Дорога к Богородице

   Дорога к божественным святыням бывает разной. Иногда ее пройти удается за одно мгновение, а чаще всего на нее уходит вся жизнь. Считается, что чем она тяжелей, сложней, тем лучше для человека. Тогда происходит испытание его веры, характера, душа у него становится лучше и чище. В народе говорят, что «Бог целует даже намерения», малейшее движение нашей души он видит и оценивает. Желание прикоснуться к святыням, совершить паломничество, является для верующего человека вполне естественным. Принести свои просьбы к святыне, попросить о помощи, помолиться, вот что в основном движет паломниками. Не всегда люди могут посетить святые места. Так, например, на Святую гору Афон не пускают женщин, а дорога в Иерусалим требует больших затрат. Но бывает так, что святыни сами приходят к людям, когда их привозят для поклонения верующим в большие города.
   С 19 по 28 ноября 2011 года в Москве пришли поклониться поясу Богородицы, хранящемуся в Ватопедском монастыре Афона около миллиона человек. Добровольная армия всех возрастов нескончаемым потоком тянулась к храму Христа Спасителя от Воробьевых гор вдоль Москвы-реки.
   Хотя был еще ноябрь, но погода установилась холодная, лежал мокрый снег, дул пронизывающий ветер. Многие верующие, опасаясь за свое здоровье, сюда не пришли, но продолжали молиться дома. По телевизору, в новостях постоянно сообщали о том, что в Москве можно поклониться поясу Богородицы в храме Христа Спасителя.
   Одевшись как можно теплее, в два часа я вышла из дома и направилась в сторону Воробьевых гор. На улице было минус восемь, дул сильный ветер. Сомнения в душу закрадывались, но вера в то, что ничего плохого не произойдет настойчиво толкала меня вперед. В три часа добралась наконец до хвоста очереди. Он начинался от Андреевского моста и  тянулся вдоль реки. В очереди стояли самые разные люди, мало было только детей и совсем дряхлых стариков. Набережная была разделена милицией на отсеки с помощью заграждений, в каждом было человек по пятьдесят. Это было сделано для того, чтобы избежать давки и возникновения травм. На всем протяжении очереди дежурили милиционеры и военные, стояли туалеты и автобусы для отдыха верующих. Когда очередь продвигалась вперед, ограждения убирали и мы переходили в следующий отсек. Стоять было тяжело физически, дело усугубляла плохая погода. Но чувство локтя хорошо поддерживало. Молясь дома или в храме, видишь небольшое количество людей, пришедших к Богу, а здесь их были сотни тысяч. Ради развлечения, за компанию или по другим причинам человек сюда не пойдет, а если и придет, то быстро покинет это место, не будет рисковать здоровьем и простаивать в очереди по пятнадцать-двадцать часов. Многие люди приходили сюда целыми семьями, коллективами. Несколько раз видела, как переодевались в теплые вещи в автобусе женщины, приехавшие прямо с работы после пяти вечера. Когда начали опускаться сумерки, люди все чаще стали проводить время в автобусах, где можно было согреться и почитать молитвословы, не опасаясь, что отморозишь руки. Кто-то из верующих приносил термосы и бутерброды и раздавал их всем желающим.
   По тому, как медленно продвигалась очередь мы поняли, что до утра к цели не доберемся. Ночью на набережную привезли полевые кухни. Молодые солдаты раздавали гречневую кашу с тушенкой и чаем всем желающим. Хорошо подкрепившись и взбодрившись, люди продолжили стоять в очереди. Было удивительно, что совсем не хотелось спать, причем не только мне, но и всем остальным. Такая возможность в принципе была. Можно было прикорнуть в теплом автобусе, но спящих я не видела. А сплоченность и поддержка друг друга были, конфликтных ситуаций не было. Были паломники из разных мест, из соседних областей: Ивановской, Рязанской, Подмосковья. Они приезжали целыми приходами со своими батюшками. В очереди выделялись тем, что стояли позади своего священника, одетого в церковное облачение, и часто пели псалмы и акафисты. Эти группы вызывали уважение и какой-то тихий восторг. К священникам в очереди постоянно обращались разные люди, со всеми они беседовали, никому не отказывали.
   На рассвете мы подошли к храму Христа Спасителя. Очередь кольцом опоясывала его. Стоя здесь было видно, как со служебного входа в храм постоянно заходят группы людей со священниками. В очереди начались недовольные роптания. Но потом стали говорить, что на все воля Божия и чем труднее путь к святыне, тем лучше для человека. Позже из прессы узнала, что было распоряжение, по которому разрешалось проводить без очереди к поясу Богородицы беременных, людей с маленькими детьми и инвалидов. Ровно в шесть утра мы, наконец, зашли в храм. Там было очень светло, красиво и тепло. Поклонившись поясу Богородицы, вышла из храма. Уже открылось метро. Подумала, как хорошо, что достояла до утра, иначе пришлось бы через всю Москву идти ночью пешком, ведь денег на такси не было. Быстро добравшись до дома, выпила чай и легла спать. Проснувшись через несколько часов поняла, что абсолютно здорова и это было одним из чудес от Богородицы. Несколько лет спустя сбылись все желания, о которых я молила Деву Марию в храме Христа Спасителя.

16.01.2021.
15:30


Рецензии
Уважаемая Злата, вы всё правдиво описали, как свято, торжественно и трудно проходят паломничества к святыням... Они ведь совершаются не только ради прошений, но и по влечению христианской души к святыне, чтобы рядом с ней размягчилось сердце, усилилось покаяние, возгрелась молитва...
Все христиане могут вместе с вами засвидетельствовать, что религиозные чувства возрастают и обогащаются при поклонении святыне. Там молитва какая-то мощная.
Также вы точно описали, что обстановка всегда (как и в церкви) несмотря на трудности бывает исключительно доброжелательная и любовно-братская. Никаких злых слов. Везде бы в мире так. Спасибо за напоминание о тех святых днях.
Сектантам этого не понять, они духовные инвалиды, не вполне родившиеся в духовный мир.

Борис Силуанов   16.01.2021 21:13     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Абсолютно с Вами согласна

Манякина Злата   17.01.2021 11:20   Заявить о нарушении