Сказка - ложь...

В дождливые летние дни я читаю внукам, Гарри и Давиду, сказки. Мы начали с книг из нашей домашней библиотеки, с чёрно-белыми иллюстрациями. Когда вся детская литература из родительского книгохранилища была прочитана, обратились в поселковую библиотеку, где мальчишки самостоятельно выбрали книги, приглянувшиеся им.
 
Гарик остановился на сказках А.С.Пушкина; Давид отобрал русские народные былины.
 
С русских преданий, со сказки  «Колобок», мы и начали с внуками знакомство с устным народным творчеством. Песенка Колобка о способе «добычи» бабушкой двух горстей муки, о технологии приготовления кондитерского изделия, о бегстве своевольника из родного дома – полезные повторения для запоминания сказки и развития речи детей.

Первое прочтение длилось долго: по ходу повествования мальчикам нужно было разъяснять значения слов, незнакомых им. Сказка понравилась – внуки, вместе со мною, начали повторять песенку Колобка.
 
Прочитав обе книги, пошли «по второму кругу»; мальчишки уже подсказывали, как будут развиваться дальнейшие события.
 
Я воспользовалась этим обстоятельством и вечером, укладывая внуков спать, попросила рассказать мне сказочку. Гарик выбрал короткую историю – «Курочка Ряба»; Давид – «Колобок».

Когда внук процитировал дедову рекомендацию легендарной бабке: «по коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберётся», я неожиданно вспомнила, что слышала этот совет из уст известного российского юмориста.

Слушая пародиста, я только посмеялась над талантливым прочтением народной сказки. Через несколько лет, «надо же было такому случиться!», предложение сказочного дедушки, «поскрести-помести», удивительным образом, было реализовано в семье знаменитого острослова!
 
Выступление молодого артиста разговорного жанра приобрело иной оттенок и стало восприниматься, как инструкция для сказочной бабки, имеющей проблемы с репродуктивным здоровьем.

Мысленно выстраивая такую логическую цепочку, я начала тихонечко хихикать.
Рассказчик Давид насторожился: сказка-то была трагическая – главного героя, всё-таки, съела хитрющая лиса!

Пришлось воспользоваться уловкой Гарика, любителя тёплого молока с мёдом. Он никогда прямо не говорит, что хотел бы выпить лечебного коктейля; сигналом для приготовления бабушкой напитка, является театральное покашливание внука.

Нарочито закашлявшись, я ушла в дальнюю комнату. Отсмеявшись, возвратилась к внукам:

–  Наверное, я долго сегодня в воде пробыла, кашель появился! – объяснила я мальчишкам своё кратковременное отсутствие.

С той поры я никогда не пересказываю внукам (и не прошу их это сделать!) сказку о «Колобке».

Чем чёрт не шутит!

Не дай Бог, ненароком, безо всякого злого умысла, я нарушу многовековой устоявшийся порядок и последовательность воспроизводства человека разумного: родители, дети, внуки, правнуки…

Ведь слово – материально…


Рецензии
Добрый день, дорогая Нелли! Конечно, если задуматься, то можно понять, что в каждой русской народной сказке заключен какой-то первоначальный смысл.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   08.04.2023 16:06     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Сердечно благодарю за отзыв!

Вы правы относительно глубокого смысла, заложенного в сказках. Ещё Александр Пушкин сказал:

"Сказка ложь, да в ней намёк,
В сказку верится.
Добрым молодцам урок,
Добрым девицам..."

С теплом и поклоном.

Нелли Фурс   09.04.2023 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.