Трудное послевоенное счастье

Посвящается моим родителям

По личным воспоминаниям,
материалам семейного архива,
школьного музея

   Мужа своего Анфиса любила и уважала. Мечтала прожить с ним долгую счастливую жизнь, готова была разделить с ним все предстоящие радости и трудности, следовать за ним хоть на край света.
   Осенью 1950 года по заданию райкома партии, Ивана, как грамотного и ответственного работника, прошедшего всю войну политработником и имеющего большие организаторские способности, направили в глухое таежное село для выполнения Постановления ЦК ВКП(б) от 30 мая 1950 г. «Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле». Анфиса безоговорочно собрала небогатые пожитки и поехала с ним с насиженного места в новую жизнь, полную радостей, трудностей, счастья и проблем.
   Иван с первых дней погрузился в работу с головой. На его плечи легла нелегкая задача по объединению восьми мелких и слабых хозяйств в одно – крупное, сильное и богатое.
   Четыре колхоза одного большого села – «Восход», «Строитель», «Крепость» и «Красный таёжник» и четыре соседних сёл уже к началу 1951 года были объединены в один.  На общем собрании утвердили его название – «Колхоз им. Н.С. Хрущева», приняли новый устав, избрали правление и конечно утвердили его председателем Ивана, человека, который за несколько месяцев организовал всю эту работу, которому люди поверили. И не зря!
   Уже через год денежный доход хозяйства составил более миллиона рублей. Первый в районе миллионер! Да и были ли такие в большом крае? Колхоз был удостоен правом участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Для оформления триумфальных достижений на этой самой престижной в стране выставке был выделен отдельный павильон, оформлять который летом 1954 года поехали лучшие колхозники во главе с председателем. Из Москвы Иван привез золотую медаль «За успехи в социалистическом сельском хозяйстве». И так было ежегодно.
   По итогам пятилетки за особые заслуги перед советским государством и обществом Иван получил высшую награду СССР – Орден Ленина, а в также медаль «За освоение целинных земель».               
   За высокие достижения колхозу была выдана премия, на которую купили собственный легковой автомобиль – престижную и модную в те годы «Волгу». Ни один колхоз в крае не мог тогда похвастаться таким богатством.

   Летом 1955 года поехала в Москву вместе с мужем и Анфиса, т. к. на выставке был представлен и детский сад. Для него это была ответственная работа, надо было достойно представить результаты своего труда. Для нее еще и первое, и единственное их романтическое путешествие. Счастье переполняло её эти несколько дней, хотя сердце сжималось от мысли о маленьких дочурках, что ждали их дома. Глядя на нее, Иван гордился не только успехами колхоза. Жена была красавица, моложе его на десять лет – голубые искристые глаза, великолепная ниже пояса пышная коса. В семейном альбоме на почетном месте красуется фотография с Красной площади, где она в новом, только что купленном в ГУМе, платье серо-голубого шелка с белыми цветочками держит под руку мужа, тоже в новом сером костюме.

   Хозяйство стремительно развивалось. В середине 50-х годов успешно действовали маслозавод, столярная мастерская, конюшня, кузница, мастерская по ремонту сельскохозяйственных машин, пасека. Работали полеводческие и овощеводческие бригады. Были фермы с молочным скотом, свинофермы. Приобретались комбайны, тракторы, другая сельскохозяйственная техника. Учились свои и приезжали новые кадры, специалисты своего дела, был свой агроном, зоотехник, трактористы и комбайнеры, хорошие кадры бригадиров, заведующих фермами.
   
   В колхозе был заложен первый в районе фруктовый сад, появилось электричество, его вырабатывала небольшая дизельная электростанция. В селе действовали больница, аптека, магазины, библиотека, Дом культуры, была средняя школа. В 1953 году был организован первый в районе пионерский лагерь.
   Колхоз стал единственным хозяйством в районе, где разводили беговых лошадей. Слава о его рысаках была известна далеко за пределами района. Они не раз брали призы на ипподроме соседнего города, успешно участвовали в краевых соревнованиях.
 
   Богател не только колхоз в целом, рядовые колхозники ощущали себя хозяевами общей собственности. Люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне, стали реализовываться их мечты о лучшей жизни. Ремонтировались старые и строились новые дома, укреплялись личные подсобные хозяйства. У председателя на все хватало времени и сил. Ни одна просьба людей не оставалась без внимания, особенно помогал он многодетным семьям, одиноким матерям.
 
   Анфисе приходилось самой вести дом, хозяйство, налаживать быт, воспитывать детей, обеспечивать уют и комфорт в доме, который так любил Иван, который давал ему силы для успешной трудной работы. Возвращаясь с работы в любое время дня и ночи, он знал, что ждет его любящая жена, накрытый вкусно стол, три любимые дочери. Он не садился за стол без детей, и ночью поднимал их, брал на колени, и только тогда ел, слушая их милый лепет, чувствуя прикосновения их мягких ручек у себя на лице, успокаивался и отдыхал.

   Дом, семья, дети, все это было важно для Анфисы, но очень хотелось еще чего-то своего, нужного и полезного, хотелось помочь мужу, чтобы он мог радоваться и гордиться ею.
 
   И вот, весной 1953 года были открыты первые во всем крае колхозные ясли. Необходимость в них зрела давно, женщины не могли полностью посвятить себя работе на фермах и в поле, не бросишь маленьких детей дома одних. И, конечно же, заведовать яслями поручили Анфисе, как самой грамотной и опытной, ведь во время войны она работала воспитательницей в детском доме.
 
  Анфиса с большой ответственностью и энтузиазмом взялась за дело. Для детских яслей выделили пустующий дом. К приему детей гладко выбелили известкой стены и потолок, желтой краской покрасили пол. Каждое утро Анфиса, взяв за руку маленькую дочку, будущую воспитанницу яслей, ходила проверить, хорошо ли он просох. К весенней полевой страде ясли распахнули свои двери для ребятишек. В большой комнате была и игровая, и спальня, и столовая. Принимали детей с 3-х лет, и сразу их набралось много, 30 человек. Дети находились здесь с раннего утра до позднего вечера, пока родители не придут с работы. Матери радовались глядя на своих детей – сытые, здоровые, веселые. К лету для детей сшили одинаковые белые панамки и костюмчики, для девочек – розовые с цветочками, для мальчиков – коричневые. Общая фотография всей группы на травянистой лужайке под кроной деревьев хранится во многих семьях и сегодня смотрится особенно трогательно.

   Дети подрастали, необходимо было принимать детей постарше – 4-6 лет, да и самых маленьких, с двух месяцев. Поэтому уже через год для детского сада был построен новый специально обустроенный просторный дом. В доме были отдельные комнаты для детей разных возрастов, специальный манеж, где ползали дети до года, отдельная столовая, игровая и спальня, специальная мебель и много игрушек, которые в этом далеком селе казались чудом не только детям, но и их родителям.
 
   Иван часто выезжал в районный, краевой центр. Закончив свои дела, он обязательно посещал детский магазин, выбирал и привозил игрушки для детсада. У детей были куклы, кукольная посуда, игрушечная швейная машинка, пластмассовые и металлические машинки, настоящая игрушечная железная дорога, цветные детские книжки, карандаши, краски, пластилин. Мебель для кукол и гараж для машинок искусно смастерил колхозный столяр.

   Работать было трудно, но интересно. Анфиса сама следила за порядком, формировала коллектив, составляла меню, заказывала продукты, составляла планы работы для каждого и на каждый день и строго следила за их выполнением. В детском саду было две группы, ясельная и старшая. Подбирая персонал, Анфиса выбирала воспитателей – молодых, активных, грамотных, для маленьких – няни были постарше, опытные в воспитании детей. Повар прошла особую проверку. Коллектив был дружный, все любили свою работу и детей, были добросовестными и исполнительными работниками. Детей не только вкусно и полезно кормили, развлекали, закаливали, но и воспитывали, учили играть, рисовать, общаться, готовили к школе, приучали к труду.

   За территорией детсада был небольшой огород. Там росла капуста, горох, лук, морковь, на территории расположились клумбы с цветами. Дети любили  ухаживать за своим огородом и клумбами. Но самое любимое место летом была песочница с чистым мелким песком, здесь и строили и разрушали, ссорились и мирились. А также увитая цветами беседка, где дети вместе с молодой задорной воспитательницей – рассказчицей и певуньей разучивали стихи и песни, играли в кубики, лото, слушали чтение книг.

   Как и всё в колхозе, ясли были под личным контролем председателя, его помощь была первой. Для поставки продуктов был назначен отдельный возчик, который подвозил мясо, молоко, хлеб, овощи, мед с местной пасеки, а в сезон – первые ягоды и фрукты с колхозного сада.

   Шли годы. Процветал детский сад, процветал колхоз. Тяжелая работа, большая ответственность, недостаток отдыха сказались на здоровье Ивана. В 1958 году не стало легендарного председателя колхоза, любимого и надежного мужа. Анфиса осталась одна с тремя малолетними детьми, ей не было и тридцати лет. Сама вырастила дочерей, дала образование, помогла устроиться в жизни.
 
   Мужа своего Анфиса любила и уважала и после его смерти, до самых последних дней и часов своих. Он один был ей в жизни надежной опорой, защитой, верным другом и единственной любовью.

Фотография села, где в 50-х годах 20-го столетия
находился колхоз им. Н.С. Хрущева


Рецензии