерпнутое из литературы. Не могла не сравнивать с нашими помещичьими усадьбами и крестьянскими избами – не в пользу Америки.

Наверное, разочарую многих, но особняки  из фильма и  реальный плантаторский дом имеют между собой мало общего. Действительно,  веранда и балкон, стройные белые колонны двухэтажного особняка впечатляют, но места внутри совсем не так много. Интерьеры очень простые, стены не обиты тканью и не обклеены обоями, а окрашены.  Интересно, что когда дом реставрировали, использовали те же краски, что и 150 лет назад - извёстку разводили молоком для побелки. А в качестве пигмента добавляли глину, что давало персиковый или абрикосовый цвет, или голубику для бледно-голубого.

На первом этаже расположены гостиная, столовая и музыкальная комната с роялем. Мебели мало, вся привозная, в основном из Европы, в крайнем случае из Атланты. Местных умельцев не было. Много кружевных, вязаных крючком  салфеточек, скатертей, и пр. – работа местных дам- общественниц. В старину этим занималась хозяйка дома с дочерями. Изначальные владельцы были одними из богатых плантаторов, к тому же грамотными, что было редкостью.  В гостиной у них стояла книжная полка с десятком книг. "Тяжёлый буфет и стол красного дерева, массивное серебро, пёстрые лоскутные ковры на натёртом до блеска полу — все оставалось ни своих местах, словно ничего не произошло. Это была уютная, располагающая к дружеской беседе комната, и обычно Скарлетт любила тихие вечерние часы, которые семья проводила здесь после ужина." Массивного серебра в гостиной Дубов нет, но все остальное присутствует.  На столе стоит специальный подсвечник в виде спирали, в который вставлялась самодельная свечка с маленьким клинышком.  По обычаю, молодой человек мог ухаживать за девушкой в гостиной (под присмотром матери, конечно) до тех пор, пока свеча не догорала до подсвечника. Для «хорошего» ухажёра свечка вывёртывалась до упора, на всю длину, а для плохенького оставляли маленький кусочек.

У Алленов было 10  слуг  и вся семья – 10 человек детей и отец с матерью работали очень много. Дочери пряли, ткали, вязали и шили.  "Скарлетт ни разу не видела, чтобы мать, сидя в кресле, позволила себе откинуться на спинку. И руки у неё всегда были заняты рукоделием, если только она не сидела за обеденным столом, или за усадебными счетоводными книгами, или у постели больного. Иногда (в присутствии гостей) это могла быть изящная вышивка, в другой раз — просто рубашка Джералда или детское платьице, требующее починки. А не то, так она шила одежду для слуг. И шла ли она, шурша платьем, по дому, наблюдая за уборкой, заглядывала ли в кухню или в мастерскую, где шилась одежда для негров, занятых на полевых работах, на пальце у неё всегда блестел золотой напёрсток, а по пятам за ней следовала девочка-негритянка, на которую была возложена обязанность носить за хозяйкой шкатулку розового дерева со швейными принадлежностями и выдёргивать из готового шитья намётку." Девочек сызмальства приучали к ведению хозяйства. Старшая дочь обычно занимала место хозяйки дома  в случае смерти матери.

В музыкальной комнате стоит рояль из Англии, довольно грубой работы - совсем не похожий на привычные нам элегантные лакированные инструменты. Там же лежат гитара, укулеле и  сборники нот. Стены украшены  портретами, которые произвели на меня странное впечатление - как будто лица были выписаны в другой манере. Оказывается, были такие бродячие художники, которые зимой писали «заготовки» - безголовых детей, женщин, мужчин, а летом, странствуя по плантациям, за день-два дописывали лицо и детали, вроде любимого украшения или медалей.

Справа от входа - столовая во всю длину дома.  Кружевная скатерть до полу связанна  по старинным образцам дамами местного исторического общества (они же делают костюмы гидов, занавески, и т.д.) Длинный стол, уставленный английским фарфором и хрусталём. Парадные сервизы сохранились лучше, чем повседневная посуда. Несколько предметов обыденной сервировки стоят в застеклённом буфете - раритеты.  Хозяйка сидела во главе стола спиной к кладовке, а на противоположной стене висело зеркало, в которое слуги наблюдали за хозяйкой. Была разработана система знаков – например, почешет хозяйка правое ухо, нужно подать воды, левое – булочки, т.д. Отдавать приказы голосом было дурным тоном. Еда была довольно простая. "Мамушка поставила перед хозяйкой прибор, подала золотистые гренки, грудку жареного цыплёнка и жёлтый ямс, от которого поднимался в воздух пар, а из разреза капало растопленное масло."

У стены стоит опахало из белых перьев, а на окнах стеклянные ловушки для мух - насекомые явно были проблемой. "Он держал в руке самодельное орудие для отпугивания мух в виде тонкой жерди длиной в два его роста, с привязанными к ней узкими подосками газетной бумаги. У Эллин имелось очень красивое опахало из павлиньих перьев, но им пользовались лишь в особо торжественных случаях, и то лишь после небольшой домашней междоусобицы, ибо Порк, кухарка и Мамушка считали, что перья павлина приносят несчастье."

Все семейство жило наверху в 3 комнатах, когда не было гостей, а когда они были – то старшие дочери перебирались обратно в детскую, самую маленькую, тёмную, и холодную комнату в доме. Родительская спальня была просторная комната с камином, комната для гостей ещё больше.  В ней также стояла жестяная ванна, в которой по субботам мылось все семейство – сначала отец и мальчики, потом, девочки и мать. Страшно подумать какой была вода под конец, когда в ней мыли младенца. Воду просто выплёскивали в окно.

На площадке второго этажа стоит мебель из конского волоса. В сущности это ткань из волоса – очень блестящая и плотная на вид, даже смахивает на дерматин. Искусство тканья утрачено навсегда, реставрировать эту мебель никто не может, и когда окончательно изветшает диванчик в «Дубах» увидеть это мы уже вряд ли сможем.

В кладовке всегда стояло 2 гроба – взрослый и детский – на всякий случай, потому что когда дороги развозило, до города было не добраться. «Удобства» состояли из фарфоровых ночных горшков в спальнях и «скворечни» из досок с дырой в земле. Все-таки у нас, даже в деревнях, было поприличнее, не говоря уже о банях. В одной воде 12 человек не мылись никогда. По сравнению с русскими помещиками средней руки, которые вели жизнь часто праздную, в больших домах, в основном отделанных и обставленных руками крепостных мастеров, не говоря уже о  роскошных дворцах с театрами, как Шуваловых, и прочих, южные плантаторы были просто зажиточными фермерами, и если русские крепостные жили все-таки каждый в своей избе и имели  какое-никакое своё хозяйство, то рабы на плантации жили едва ли лучше животных. Впрочем, и их хозяева в роскоши не купались.

Иллюстрация: By Maksim Sundukov - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35027807


Рецензии
Лена, как жаль, что прочитанная "сто" лет назад, великая книга "Унесенные ветром" - не содержала подобного предисловия для читателей.

Мне кажется, оценка писательницы, данная своей героине - слишком сурова. Не было в Скарлетт душевной глухоты и слепоты. Я помню, как она в тяжелейшее военное время не бросила свою соперницу, приняла у нее роды, абсолютно не представляя, что и как.
Скарлетт была исключительно мужественным и сильным человеком. И ее знаменитая присказка: "Я подумаю об этом завтра" - тоже говорит о силе воли.
А вот ее возлюбленный - на мой тогдашний взгляд - был ничтожеством и слабаком.
Читала этот роман в детстве - а сейчас не знаю, как бы оценила этого человека.

Спасибо за работу, Лена.

Ваша эрудиция вызывает уважением,

Ваша Лена   17.01.2021 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Леночка. Я несколько раз перечитывала роман и каждый раз открываю для себя, что-то новое.Скарлетт очень неоднозначная фигура и она показана в развитии -от 16 до 28 лет. Конечно, безаботная девочка и женщина, много пережившая, это не одно и тоже и в конце к ней приходит понимание и кем была для нее Мелани, и как относился к ней Ретт, но все-таки она эгоистична и способна шагать по головам для достижения своих целей. Чувство долга и верность слову у нее есть, но нет эмпатии.
А Эшли не слабак, он просто человек другой формации, но их роднит со Скарлетт чувство долга. Он бы мог, как многие мужчины поддаться порыву страсти, не думая о последствиях, но долг перед Мелани и перед Скарлетт, которую он понимает лучше ее самой, не позволяет ему сделать это.

Елена Каллевиг   18.01.2021 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.