Встреча 1 с художником Павлом Михайловым

Поместив на сайте  проза.ру три миниатюры о портретах Александра I   [1 – 3], намеревался подготовить еще одну публикацию из этой же серии о портретах  жены императора Елизаветы Алексеевны, выполненных двумя художниками – Монье Жаном- Лораном (1743 -1808), имеющим рейтинг 4В и Варнеком Александром Григорьевичем, имеющим рейтинг 2В, но решил отложить ее до лучших времен. 

Начинаю вместо этого новую серию миниатюр о встречах с художником Михайловым Павлом Николаевичем (1786 –1840), которую намеревался  подготовить еще в начале 2020 года. Очевидно, что слово «встреча» подразумевает здесь контакт  не с самим художником, а с его изображениями на портретах и  малоизвестными фактами и документами из жизни художника, на основании которых можно в перспективе подготовить более  подробную биографию этого неординарного человека, чем те, которые имеются сейчас в некоторых книгах и интернетовских документах. Ссылки на них я приведу в следующих миниатюрах.

Замечу, что приведенные выше рейтинги художников позаимствованы из Словаря [4]. Рейтинг 4В означает, что Монье Жан-Лоран   относится в Словаре к группе состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком. Рейтинг 2В означает, что Варнек Александр Григорьевич (1782 – 1843) относится к группе художников-профессионалов высокого класса, признанных и востребованных художественных рынком и публикой. Что касается  Михайлова Павла Николаевича, имеющего  рейтинг 4А, то он относится к группе состоявшихся профессиональных художников с творческим потенциалом.

Сейчас полноценной биографии Михайлова нет, но есть, по существу, лишь разрозненные факты из его жизни, содержащиеся  в некоторых источниках информации. Начиная с этой  миниатюры, намереваюсь  рассказать читателям примерно о 10-ти таких фактах из моей коллекции.  Думаю, что очень многие люди еще ни разу ничего не слышали об этом малоизвестном на сегодняшний день художнике, по моему представлению малоразговорчивом и тихом, но отважном и трудолюбивом, одинокая жизнь которого была очень даже не простой, в результате чего он заболел чахоткой и преждевременно умер.

При этом даже могила его на Смоленском православном кладбище оказалась утерянной  в конце XIX века. Вывод об этом можно сделать на том основании, что имя художника отсутствует в Справочнике  «Петербургский некрополь», изданном под наблюдением Великого князя Николая Михайловича в 1912 году. А то, что похоронен был художник своим другом и моим далеким предком Александром Григорьевичем Варнеком  на Смоленском православном кладбище, не приходится сомневаться: многих художников, работающих в Академии художеств, хоронили в те годы именно здесь, не очень далеко от Академии.

Не скрою, что не хотел бы открывать сразу все секреты жизни Михайлова и постараюсь растянуть свой рассказ о них и о нем примерно до десятой миниатюры. Связано это с тем, что в каждой миниатюре на сайте проза.ру можно помещать лишь одну иллюстрацию. В данном случае это будут  портретные изображения героя публикации, изображения его собственных произведений и др.

Начну с того, что еще в 1985 году в издательстве «Искусство» вышла в свет немыслимым в настоящее время тиражом 10 000 экземпляров  монография искусствоведа  Турчина Валерия Стефановича (19.07.1941– 05.02.2015)    «Александр Григорьевич Варнек, 1782 – 1843» [5].

Уже забылись ощущения от знакомства с первым экземпляром книги с темными иллюстрациями, типичными для книг по искусству того времени. А живописный портрет президента Императорской академии художеств  Строганова Александра Сергеевича (1733 – 1811) из собрания Государственного Русского музея, имеющего самые большие для портретов Александра Варнека размеры 251х184,  побывавший в 2002 году на выставках в городах США,  вообще был представлен в книге на черно-белой иллюстрации.

Тем не менее, книгу эту, подаренную мне братом Александром, я неоднократно просматривал и по много раз читал в ней одни и те же страницы. Вспоминая эти годы знакомства с книгой, могу утверждать, что при первых ее просмотрах на маленький портрет художника Павла Николаевича Михайлова работы А.Г. Варнека, воспроизведенный на стр.148 – 149  с тремя другими черно-белыми иллюстрациями, я поначалу и не обратил особого внимания. Уже позже под этом портретом прочитал подпись: «Белила, акварель. 12х9,2 (овал). Ракова, №73. Собрание Е.Е. Рейтерна до 1918 г., ГРМ [Р-13196]».

Именно этот портрет из собрания ГРМ, воспроизведенный в начале настоящей миниатюры, и является тем первым «документом», подтверждающим  факт первой моей встречи с поясным изображением  художника П.М. Михайлова. На нем художник Варнек изобразил художника Михайлова в пол. оборота влево, по грудь, с перекрещенными на груди руками. Одет он, судя по всему, в черную кожаную куртку с двумя рядами пуговиц. Белый воротник рубахи приподнят к подбородку затянутым узким галстуком. И только лишь белая полоска воротника оживляет обсуждаемое изображение.

Михайлов на портрете задумчиво смотрит вдаль. Лицо у него строгое и сосредоточенное. Обращает на себя внимание крупный и курносый нос, который не снижает мужественности лица модели. Подчеркивают ее и сжатые губы, а также глубокая вертикальная складка на левой части подбородка-результат жизненных испытаний.

Никакой датировки изображения в книге нет, но можно попробовать ее оценить, зная, что Михайлов родился в 1786 году, а возраст его на портрете, как мне представляется, глядя на изображение,  можно оценить на уровне 30-ти лет. Выходит тогда, что Варнек запечатлел своего сокурсника по Академии и соученика в портретном классе С.С. Щукина примерно в 1814 году. И эта дата имеет определенные подтверждения.

Прежде всего, сам Варнек еще в конце 1809 г.  вернулся в Санкт-Петербург из пенсионерской поездки в Италию, в которой он находился с 1804 г., выиграв на академическом конкурсе 1802 г. большую золотую медаль. Учитывая даже только дату возвращения его в Академию (1810 г.), можно сделать заключение, что минимальный возраст Михайлова на портрете может быть  не менее 24-х лет.
 
Но он явно выше, поскольку в сентябре 1810 г. в списке работ, которые Варнек выполнил после своего возвращения в Петербург, портрета еще не было [6,7], и тогда минимальный возраст Михайлова на нем может быть оценен уже на уровне 26-ти лет. В итоге у меня имеются косвенные основания считать, что портрет своего друга Варнек выполнил, скорее всего, в 1814, 1815 гг., и это подтверждает, что он запечатлен  на нем в возрасте 30 – 31 года. Но к мотивации этого вернемся еще раз в следующей миниатюре.

Листая в прошлые годы монографию Турчина В.С., я обратил внимание, что в Примечаниях к главе 3 на стр.еще раз упоминается фамилия Михайлова П.Н. и приводятся довольно важные факты биографии художника. Чтобы ознакомить с ними читателя, процитирую самое начало гл. 3 и первые фразы Примечания 1 к данной главе: «Жизнь Александра Григорьевича Варнека заметно изменилась, когда в марте 1824 года он по высочайшему повелению был определен в Эрмитаж по «четвертому отделению»» (см. примечание 1)». 

В данном примечании сообщаются следующие сведения из Формулярного списка А.Г. Варнека от 1827 г. из ЦГИА: «Оклад художнику был положен 1300 рублей в год. Известен адрес А.Г. Варнека. Он проживал в деревянном доме, «бывшем директорском» (так называемый «розовый домик» – на 3-й линии Васильевского острова) совместно с академиком П.Н. Михайловым».

Из очередных миниатюр будет ясно, что проживал Михайлов в этом доме до конца своей жизни, и мы рассмотрим все этапы этой холостой его жизни со времени рождения Павла Николаевича, а, точнее, с момента поступления его в 1796 году в Императорскую академию художеств.

А сейчас вернемся к подписи к овальному портрету  Михайлова, воспроизведенном на стр. 147 монографии В.С. Турчина , а также  в начале настоящей миниатюры и зададимся вопросами, касающимися истории его бытования: «Кем был коллекционер Е.Е. Рейтерн и чем его заинтересовал обсуждаемый овальный портрет; как и когда он оказался в собрании  Государственного Русского музея»?  Но поскольку  данные вопросы уже не связаны напрямую с биографией П.Н. Михайлова, рассмотрим их в Приложении к настоящей миниатюре (см. ниже).   

 В нем я изложил краткую биографию коллекционера Е.Е. Рейтерна, приведенную в Словаре Банникова А.П. и Сапожникова С.А. [8], подаренного мне 5 августа  2007 г. автором книги, моим хорошим знакомым – искусствоведом  Банниковым Анатолием Павловичем, проживавшем в городе Приморско-Ахтарске  и безвременно ушедшем из жизни  27.05.2011.                                                

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Владимир Варнек. Аргументы к атрибуции портрета Александра I.    Проза.ру
2. Владимир Варнек. Об одном гравированном портрете Александра I.  Проза.ру
3. Владимир Варнек. О портрете Александра I работы Аткинсона.  Проза.ру
4. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
5. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985.
6. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
8. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с. 

ПРИЛОЖЕНИЕ от 16.01.21.

РЕЙТЕРН Евграф Евграфович (Герхард Гергардович)   (1836 – 1918) – сенатор и художественный деятель. Сын полковника Евграфа (Гергарда) Романовича Рейтерна и его жены баронессы Шарлотты Шверцель. Двоюродный брат графа М.Х. Рейтерна.
Окончил Дерптский (Юрьевский) университет. Служил в Департаменте герольдии Правительствующего сената (герольдмейстер). Дествительный статский советник. Все свободное время отдавал искусству и собирательству офортов. Член совета Академии художеств. Академик АХ (с 1893 г.).

Шурин (брат жены) В.А. Жуковского. Сам был холост и бездетен. Жил и умер в Санкт-Петербурге (Петрограде). Собирал гравюру, литографию и рисунок (количество листов графики составляло около 9 000, а общее количество экспонатов собрания – более 25 000). Коллекция составлялась более 50 лет, была приобретена Русским музеем и составила основу отделения гравюр и рисунков музея.

Завершив распечатку Приложения к миниатюре, обратил внимание на то, что, конечная дата периода сборки сведений о коллекционерах для Словаря, дата поступления офорта Михайлова П.Н. в ГРМ и дата смерти Рейтерна (1918 г.) совпадают. Читателю, очевидно, понятно, что было в эти времена.

Заглянув в Википедию, узнал много других сведений о действительном тайном советнике  Рейтерне, в частности, о том, что при жизни  он был награжден пятью орденами, был знатоком русской живописи и был членом Общества поощрения художеств, в котором многие годы до этого состоял и художник А.Г. Варнек. Поэтому очевидно, что Рейтерн хорошо знал творчество художника и «добыл» для своей коллекции три его работы, в том числе и офорт с изображением художника Михайлова.

Думаю, что он был хорошо осведомлен и о той коллекции рисунков, которые Михайлов выполнил во время нахождения в двух кругосветных плаваниях. Поэтому встретив офорт с изображением неординарного художника, приобрел его для своей коллекции.


Рецензии