Агент Кремля на бюджете

Главный источник пополнения казны Жириновского – деньги налогоплательщиков. В основном они идут на пропаганду. Помогают ЛДПР и связанные с ней коммерсанты, которые зарабатывают на госзакупках и благодаря политическому влиянию лоббируют интересы своего бизнеса. «Дети, инвалиды, кто еще? Сироты, крепостные, холопы». Прошлой зимой Владимир Жириновский стоял на Красной площади в серой шапке-ушанке, доставал из толстой пачки денег купюры по тысяче рублей и раздавал их собравшимся вокруг людям. Накануне этого Нового года лидер ЛДПР, принимая во внимание эпидемию коронавируса, пообещал оказать материальную помощь «обиженным» дистанционно. Россиянам, которые оказались обделены подарками, он пообещал выслать деньги. По словам Жириновского, ему приходится «помогать тысячам и тысячам».

Ежегодно на подарки у него уходят десятки миллионов рублей. Из собственного кармана председатель ЛДПР одаривать избирателей вряд ли может – во всяком случае, если верить его декларации. Официальный заработок Жириновского составляет 22,5 млн руб. в год. Неплохо, но для роли приносящего радость всей стране Санта-Клауса все же маловато. Зато в десятки раз богаче самого Жириновского его партия. Причем львиную долю доходов ЛДПР получает из госбюджета: то есть политик, устраивая показушную раздачу купюр, незатейливо подкупает россиян... их же собственными деньгами.

Доходы партии за три года составили почти 4 млрд руб. Самая значительная статья поступлений – деньги федерального бюджета. От государства партия получила за это время почти 3,4 млрд, то есть примерно 85% от своего общего бюджета. Финансируются из народной казны политические партии в соответствии с законом: каждый поданный за партию голос на выборах в Госдуму конвертируется в 152 рубля дотаций ежегодно. Действует эта норма не для всех, а только для тех, кто набрал 3% голосов. Предусмотрено вознаграждение и в случае успешного выступления кандидата от партии на президентских выборах.

На прошлых думских выборах ЛДПР потратила во время избирательной кампании около 700 млн руб. Инвестиции оправдались – ведь за пять лет нахождения в Госдуме партия получит в разы больше. Те малые партии («Яблоко», ПАРНАС и др.), которые набрали меньше 3%, потратили деньги впустую. Складывается во многом парадоксальная ситуация: богатые и крупные партии становятся еще богаче и влиятельнее, бедные и небольшие – беднее. Идет ли это на благо развитию политической конкуренции – вопрос спорный.


Рецензии