Смертники или путь в никуда

Гл.1

Одной из самых страшных катастроф советских войск в ходе Великой Отечественной войны считается разгром Брянского фронта и образование Вяземского «котла» в ходе немецкой операции «Тайфун».
Вторая волна мобилизации, объявленная в августе 1941 года, в Стародубе прошла в спешке. Рекомендовано было всех призывников отправлять в распоряжение Комаричского военкомата, где было ещё относительно спокойно, и текла мирная жизнь в прифронтовой полосе. 17 августа стародубский военкомат отправил туда последние взводы военнообязанных и сам срочно эвакуировался со всей документацией.
А соседний мглинский военкомат не успел выполнить приказ Ставки, сам покинул город на грузовике в последний момент, а все мужчины на долгие два года остались на оккупированной территории и выживали вместе с семьями при нацистском режиме.
13 Армия, державшая оборону на гомельском направлении, первой приняла удар со стороны Белоруссии, хотя командование считало, что немцы после Рославля станут штурмовать Брянск, чтобы открыть беспрепятственную дорогу на Москву. Но просчитались. Гитлеровские войска взяли курс на Юго-Запад, стремясь взять столицу в кольцо с юга и с севера. И уже во второй половине августа отрезали от Брянска железнодорожную магистраль Брянск-Гомель, захватив 17 августа Унечу, а 18-го оккупировали Стародуб.
- Я думал, что сынки без нас справятся, ан нет, куда без нас, старых вояк, - ухмыльнулся Яков, протоптавший немало в Гражданскую войну.
- Будешь заполнять эти «смертные» документики? – спросил Степан односельчанина, вертя в руках выданные в Комаричском военкомате бумажки.
- Даже пергаментных вкладышей на нас не хватило, - тут же услышал рядом и усмехнулся, когда безусый молоденький красноармеец стал насыпать в один из листков махорку, а другой клочок сунул в карман гимнастёрки.
- Вот тебе и ответ, - вздохнул дружок-вояка, - шальная пуля-дура не спрашивает. Но мы всё же хоть так оставим о себе памятку на этой земле, чтоб не затеряться в случае чего. Немец вон как прёт.
- Тут бы наш писарь из сельсовета не помешал, - съязвил Яков, мусоля химический карандаш во рту и пытаясь чётко вывести свою фамилию, - у него четыре класса образования, а у меня один церковно-приходской школы и коридор при царе батюшке. А после Революции не до грамоты было.
Заполнив с горем пополам свои данные, где запрещалось указывать номер части, занялись гильзами от патронов, куда было рекомендовано замуровать эти «дорого стоящие» документы, так как стандартных эбонитовых капсул в военкомате тоже не оказалось, как и красноармейских книжек, которых в начале войны ещё не было, а введут в обязательном порядке чуть позже.
Поэтому в случае смерти бойца только эти две бумажки являлись документом, удостоверяющим личность. А похоронная бригада, если успеет после боя, должна была забрать у погибшего красноармейца одну из них, а другую оставить в гильзе. Таким образом подразумевалось, что имя солдата будет известно при погребении.
Стрелковая дивизия, куда были зачислены красноармейцы Степан и Яков, уже через неделю оказалась один на один с винтовкой в руках против танков Гудериана.  И выполнить приказ Ставки, отбить немцев в начале сентября с оккупированных территорий Почепа, Стародуба и Новгорода-Северского, Брянский фронт не смог.
Разрозненные большой протяжённостью и плохо укомплектованные техникой три Армии с боями выходили из окружения, неся огромные потери.
Спасал бойцов родной дремучий брянский лес, давая короткий отдых под своим покровом.
- До села нашего тут рукой подать, - ночью шепнул Яков дружку, жуя кусок чёрствого сухаря, завалявшегося в кармане.
Но Степан не слышал этих слов, провалившись в тяжёлый сон после боя за родную стародубскую землю. А когда открыл глаза, немецкая речь резанула слух и холодком отозвалась в сердце.
Тяжёлый грязный сапог больно пнул в бок, а наставленное дуло автомата мгновенно вызвало в теле спасительную реакцию.  Пытаясь схватить рукой рядом лежащую винтовку, тут же получил прикладом по голове и, завыв от боли, уткнулся лицом в мокрую сентябрьскую листву.

Гл.2


Рецензии
Дед моего мужа был угнан из Латвии на работы в Германию, когда шёл набор добровольцев воевать в краю родном, с земляком подписались, заранее договорившись, что сбегут. Так и вышло, когда состав шёл по Латгалии спрыгнули и по лесам добирались до своих хуторов. А там первым делом утопил обмундирование, оружие и сжёг документы. Так продержался на хуторе своём до конца войны. В советское время очень боялся, что всплывут документы и отправят в лагеря... Но Бог миловал.
Второй дед героически воевал и потерял ногу. Был в почёте в советские годы...
История у каждого своя. Не берусь никого судить. Не сбежал бы - не было бы сынов, моего мужа и его брата, да и не только их.
Спасибо, Танечка!

Натали Бизанс   28.12.2023 12:28     Заявить о нарушении
Трудный был 1941 год.
Кто выжил, Господь помог.
Наташенька, спасибо за прочтение и отзыв!

Татьяна Завадская   29.12.2023 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.