Ветер свободы 1, 2

ВЕТЕР СВОБОДЫ.

Мы все любим свободу. И маленькие и взрослые, а особенно пожилые. Мы ведь проживали свою жизнь до старости в свободе. И вдруг наступило такое время, когда вынуждены жить с детьми по обстоятельству.
Сын по настоянию жены, переехал в другой город. А потом вернулись обратно, но уже с двоими детьми, с беременной женой и со свахой. Стали жить одной семьёй, но уже в одном пространстве, два хозяина и две хозяйки. Сноха была беременна третьим и потому целыми днями лежала у себя в комнате. Выходила только поесть, да в ванную комнату и в туалет.
Я нисколько не против, что лежит целыми днями и не смотрит за детьми. У неё токсикоз. Но то. что она настраивала сына против нас, это очень сильно напрягало меня.
У нас нет порогов. Из за внуков, чтобы они случайно не споткнулись, муж убрал их и везде закрасил половой краской. Честно говорю, ну всё слышно через щель о чем идёт разговор за дверью. Хотя нет привычки прислушиваться, но...
Слышно ведь, хотя нет желания услышать. Уши не заткнёшь.
Сноха часто жаловалась моему сыну, что я ни разу не спрашиваю её о  том, чтобы ей захотелось покушать. Что сварить для неё. Я рада была, что сын говорил ей - А почему мама должна. Ведь твоя мама может сама приготовить для тебя.
- Паш, причем мама. Я говорю о твоей маме. Может ведь спросить хотя бы раз, чего мне хочется покушать. Ведь не мне это нужно. А это хочет её будущий внук. А моя мама больная. У неё больное сердце. Ты ведь в курсе. Ей нельзя у плиты. А твоя мама ведь ни разу не спросила...

Ну она взрослая женщина, может ведь сама сказать, или попросить приготовить. Зачем жаловаться сыну.
Это очень обидно слышать. Мало того, что  бегаешь за внуками день и ночь, варишь, прибираешь за ними, я ещё должна готовить ей отдельно.
Но они живут не у себя, а у нас и потому сдерживаешь себя во всём, чтобы не обидеть случайно. Если бы не была беременной, то можно было бы сказать
что - то в ответ, но мы - то поколение, которое старается найти оправдания всему.   
Я однажды услышала одну странную фразу от соседки.
- Лучше жить у сына "под столом," чем у зятя за столом. Я тогда думала с возмущением - Как - же это так жить у сына "под столом?"... И что это за сын такой, если чувствуешь себя собакой. Обычно собаки забиваются под стол и ждут, когда им бросят обглоданную кость.
Жить с зятем тоже не дело, хотя сидишь за столом.
Я понимаю, что это сказано для тех, кто доживает свою жизнь. Для тех, кому всё равно где быть, кем быть, лишь бы не проводить остаток жизни под открытым небом.
Свобода. Быть обласканной ветром свободы. Что - то потянуло рассказать о том, как я живу. О себе. Из живых душ, лишь только собака Манька и кот Барс. Я живу на даче. Соседей с двух сторон нет. Они в холод уезжают к себе в город, а меня просят присмотреть за их хозяйством. А какое же хозяйство, так из живности у них собаки. Меня попросили кормить и выпускать на прогулку, и всё...
Сказали, что по приезду к весне следующего года, щедро отплатят за услугу. Но я сказала твердое - Нет!
Ну а потом всё - же уговорили, выложив передо мной 200 долларов. Это с правой стороны соседи, у, которых, дача в 2 этажа.
А с левой стороны предложили в рублях если перевести на валюту, то примерно 120 долларов.

Деньги, они заставили меня поменять своё решение. Я подумала, что смогу по апрель месяц присматривать за собаками. И, с этих денег, я смогу энную часть оставить себе. (Положить в свой карман.) Правда в рационе у собак, обязательно должно быть мясо, и, кости. Особенно в холодную зиму. Обещали заплатить ещё, но это уже, как только приедут жить на дачу.
Сын мой настоятельно требовал, чтобы я на зиму поехала жить к нему. В наше бывшее жильё. Но мне легче жить одной, чем пребывать в душной городской квартире.
Скучно было?... Да очень скучно в зиму, но...
В последнее время я стала дружить с Дневником. Куда записывала всё, происходящее в моей судьбе. Короче, вернулась в молодость, в то время, когда мне было 15 - 16 лет.
Вот запись. Но это уже в мои пожилые годы
- Сын приезжал специально за мной, это в первый год моего одиночества. И с недовольством в голосе настаивал:
- Мама, давайте не дурите, поехали и всё!... Вы понимаете, что вам не мало лет. Вы можете слечь в любое время. Я не могу спокойно спать зная, что вы одна. Когда папа был жив я так не беспокоился. Вас было двое. А на сегодня...
Эти слова выдавили из моих глаз, слёзы жалости к себе. Да я осталась одна. Но у меня нет никакого желания ехать. Он точно злился, это было видно по лицу, по выражению. Видя такое дело, я уже не стала щадить его.

И чтобы он окончательно понял, и, отстал от меня, я ему напомнила :
- Паша, а ты хотя бы помнишь каким образом мы оказались здесь?... Не проси и не уговаривай. Я не поеду. Слава Богу есть здесь люди, к кому я могу обратиться. Мне легче жить здесь, чем с вами. Ты помнишь, как я с папой очутилась здесь?... Помнишь?... Уезжай и без толку не трать время на уговоры.
Конечно, он очень хорошо помнил, как мы уехали.
Уехал, бросив на ходу - Мама я буду приезжать по возможности. Часто не смогу
А теперь хочу рассказать отчего я так дорожу свободой.
Муж старше меня на 12 лет. Мы смогли воспитать одного ребенка. Было ещё трое детей, но они умирали, после рождения.
Больше никаких попыток даже на то, чтобы забеременеть. Как мы растили сыночка, это нужно было видеть. Мы тряслись над одним только его случайным чихом. Вырастили. Выучили. Женили. Обеспечили квартирой, машиной. Жена попалась очень действенной и энергичной. После рождения первенца сказала мне:
- У меня мама. Она вырастила меня одна. Я у неё единственная. И на старости лет я заберу её себе. А если и вы будете, это будет нам тяжело.
То есть, она сразу дала мне понять, что нам рядом с нашим сыном, нет места.
Я смогла только сказать ей - Между прочим и у нас один ребёнок, и у нас, кроме него нет никого.

Что я хотела этим сказать, не знаю. Наверное просто хотела напомнить ей, что у нас и он, одна надежда на старость.
Но куда мне тягаться с ней. Она уговорила нашего сына переехать в город, где жили все родственники со стороны её матери.
Ночная птица всегда перекукует всяких других.
Сын очень любил нас, но жену любил больше намного, и потому, сорвался с места и переехал.  Мы жили и скучали. Скучали очень, и жили.
И вот у них в городе начались волнения нешуточные и в такое время, чтобы спастись от нашествия мародёров, они срочно приехали к нам и прихватили с собой мать.
Она сваха, притом у неё никого нет из детей, кроме нашей снохи..
Стали жить все в одном месте. Я с мужем у себя, дети в большой спальной комнате. Внуков поселили в зале со свахой, но отделили перегородкой. Поместились.
Неудобства большие, но жить можно. Сваха большую часть времени рядом с дочкой. Вначале я думала, что она, как бы неловко чувствует себя, а оказалось, что просто она привыкла жить так. То есть жить для своего блага, ни до чего не дотрагиваясь. Всё бы ничего, но у неё была не очень хорошая привычка брать что то, с недовольным выражением лица.

Кухонное полотенчико двумя пальчиками. Брезгливо. Я не знаю, может быть она очень чистоплотная, но по всякому. кухонные тряпки они всегда с пятнышками.
Но брать с брезгливостью, такое очень напрягает. И если бы эти сценки были бы без моего сына и мужа, я бы может быть и не обратила внимание, но это было как  раз таки именно при них.
Моё честное признание в том, что через полгода я стала чувствовать себя рабыней в своём - же доме.
Жаловалась мужу тихо, что очень устала. Муж сам недоволен. Всё сам видел. Сказал сыну, что так жить невозможно и надо как - то решать. Конечно, сыну тяжело. Ведь жена беременна и расстраивать нельзя, внуки маленькие и у них игры все эмоциональные, сваху обидишь чем - то, начнутся разборки со стороны его жены. Ведь не будет нам всем покоя. И как говорится, через месяц  после того, как муж сказал сыну, не кто - то, а я с мужем вылетели из своего же дома, как миленькие. Положение у нас стало такое.
Вскоре мы поняли, что мы лишние.
Приобрели зачуханную дачу за городом. Встал вопрос, кто выселиться из дома, где есть все условия для жизни, на не очень хорошие условия. Подумали. Пораскинули мозгами, кроме нас, то есть меня и мужа, больше некому.
А я рада, что наконец - то не буду видеть сваху с её брезгливым выражением лица.

Продолжение.    ЭльХан.


ВЕТЕР СВОБОДЫ. 2. 
Это несправедливо, когда
за преданность, под старость, определяют тебе  судьбу одинокой вдовы. Одиночество... Это очень тяжёлое испытание.  До самой старости проживала с единственным мужчиной в любви и согласии, и итог..
Итог таков у меня, что осталась...
Тоска сама собой поднимается в душе, и...
В такое время самое милое дело спуститься к реке.  Посидишь у воды и вроде становится легче. Со мной рядом всегда кот Барсик. Он от меня не отходит.
Я сажусь на свое привычное место. Точно так, как муж с кряхтение и жду, когда Барсик устроится у меня на коленях. К старости ноги стали побаливать. Боишься очень, чтобы этот недуг не стал таким - же, как у покойного мужа. Странно так. Вроде бы все работы он закончил и осталось только пожинать плоды своего труда, а тут...
Сначала пожаловался, что болят суставы. Поехали в город к врачу. Там осмотрели бегло и сказали, что
- Старость, не в радость.   
Успокоили -  И не то будет позже.
Бывало в ночь, как застонет от боли и  тут - же засыпает. Но уже беспокойно так.  А у меня сон сразу убегает. Мне было очень жаль его.  В последнее время очень тяжело вставал. Сначала ходила следом за ним, пока он не потребовал, чтобы не была его тенью.  А, будучи совсем больным, все равно вставал с постели и с трудом  шагал превозмогая боль. Сын хотел уложить в больницу, договорился, но разве его уговоришь.
Говорил, что вылечить  ревматизм трудно.
Сын все пытался уговорить нас поехать в городскую квартиру, и я уже была согласна, но опять таки бесполезное дело. Вставал с постели и ходил по двору. Я говорила ему:
 -  Ну Витя, зачем опять встал, смотри, как отекли у тебя ноги...
Он отвечал кривясь от боли:
- Я  не хочу, чтобы ты мучилась, подсовывая под меня судно. Ходить нужно!
Больше не возвращалась к этой теме.
Когда человек любит, то он старается не приносить тебе физических нагрузок. Первый и второй год он сам один работал день и ночь. Разбирал курятник, старый туалет, сарай...
В еде не ущемляли себя, но в остальном старались все вкладывать в строй материалы. Вначале все сам. Ну а
позже взял работника, и тот стал выполнять всю тяжёлую работу. А до этого....
Однажды, когда поехал в город за строительным материалом, я решила к его приходу отнести доски к стене. Хоть чем - то помочь. Я ведь могу подтащить доски. Просто сложить. А они лежали в куче. Я же не знала, что он решил их сжечь. Подняла самую большую и почувствовала, что что то там не то. Вроде доска, а что то мягкое. Остановилась и глянула...
Не поняла, а потом с криком бросила на землю. Там многослойно копошилось что то сероватое и непонятное. Потом узнала позже, что это куриные клещи. Старые хозяева держали кур. Но ни разу не обрабатывали, и не дезенфицировали строение. Потому столько развелось клещей.
Когда муж приехал, я ему рассказала. И, услышала от него - Не трогай ничего во дворе. Твое дело накормить меня, и в комнатах прибрать.
Я видела, что ему хорошо жить на даче, хотя трудно назвать дачей. Все там было запущено. Просто место очень красивое
 А рядом с двух сторон шло мощное строительство. Видно было что соседи у нас состоятельные. И как это мы очутились среди вот таких. Они все пытались поочередно договориться с нами о продаже нашего участка. Но мой, был категорически против. И вскоре оба отстали от нас. Муж  чувствовал себя очень нужным для меня. Работа она бодрит человека. Он видел как мне нравилось жить здесь. С раннего утра, пока муж спал, я быстрым шагом шла к речке. Я встречала рассвет. Прогуляюсь немного и тут начинает светать.  Лучи солнца выглядывают, и в это самое  время дует ветерок. Он проносится мимо, и тут, сразу же  оживает все вокруг. Дождавшись этого момента, я торопливо шла обратно. Плохо то, что тень ложится  от постройки дома, что с левой стороны, на наш двор. Ну зачем люди строят 2х этажные дома. Ведь дачи приобретают для того, чтобы быть ближе к природе. Сажать зелень, любоваться цветами. А я как посмотрю, так все во дворе обкладывают  дорогой плиткой. А как же они собираются сажать кустарники, деревья. А как же быть без огорода?.

 А я  своему все говорила
-  Вить ты уж дорожку сделай поуже. Я лучше побольше посажу помидор, да всякой зелени.  Он всегда делал так, как я просила.
А тут наоборот. Чуть чуть оставил земли. Посадил одно деревце яблони и одно сливовое дерево. А так - то по всему двору насажал  кусты сирени. Много кустов.
Ну раз так надумал, ему виднее. А позже сказал мне,  почему так решил.
- Вот тебе немного земли для помидор и для синеньких. Здесь тебе и для перца хватит. А то я тебя знаю, дашь тебе всю землю под огород и будешь горбатиться день и ночь. Пойми дорогая моя, что бы ты не сделала для детей, внуков, оно не будет ценится никогда. Ты же сама испытала на себе, пока мы жили  с ними. Так что просто отдыхай, как в отпуску.   Он меня жалел. Наверное оценил то, что я всегда была ему верна.
Ни разу не повернула свой взгляд на чужого мужчину. Не понимала тех женщин, которые находили причину, не любить своих мужей.
Нам бы жить и жить с ним, но судьба она по другому распорядилась с моей старостью..
Я отлично помню тот последний вечер.
Он позвал меня и сказал улыбаясь:
- Ну, родная поцелуемся с тобой на прощание. Теперь встретимся Там.
Я так подумала, что это его шутка. Приняла его игру. Крепко прижалась губами к его губам и проговорила:
- Ну смотри,  разрешаю тебе погулять. Отдыхай от меня. Наслаждайся жизнью, пока не вижу. А то, как прилечу к тебе так опять будешь под моим присмотром.
Я, уж наверняка  надоела тебе...
Точно помню, что усмехнулся.
А с утра, как обычно пришла с речки. Поставила варить яйца, да зелени срезала. Несколько бутербродов и позвала позавтракать. Уже даже приоткрыла двери в спальную комнату и позвала. А он даже не ответил. Подошла к постели. Рука на простыне. Какая то удивительно жёлтая. Присела рядом. А притронуться боюсь.  Зачем - то принесла расчёску и  стала расчёсывать волосы. А зачем, непонятно.
Когда пришла в себя, то позвонила к сыну. Коротко - Приезжайте. Папа умер.
Это несправедливо, когда за преданность под старость определяют тебе судьбу одинокой вдовы...

Продолжение.    ЭльХан.


Рецензии