Шахматы

         В шахматы меня научил играть папа. Было мне, наверное, лет 7. Какое-то время я играл только с ним. Проигрывал, конечно, поначалу, папа не поддавался и играл по-честному. Потом стали появляться выигрыши. Все чаще и чаще. И когда я стал выигрывать в несколько раз чаще, чем проигрывать, папа со мной играть перестал.
         Научил играть сестру и дома играл с ней. Потом в нашей копунской школе появился шахматный кружок и у меня появились единомышленники и партнеры. Помню, что из нашего класса там, кроме меня, были: Седякин Андрей и Гордеев Сергей. Кто еще, к сожалению, достоверно не скажу (возможно, что это могли быть, например, Кириллов Евгений, Кудашкин Андрей и др.).
         Начала наша команда ездить на районные соревнования по шахматам. Название было что-то типа «турнир на приз клуба «Белая ладья»». Соревнования проходили в Шелопугино, в Доме Пионеров. Здание в 90-е годы было разрушено, а памятник пионеру, стоявший рядом, сохранился и сейчас находится в другом месте. Лучшими моими достижениями в личном первенстве были вторые и третьи места. Первое место чаще всего занимал Скорняков Александр. Очень хорошо он играл. Не помню, доводилось ли мне его выигрывать?! Интересно, сохранил ли он своё увлечение в своей взрослой жизни? Было бы интересно с ним сыграть сейчас. В наше время расстояния не помеха и это несложно сделать посредством интернета.
         Моими противниками на районных турнирах становились бывало Марков Олег и Грудинин Андрей. Почему их запомнил? Потому что в последствии, после нашего переезда из Копуни в Шелопугино, они стали мне почти одноклассниками (я в б-классе, они в а-классе). Да и вообще они были заметными в жизни района. Играли, например, еще в районной хоккейной команде. Среди лучших хоккеистов вспоминаются они, да еще Виктор Шайдуров. Ездили и на областные соревнования. Однажды шелопугинская команда приезжала на товарищескую встречу к нам в Копунь. Каток у нас был залит около ДК, что находился в РТС (на этом месте сейчас пустырь). Я тоже играл. Не помню, но думаю, что мы им проиграли с крупным счетом. У них экипировка и опыт были гораздо лучше. Наш «копунский хоккей» это был в основном – хоккей в валенках. Играли мы в основном на том конце улицы Зеленой, который ближе к кладбищу. Часто и клюшки наши были не «магазинские», а сделанные из березовой ветки. Однако, трудно переоценить тот вклад, который давал этот хоккей в валенках в наше физическое развитие и здоровье.
         В 80-каком-то году я был в нашем районном пионерском лагере «Колосок», и мы ездили на соревнования в лагерь «Чайка». Он был на территории Сретенского района, недалеко от речки Куренга. Всё же лагерь этот имел отношение к нашему Шелопугинскому району, так как был, как сейчас модно говорить, аффилирован с Шахтаминским рудоуправлением. В том числе был турнир и по шахматам. Не помню, как в других состязаниях, но по шахматам команда «Колоска» одержала победу и мой вклад в нее тоже присутствовал. Доводилось мне еще однажды бывать в этом, лагере. В конце весны, начале лета 1988 г. на базе «Чайки» проводились военные сборы выпускников 9-го класса. Встретился я тогда и со своими бывшими копунскими одноклассниками. Впрочем, это уже совершенно другая история.
         Вспоминается еще такой случай. В Копуни, в парке около ДК, проходили праздничные гуляния, приуроченные или к «Дню работника сельского хозяйства», или «Празднику урожая». День был солнечный и теплый. Был организован и шахматный турнир. Первое место занял я тогда. За победу получил грамоту и хороший набор шахмат (большая складная деревянная доска и костяные шахматы). После того, как я уже сыграл все свои партии, что полагались по турнирной сетке, и было понятно, что я занял первое место, подошел Распопов Андрей. Говорит: давай, мол, со мной еще сыграешь. Я отказался, свои партии уже все сыграл, да и регламент соревнований это уже нарушало. Андрюха: ааа…, мол, боишься. Остался он в итоге с чувством, что первое место, занято мною несправедливо.
         Большим шахматным мастером я не стал, но любовь к этой игре пронес через всю жизнь. Сейчас больше люблю «быстрые шахматы» и практически дня не провожу без игры. Мои профили на шахматном портале «Lichess» (https://lichess.org): Guran1972 (https://lichess.org/@/Guran1972)и Guran72 (https://lichess.org/@/Guran72), приму ваш вызов.


Рецензии