Ку!

Славный город Челябинск известен в России многими интересными фактами своей истории: трудовым подвигом во время войны, мощной промышленностью, редким космическим гостем - метеоритом. А на днях опять попал Челябинск на первые строчки новостных лент благодаря юному скрипачу, чья любовь к музыке обернулась настоящим испытанием для его соседей по многоквартирному дому.

Хороший мальчик учится играть на скрипке. Похвально! С утра он посещает музыкальную школу, во вторую смену - общеобразовательную, а, вернувшись домой, допоздна упражняется в игре на скрипке. Более чем похвально (без всякой иронии)! Но на всякую бочку меда всегда найдется своя ложка дегтя. Недовольны соседи. И их можно понять: по много часов в день сквозь тонкие стены до них доносятся звуки скрипки, извлекаемые рукой отнюдь не Паганини.

Увидев этот сюжет по телевизору, я вспомнила свою историю, произошедшую в 90-е в не менее славном, чем Челябинск, городе Череповце, тоже известном своей мощной промышленностью.

***

Не знаю, как сейчас, но в 90-е детей зачисляли в музыкальные школы, не тестируя способностей. Если родители готовы были платить и нести сопутствующие расходы, то ребенка просто записывали в музыкалку по классу того инструмента, который выбрали папы-мамы.

Учить детей музыке "с младых ногтей" было очень модно в 90-е, поэтому школы оказались переполнены. И была в городе организована еще одна муниципальная музыкальная школа в спальном районе. Под нее отвели квартиры на первом этаже в трех подъездах огромного девятиэтажного дома. Желающих заниматься музыкой было столько, что школа работала с 8.00 до 20.00.

В принципе, условий для занятий музыкой там не было никаких. Представьте типовую трехкомнатную квартиру, где в одной комнате класс фортепьяно, в другой - класс скрипки, а в третьей учили флейтистов. В крохотном коридорчике стояли стулья, на которых родители могли ждать своих детей. Находиться в том коридорчике было мукой мученической: минут 30 - 40 приходилось слушать то дикую какофонию, состоящую из бренчанья фортепьяно, пиликанья скрипки и хрипловатого "свиста" флейты, то голоса преподавателей, часто раздраженные.

В эту-то школу я и водила своего семилетнего сына. Муж настаивал, чтоб Арсюша учился игре на фортепьяно, я не возражала, да и сын занимался вроде бы с охотой. Но я, в отличие от мужа, ни на минуту не обольщалась: у Арсюшки не было музыкальных способностей.

В тот роковой день шел сильный дождь, и мне поневоле пришлось наслаждаться ученическим "оркестром" из пианино, скрипки и флейты. Сидя в коридорчике в обществе бабушек скрипача и флейтиста, я мечтала только об одном - об окончании урока.

И вдруг в квартиру ворвался высокий мужчина в пижаме и домашних шлепанцах. На него страшно было смотреть. Он не то что бы находился в истерике, а почти рыдал, что-то выкрикивая. Ворвавшись в комнату, он первым делом "жахнул" о стену скрипку. Ворвавшись в другую, он отнял у ребенка флейту и переломил ее через колено. А потом, распахнув дверь в класс фортепьяно, швырнул обломки на инструмент.

Из отрывистых выкриков мужчины удалось понять, что он живет прямо над музыкалкой, что он трудится по сменам в горячем цехе на металлургическом комбинате, что, приходя домой, он немедленно попадает в "волшебный" мир музыки и что он от такой жизни готов сжечь не то что музыкалку, а весь дом, весь город, весь мир... В общем, нервы у металлурга, прямо скажем, были ни к черту!

Прибежала директор школы - интеллигентнейшая дама, настоящий подвижник музыкального образования. Заплакали дети. Запахло корвалолом. Вызвали милицию, приехавшие стражи порядка составили протокол... Я отказалась его подписывать и свидетельствовать против несчастного металлурга. Мне было его очень жаль.

Воображение нарисовало мне сколь яркую, столь и неприглядную картинку. Мужчина целую ночь простоял где-то у мартена, например. У него тяжелая и грязная работа. Уставший, он вернулся домой. Сел завтракать - кусок не лезет в горло под неумелое музицирование. Лег спать - нестройная игра на разнообразных музыкальных инструментах не дает уснуть. Читать, смотреть телевизор, принимать гостей - все под дикую какофонию. Это настоящая пытка, жестокая, неумолимая и долгая. Свихнуться можно от такой жизни!

Музыкальную школу после многочисленных скандалов и жалоб многострадальных жильцов дома прикрыли. Сын мой к музыкальному образованию охладел. Пианино еще года три пылилось у нас дома, потом я его продала...

***

И вот челябинская история. Выйдет ли из юного скрипача Паганини? Бог весть. Пока его игра - это уровень первой скрипки с планеты Кин-дза-дза (помните знаменитый фильм?). А вот соседей юного дарования мне жаль почти так же, как без вины виноватого металлурга.

Кроме всего прочего, мальчик, благодаря шумихе и неумной поддержке знаменитостей, получил урок дурного воспитания. Прививка неуважения к окружающим этому ребенку сделана мощная. Вырастет ли он порядочным и успешным человеком? Или на всю жизнь застрянет в незавидной позиции непризнанного гения?

А еще мне очень не понравилась маман юного скрипача, нахрапистая и самоуверенная. Этой даме бы понять простую истину: надо или умерять свои амбиции, или изыскивать средства для их удовлетворения. В данном случае проблему решит только хорошая, профессионально сделанная шумоизоляция в квартире. Это дорого. Похоже, такой выход из положения родители юного скрипача даже не рассматривают.

Одним словом, пацаки с планеты Кин-дза-дза в культовом фильме сказали бы, разведя руками: "Ку!"


Рецензии