Свои

Часто, проходя мимо магазина «Магнит», который расположен в торце нашего девятиэтажного дома, на площадке перед входом видела сидевших, отдельно от других продавцов-дачников, мужчину и женщину, предлагавших сезонный товар – яблоки, зелень, овощи, видимо, со своего огорода…И везде четко написаны цены.

Было им лет по сорок, может, меньше, но сильная худоба, неухоженность и дешевая, старая одежда добавляли годы. Молчаливые; с грустными, безучастными глазами, они тихо взвешивали свой товар, ни с кем не общаясь. Я всегда останавливалась на этом стихийном базарчике и покупала именно у них что-нибудь из зелени, потому что сочувствовала и понимала их положение – в сёлах сейчас трудно без работы, да и вид у них был уж очень жалким - хотелось хоть как-то помочь.
 
Но однажды увидела рядом с ними светловолосого мальчика лет шести-семи – худенького и бедно одетого. Когда я брала у них помидоры, то спросила у мальчика, как его зовут и узнала, что он - Вася. 

Овощи у них отменного качества – свежие, крупные, и я сказала, что возьму весь ящик. Цены у них, кстати, были ниже, чем у других продавцов. Разделив помидоры на два пакета, и рассчитавшись за них, хотела уже уходить, но тут Вася вскочил и быстро подхватил пакеты:
- Давайте, я вам помогу! Куда нести?
Я с удивлением посмотрела на его родителей. Отец кивнул головой. И тогда я ответила мальчику:
- Ой, спасибо тебе, помощник, я живу в этом же доме, в первом подъезде. Идем!
Пока мы шли, разговорились. Мальчик оказался очень коммуникабельным. И я сказала:
- Вася, как же ты не похож на своих родителей, они такие неразговорчивые…
- Так они же глухонемые! И не родные мне…

От неожиданности я остановилась:
- Как так?
Вася откровенно рассказал, что «родители» взяли его под опеку у своих соседей, с которыми дружили еще с детства. Биологические родители погибли в аварии более пяти лет назад. Ехали на своем стареньком «жигулёнке» из города, расслабились, и на закрытом перекрестке в их машину врезался грузовик.

- А я тогда был совсем маленьким, они оставили меня с бабушкой дома. Но после смерти мамы и отца, бабушка вскоре умерла, и меня тут же отправили в детский дом. Вот оттуда соседи меня и забрали, оформив необходимые документы.  У них ведь своих детей не было, вернее, был сын Толик, но он зимой утонул в пруду, когда решил покататься по тонкому льду, - рассказывал по-взрослому Вася, шмыгая носом. И я увидела, как увлажнились и покраснели его глаза. 
 
- А как же вы общаетесь? – поинтересовалась я.
- Понимаю всё по рукам. Это легко. И Вася ловко показал мне какие-то знаки.
Мы давно подошли к моему подъезду, но расставаться с Васей не хотелось. Его взрослая рассудительность и обаяние проникли глубоко в душу, и я вдруг спросила:
- Вася, есть хочешь? Может, зайдем к нам, я пирожки испекла…
- Можно…- ответил мальчик. Было видно, что ему тоже не хотелось расставаться.

Дома я угощала маленького гостя пирожками с капустой, борщом, малиновым вареньем, чаем... Он ел степенно, осмысливая вкус каждого блюда, хвалил пирожки, ну, совсем, как сельский мужичок. Я умилялась и не знала, что ему еще предложить. Однако понимала, что родители уже заждались своего помощника.

Во время обеда Вася много успел мне рассказать. Как он готовится к школе, что уже умеет писать, читать. Как поёт со своим другом за воротами на лавочке под гитару приемного отца и даже сам мечтает научиться играть. Но больше всего ему приходится работать – у них корова есть, птица и на огороде приходится полоть, поливать, собирать овощи и фрукты…

Я слушала, и слезы сами катились по моим щекам. Совсем ведь малыш, а сколько же он умел делать по хозяйству. Но больше всего меня поразило чувство ответственности Васи. Он ничего не забывал, всех ему было жалко, обо всех он заботился.  Очень огорчался гибелью их верного пёсика, о котором тоже успел поведать.
- Но Бог меня услышал, я ему долго молился и вот в ту субботу, когда мы торговали здесь, я нашел в канавке у школы маленького щенка со сломанной лапой. Он лежал на травке и скулил. Я положил его в кепку и принес родителям, а потом мы привезли его домой. Он спал со мной, я его лечил и кормил. Сейчас он уже привык к нам и быстро поправляется! Скоро приеду с ним торговать, и вы увидите…А назвал его - Потеряй!

Неожиданно мальчик поднялся, перекрестился и поклонился:
- Спасибо, тётя!  Пойду, а то мои там сидят голодные, а я, как на именинах у вас!  И дома хозяйство ждет…
Я от души рассмеялась трогательности и мудрости его слов и, шутя, предложила:
- Вася, а, может, останешься у нас?

Мальчик грустно посмотрел на меня и промолчал, а когда я проводила его к выходу из подъезда и передала пакет с пирожками для родителей, серьезно сказал:
- Я СВОИХ никогда не брошу! 

И столько твердости и решительности было в его голосе, что я ему поверила. Такие хлопцы никогда не предадут своих: родителей, друзей, Родину… Они честные и надежные! Работящие и выносливые.
Счастья тебе, Вася!


Рецензии
Любовь, здравствуйте! Как всегда, Вы умеете в обыденности увидеть чудо -чудо человеческого участия,доброты и красоты отношений, и сами являетесь этой красотой!
Вот так и надо всем жить -замечая и помогая, и любя!
Рассказ понравился очень. Спасибо.
Помощи Божьей в жизни и в творчестве!
С уважением, Татьяна.

Татьяна Борисовна Смирнова   28.06.2021 10:21     Заявить о нарушении
Танечка, да и у Вас доброты и красоты душевной не перечесть. Тоже в Вашем творчестве это проходит красной нитью. Если бы все люди были обладателями этих качеств, то мир был бы совсем другим! Таким, как создавал его Бог. Но некоторые люди всё портят на земле...Спасибо Вам за прочтение и искренний отзыв. С добром и теплом к Вам и Вашему творчеству - Любовь.

Любовь Коломиец   28.06.2021 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.