Встреча 1 с художником Павлом Михайловым
Начинаю вместо этого новую серию миниатюр о встречах с художником Михайловым Павлом Николаевичем (1786 –1840), которую намеревался подготовить еще в начале 2020 года. Очевидно, что слово «встреча» подразумевает здесь контакт не с самим художником, а с его изображениями на портретах и малоизвестными фактами и документами из жизни художника, на основании которых можно в перспективе подготовить более подробную биографию этого неординарного человека, чем те, которые имеются сейчас в некоторых книгах и интернетовских документах. Ссылки на них я приведу в следующих миниатюрах.
Замечу, что приведенные выше рейтинги художников позаимствованы из Словаря [4]. Рейтинг 4В означает, что Монье Жан-Лоран относится в Словаре к группе состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком. Рейтинг 2В означает, что Варнек Александр Григорьевич (1782 – 1843) относится к группе художников-профессионалов высокого класса, признанных и востребованных художественных рынком и публикой. Что касается Михайлова Павла Николаевича, имеющего рейтинг 4А, то он относится к группе состоявшихся профессиональных художников с творческим потенциалом.
Сейчас полноценной биографии Михайлова нет, но есть, по существу, лишь разрозненные факты из его жизни, содержащиеся в некоторых источниках информации. Начиная с этой миниатюры, намереваюсь рассказать читателям примерно о 10-ти таких фактах из моей коллекции. Думаю, что очень многие люди еще ни разу ничего не слышали об этом малоизвестном на сегодняшний день художнике, по моему представлению малоразговорчивом и тихом, но отважном и трудолюбивом, одинокая жизнь которого была очень даже не простой, в результате чего он заболел чахоткой и преждевременно умер.
При этом даже могила его на Смоленском православном кладбище оказалась утерянной в конце XIX века. Вывод об этом можно сделать на том основании, что имя художника отсутствует в Справочнике «Петербургский некрополь», изданном под наблюдением Великого князя Николая Михайловича в 1912 году. А то, что похоронен был художник своим другом и моим далеким предком Александром Григорьевичем Варнеком на Смоленском православном кладбище, не приходится сомневаться: многих художников, работающих в Академии художеств, хоронили в те годы именно здесь, не очень далеко от Академии.
Не скрою, что не хотел бы открывать сразу все секреты жизни Михайлова и постараюсь растянуть свой рассказ о них и о нем примерно до десятой миниатюры. Связано это с тем, что в каждой миниатюре на сайте проза.ру можно помещать лишь одну иллюстрацию. В данном случае это будут портретные изображения героя публикации, изображения его собственных произведений и др.
Начну с того, что еще в 1985 году в издательстве «Искусство» вышла в свет немыслимым в настоящее время тиражом 10 000 экземпляров монография искусствоведа Турчина Валерия Стефановича (19.07.1941– 05.02.2015) «Александр Григорьевич Варнек, 1782 – 1843» [5].
Уже забылись ощущения от знакомства с первым экземпляром книги с темными иллюстрациями, типичными для книг по искусству того времени. А живописный портрет президента Императорской академии художеств Строганова Александра Сергеевича (1733 – 1811) из собрания Государственного Русского музея, имеющего самые большие для портретов Александра Варнека размеры 251х184, побывавший в 2002 году на выставках в городах США, вообще был представлен в книге на черно-белой иллюстрации.
Тем не менее, книгу эту, подаренную мне братом Александром, я неоднократно просматривал и по много раз читал в ней одни и те же страницы. Вспоминая эти годы знакомства с книгой, могу утверждать, что при первых ее просмотрах на маленький портрет художника Павла Николаевича Михайлова работы А.Г. Варнека, воспроизведенный на стр.148 – 149 с тремя другими черно-белыми иллюстрациями, я поначалу и не обратил особого внимания. Уже позже под этом портретом прочитал подпись: «Белила, акварель. 12х9,2 (овал). Ракова, №73. Собрание Е.Е. Рейтерна до 1918 г., ГРМ [Р-13196]».
Именно этот портрет из собрания ГРМ, воспроизведенный в начале настоящей миниатюры, и является тем первым «документом», подтверждающим факт первой моей встречи с поясным изображением художника П.М. Михайлова. На нем художник Варнек изобразил художника Михайлова в пол. оборота влево, по грудь, с перекрещенными на груди руками. Одет он, судя по всему, в черную кожаную куртку с двумя рядами пуговиц. Белый воротник рубахи приподнят к подбородку затянутым узким галстуком. И только лишь белая полоска воротника оживляет обсуждаемое изображение.
Михайлов на портрете задумчиво смотрит вдаль. Лицо у него строгое и сосредоточенное. Обращает на себя внимание крупный и курносый нос, который не снижает мужественности лица модели. Подчеркивают ее и сжатые губы, а также глубокая вертикальная складка на левой части подбородка-результат жизненных испытаний.
Никакой датировки изображения в книге нет, но можно попробовать ее оценить, зная, что Михайлов родился в 1786 году, а возраст его на портрете, как мне представляется, глядя на изображение, можно оценить на уровне 30-ти лет. Выходит тогда, что Варнек запечатлел своего сокурсника по Академии и соученика в портретном классе С.С. Щукина примерно в 1814 году. И эта дата имеет определенные подтверждения.
Прежде всего, сам Варнек еще в конце 1809 г. вернулся в Санкт-Петербург из пенсионерской поездки в Италию, в которой он находился с 1804 г., выиграв на академическом конкурсе 1802 г. большую золотую медаль. Учитывая даже только дату возвращения его в Академию (1810 г.), можно сделать заключение, что минимальный возраст Михайлова на портрете может быть не менее 24-х лет.
Но он явно выше, поскольку в сентябре 1810 г. в списке работ, которые Варнек выполнил после своего возвращения в Петербург, портрета еще не было [6,7], и тогда минимальный возраст Михайлова на нем может быть оценен уже на уровне 26-ти лет. В итоге у меня имеются косвенные основания считать, что портрет своего друга Варнек выполнил, скорее всего, в 1814, 1815 гг., и это подтверждает, что он запечатлен на нем в возрасте 30 – 31 года. Но к мотивации этого вернемся еще раз в следующей миниатюре.
Листая в прошлые годы монографию Турчина В.С., я обратил внимание, что в Примечаниях к главе 3 на стр.еще раз упоминается фамилия Михайлова П.Н. и приводятся довольно важные факты биографии художника. Чтобы ознакомить с ними читателя, процитирую самое начало гл. 3 и первые фразы Примечания 1 к данной главе: «Жизнь Александра Григорьевича Варнека заметно изменилась, когда в марте 1824 года он по высочайшему повелению был определен в Эрмитаж по «четвертому отделению»» (см. примечание 1)».
В данном примечании сообщаются следующие сведения из Формулярного списка А.Г. Варнека от 1827 г. из ЦГИА: «Оклад художнику был положен 1300 рублей в год. Известен адрес А.Г. Варнека. Он проживал в деревянном доме, «бывшем директорском» (так называемый «розовый домик» – на 3-й линии Васильевского острова) совместно с академиком П.Н. Михайловым».
Из очередных миниатюр будет ясно, что проживал Михайлов в этом доме до конца своей жизни, и мы рассмотрим все этапы этой холостой его жизни со времени рождения Павла Николаевича, а, точнее, с момента поступления его в 1796 году в Императорскую академию художеств.
А сейчас вернемся к подписи к овальному портрету Михайлова, воспроизведенном на стр. 147 монографии В.С. Турчина , а также в начале настоящей миниатюры и зададимся вопросами, касающимися истории его бытования: «Кем был коллекционер Е.Е. Рейтерн и чем его заинтересовал обсуждаемый овальный портрет; как и когда он оказался в собрании Государственного Русского музея»? Но поскольку данные вопросы уже не связаны напрямую с биографией П.Н. Михайлова, рассмотрим их в Приложении к настоящей миниатюре (см. ниже).
В нем я изложил краткую биографию коллекционера Е.Е. Рейтерна, приведенную в Словаре Банникова А.П. и Сапожникова С.А. [8], подаренного мне 5 августа 2007 г. автором книги, моим хорошим знакомым – искусствоведом Банниковым Анатолием Павловичем, проживавшем в городе Приморско-Ахтарске и безвременно ушедшем из жизни 27.05.2011.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Владимир Варнек. Аргументы к атрибуции портрета Александра I. Проза.ру
2. Владимир Варнек. Об одном гравированном портрете Александра I. Проза.ру
3. Владимир Варнек. О портрете Александра I работы Аткинсона. Проза.ру
4. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
5. Турчин В.С. Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985.
6. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
8. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ от 16.01.21.
РЕЙТЕРН Евграф Евграфович (Герхард Гергардович) (1836 – 1918) – сенатор и художественный деятель. Сын полковника Евграфа (Гергарда) Романовича Рейтерна и его жены баронессы Шарлотты Шверцель. Двоюродный брат графа М.Х. Рейтерна.
Окончил Дерптский (Юрьевский) университет. Служил в Департаменте герольдии Правительствующего сената (герольдмейстер). Дествительный статский советник. Все свободное время отдавал искусству и собирательству офортов. Член совета Академии художеств. Академик АХ (с 1893 г.).
Шурин (брат жены) В.А. Жуковского. Сам был холост и бездетен. Жил и умер в Санкт-Петербурге (Петрограде). Собирал гравюру, литографию и рисунок (количество листов графики составляло около 9 000, а общее количество экспонатов собрания – более 25 000). Коллекция составлялась более 50 лет, была приобретена Русским музеем и составила основу отделения гравюр и рисунков музея.
Завершив распечатку Приложения к миниатюре, обратил внимание на то, что, конечная дата периода сборки сведений о коллекционерах для Словаря, дата поступления офорта Михайлова П.Н. в ГРМ и дата смерти Рейтерна (1918 г.) совпадают. Читателю, очевидно, понятно, что было в эти времена.
Заглянув в Википедию, узнал много других сведений о действительном тайном советнике Рейтерне, в частности, о том, что при жизни он был награжден пятью орденами, был знатоком русской живописи и был членом Общества поощрения художеств, в котором многие годы до этого состоял и художник А.Г. Варнек. Поэтому очевидно, что Рейтерн хорошо знал творчество художника и «добыл» для своей коллекции три его работы, в том числе и офорт с изображением художника Михайлова.
Думаю, что он был хорошо осведомлен и о той коллекции рисунков, которые Михайлов выполнил во время нахождения в двух кругосветных плаваниях. Поэтому встретив офорт с изображением неординарного художника, приобрел его для своей коллекции.
Свидетельство о публикации №221011600770