14. 41

Ксения Набойченко


«14.41»
(заявка на сценарий
многосерийного художественного фильма)

Жанр: драма, детектив, мистика
Формат: 10 серий


Ярику 35.
У него есть любимая семья и любимая работа.
Ярослав Огарёв, детский терапевт, - работает в городской поликлинике.
Когда-то мечтал служить пожарным, но его отговорила «Мама». Ей удалось убедить Ярослава спасать людей иначе.
Кроме Ярика у Мамы было ещё много детей: девчонок и мальчишек. Мамой они называли воспитательницу в детском доме, где росли.
Несколько дней назад все эти ребята простились с Мамой. 
Ярославу потребовалось немало мужества, чтобы пережить и факт тяжёлой потери.

Но самым тяжёлым ударом стала для него предстоящая встреча с матерью. С женщиной, о которой он ничего не знал до вчерашнего дня.
Молодая незнакомка назвала себя его сестрой в кабинете поликлиники. Долго и путанно объясняла, кто она и зачем пришла.
И вот, сегодня Ярослав должен увидеться с «матерью».
Едет на треклятую встречу в какой-то дорогой ресторан, чтобы…что?...

Ярик заранее ненавидел её. Припас много вопросов. Много историй из детства всплывает на поверхность памяти, - и самое поганое, что где-то в глубине души он понимает, что всегда её ждал. Привык ждать с младенчества, когда его выбросили где-то на задворках подмосковного городка. И после выпускного в школе-интернате. И потом – после армии…
Ожидание оборвалось только, когда он сам обрёл семью. Когда появилась потребность защищать, а не защищаться, и всё сложилось. Наладилось. Улеглось.
А теперь – как гром среди ясного неба эта некогда долгожданная мать…

Ярик подъезжает к ресторану, паркуется. Остаётся сидеть в машине, наблюдая за двумя женщинами, что сидят за столиком у окна и ждут его. Одна – та, что назвалась его сестрой. Вторая – холёная, хорошо одетая, совсем ещё не пожилая, - вероятно, его мать. Холёная женщина то и дело бросает взгляд на часы, часто выходит к подъезду ресторана, чтобы покурить. Наконец, не выдержав, Ярик заводит двигатель машины и выезжает на дорогу, чудом не задев Холёную Леди, когда та заметила его за рулём и попыталась подойти к машине.
Он удирал, проклиная себя за внезапные слёзы. За ярость, которая смела одним махом всю его благоустроенность, всё спокойствие и тихое счастье, которым он привык довольствоваться.

Не справившись с управлением, автомобиль Ярослава не вписывается в крутой поворот на оживлённом перекрёстке.
Ярику в последний момент удаётся избежать столкновения с трамваем, и он на скорости въезжает в отбойник. Машину бросает из стороны в сторону.

Приехавшие на место аварии сотрудники ДПС наблюдают за действиями медиков, МЧС и других служб, призванных распорядиться, возможно, последними мгновениями жизни Ярослава Огарёва.


Тем временем Ярик «приходит в себя» в диспетчерской.
Здесь никто никого не утешает. Много людей в очереди. Длинный коридор. Всего одна дверь в самом его конце.
Ярик поначалу пытается добиться от людей в очереди ответов на свои вопросы. Все ведут себя странно,- притихшие, равнодушные к его настойчивым вопросам и просьбам.
Покорная очередь молча тянется к двери.
Наконец, выходит Диспетчер, вызывает Ярослава.
Всё деловито, без лишнего пафоса.
Рутинная для Диспетчера работа: объяснить правила службы, на которую с этой минуты невольно заступил Таксист с позывным Четырнадцать Сорок Один (время смерти ГГ).
Правила напечатаны на машинке с западающей «о», - оттого читаются тем более нелепо, что содержание этой памятки в любого нормального человека вселило бы смятение.
Правила очень простые: не пытаться покинуть автомобиль до и после выполнения заказа.
Не пытаться влиять на исход дел, поступков пассажиров и принимаемых  ими решений.
Не вступать в контакт с людьми на улицах города во время, до и после перевозки пассажиров.
Не игнорировать и не  обсуждать приказов начальства.
И ещё несколько сухих «правил».

Таксисту с присвоенным номером нужно выполнить определённое количество «выездов», - по истечению обозначенного количества выездов он получит шанс вернуться в день собственной гибели за несколько часов до роковой минуты.
Никто не сообщает Ярославу о том, что вернуться в тот день он едва ли сможет. С его характером он едва ли выполнит хотя бы одно правило из памятки. А за нарушение и невыполнение этих правил последуют не написанные ни в одной памятке наказания. Каких врагу не пожелаешь ни в одном из миров.

Горизонталная линия:
Ярослав едет по указанному адресу и берёт пассажиров, чтобы довести их до места назначения. Часто его пассажирами оказываются люди, связанные с его собственной прошлой жизнью: среди них будет его отец,- как выяснится, женатый человек, которого Ярик возит к молодой любовнице.
На его глазах, в салоне его машины и за её пределами будет разворачиваться история взаимоотношений его отца и матери (которые никогда не были и не будут женаты, поскольку отец Ярослава погибнет в пьяной драке, разнимая сцепившихся у студенческой общаги парней).
Яик, будучи человеком болезненно реагирующим на любую несправедливость, будет регулярно нарушать правила перевозки, и получая штрафные выезды столкнётся с пассажирами, которые никак не связаны с его прошлым.

 Но вскоре Ярик откроет закономерность: если ему удаётся выполнить «стороннее» задание без нарушений, следующий рейс вернёт его в прошлое и он снова сможет «ухватиться» за историю своих мамы и отца.
А теперь ему позарез надо понять, что же произошло в далёком 1981м, а затем в 90-м и т.д.

В результате своих злоключений он шаг за шагом пройдёт по следам своей матери. И придёт к выводу, что жизнь этой женщины часто  была настолько чудовищно несправедливой, что сейчас, - окажись он в дне собственной гибели, - он бы ни за что не проехал мимо неё у дверей дорогого ресторана.
Ярик поймёт, что его представления о справедливости, добре и зле, совершенстве одних людей и порочности других, - всего лишь результат его собственных очень поверхностных и очень опрометчивых суждений. «Все правы и никто не прав, все виноваты и никто не виновен».

Самым страшным наказанием для него будет попасть в недалёкое будущее, где без него вырос его сын, заметно состарилась его жена, и весь мир без него продолжил своё существование, никак не отреагировав на отсутствие в нём Ярослава Огарёва. Да, самым любимым и близким ему людям тяжело далась вынужденная разлука с «подающим надежды» молодым детским врачом, который мечтал создать таблетку от всех детских болезней. Но так и не создал.

Конечно, в Диспетчерской служат не глупые люди. Там вообще служат не люди. Поэтому все поступки Ярослава, все его демарши и нарушения лишь подтверждают, что он – хороший кандидат в «выжившие». Что, невзирая на самые страшные наказания, лишения и т.д. он всё же поступал «по совести».

Сам того не зная, нарушая запреты и правила, оглашённые в памятке, он раз за разом вмешивается в ход истории жизни собственной матери: сейчас, в этой реальности она для него – девчонка, которая попала в страшную заваруху и без его помощи, защиты и незримой поддержки, просто погибнет. А этого детский врач допустить никак не может.
В результате он, действительно, многое изменит в жизни своей настоящей матери и в финале она найдёт его именно потому, что сам Ярослав таким образом, под чутким «руководством» Диспетчеров, в прошлом привёл её к себе самому – взрослому тридцатисемилетнему Ярославу Огарёву, счастливому семьянину и подающему надежды молодому детскому терапевту, который работает над «таблеткой» от всех детских недугов.


ВЕРТИКАЛКИ:
Схема работы Такси

Ярик садится в машину («борт», закреплённый за его номером). Диспетчер озвучивает адрес, на панели (там, где должен находиться счётчик), высвечивается дата.
Шестое мая восьмидесятого года. Ярик едет по указанному адресу. Но по пути замечает напавших на молодую женщину хулиганов. Он покидает машину, несмотря на строгий протест «Всевидящего» Диспетчера.
Разнимает драку, спасает Женщину. Усаживает в машину и везёт по указанному ею адресу. По пути узнаёт часть её собственной истории.
Выбившись из графика, Ярик «подведёт» мужчину, который сядет к нему в машину, чтобы отправиться к своей молодой любовнице.  У мужчины будут серьёзные неприятности на работе и дома, а девчонка, к которой он должен был приехать в назначенный час, будет выставлена за дверь студенческого общежития по доносу однокурсницы.
Ярослав вернётся на базу, получит выговор от Диспетчера « с занесением в личное дело». «Личным делом», которое пишется Диспетчером впоследствии и окажется своеобразной летописью жизни Ярослава Огарёва, но он узнает об этом вместе со зрителем только в финале.

Диспетчер сообщит Огарёву: вы нарушили правила перевозки, следующие рейсы: год 2014, 2016 и т.д.
 А мужчина, который по вашей вине не попал вовремя по указанному адресу, через восемь месяцев станет вашим отцом.
Ярослав в ужасе: но ничего исправить он не может и вынужден совершить выезды, не имеющие, как ему кажется, отношения к его отцу. Пока он не выполнит рейс без нарушений, его не отправят вновь в май восемьдесят первого года и он не узнает, что было дальше и никак не сможет помочь своим родителям «не потерять» маленького Ярика, не отдать его в детский дом.





Основная «детективная линия» сюжета: расследование Ярослава. Он шаг за шагом проследит судьбу своей матери.

История Ольги (матери Ярослава)
1979 год. Москва.

Оле 17, она учится на третьем курсе института. Педагог по истории искусств, Андрей Куприн (27) и Оля всё чаще беседуют после лекций по дороге к метро. Однажды после такой беседы Андрей на прощание целует Олю. Студентка давно влюблена в этого прекрасного чудного человека, - за поцелуем следуют встречи. За встречами – страх разоблачения.
Куприн женат, его супруга Марина – дочь чиновника. Капризная, избалованная вниманием и достатком девушка. С горем пополам окончила МГУ, там познакомилась с Андреем. «О, могущество мужчины не идущего в руки»: среди десятка ухажёров, увивающихся за ней, она хотела бы видеть Андрея Куприна. Но тот слишком увлечён научной деятельностью, слишком далёк от компании, которая окружает Марину. Наконец, Марине представился случай «поймать» Куприна. На дне рождения их общей приятельницы, в томный летний вечер, под вино и волнующий джаз, Куприн, наконец, обращает внимание на Марину.
Они проводят вместе ночь.
Утреннее похмелье заставляет Куприна ужаснуться случившемуся, но Марина приходит к нему снова и снова. Чем чаще они видятся, чем ближе общаются, тем отчётливее Куприн понимает, что эта девушка – человек, с которым у него нет ничего общего. Ни взгляды на жизнь, ни цели, ни отношение к людям. Куприн решает: это свидание – будет последним. Ему предстоит объясниться с Мариной и положить конец этим странным взаимоотношениям. Выслушав Куприна, Марина впадает в отчаяние. Что ж, она всё понимает. Куприн благороден и мудр. У него большое научное будущее.  Возможно, он принял правильное решение и она бы поддержала его. Но Марина беременна.
Это – удар для Куприна. Он сам рос без отца и совершить преступление против собственной морали оказывается ему не под силу.
Марина счастлива, - она получила очередной вожделенный предмет. Марина всегда получала всё, чего хотела и иначе быть просто не могло. Но что делать с беременностью, которой нет?
Марина приходит к старинному приятелю отца: доктору, профессору медицины. Марине нужна лишь справка: в слезах, на грани истерики она убеждает пожилого доктора, что её жизнь без Андрея лишится смысла. А Андрей уйдёт от неё, если она никак не оправдает свою ложь. Пожилой профессор, поддавшись увещеваниям и мольбам дочери старого друга, помогает Марине выправить справку.
Так, Куприн, из благородных побуждений женившийся на Марине, становится жертвой классической женской аферы.
Встречи с талантливой студенткой становятся для него глотком чистого воздуха. Её искренняя влюблённость – единственной радостью. Отказаться от любви, настигшей его в столь неподходящий момент , в столь неудачном месте, - Куприн не может.

Но у Оли есть воздыхатель из числа однокурсников. Амбициозный, душа компании, признанный красавчик и ловелас, - Сергей Сомов, - тщетно добивается расположения Оли. Её неприступность, невнимание и холодность задевают Сомова. Волею судьбы он встречает Ольгу с Куприным в одном из парков города. Наблюдая за педагогом и студенткой, Сомов быстро понимает, что их связывает не древняя Троя и не архитектура древнего Рима.
На студенческом празднике, куда педагоги традиционно приходят с супругами, Сомов находит возможность намекнуть Марине на роман её мужа с Олей.

Марина, которая привыкла к яркой жизни, полной шумных вечеринок и развесёлых друзей, часто одаривает вниманием то одного любовника, то другого. Она понимает, что Куприн не любил и никогда не будет её любить. Но ей достаточно того, что он «на коротком поводке». А здесь – ей предпочли какую-то юную дурочку?! Нет, этого Марина не потерпит…
Марина сходится с Сомовым ближе. Сомов, понимая, какой лотерейный билет он вытянет, если заменит собой Куприна, - старается быть Марине полезным. Её отец – человек влиятельный и, став частью его семьи, Сомов навсегда распрощается с неустроенным бытом, нехваткой денег и борьбой за место среди лучших. Марина обеспечит ему всё. Взамен на одну небольшую услугу. Об отношениях её мужа и Оли должны узнать в деканате.

Ольгу с позором отчисляют из института. Общежитие, в котором она жила, теперь закрыло перед ней свои двери.
Андрей уволен, но по содействию всемогущего тестя, его личное дело не замарано формулировкой об аморальном поведении, - как это случилось с личным делом Ольги.

Пару недель Оля живёт у однокурсницы, Натальи Прошиной. Но мать москвички, вернувшаяся из командировки, требует от дочери выставить из их квартиры Олю. Тем более, девушка беременна: это невозможно скрывать, и компрометировать семью Прошиных Оля не должна.
О беременности Ольги быстро становится известно бывшим однокурсникам. В том числе Сомову.
Куприн по телефону, в торопливой беседе с Олей,  узнаёт о том, что его любимая ждёт ребёнка.
Он мчит к ней на встречу. Ловит такси, чтобы успеть на вокзал: электричка в Подмосковный городок, где снимает комнату Оля, - вот-вот отчалит.
На перроне у пригородных поездов двое студентов затевают драку. Куприн, вмешавшись, получает удар в висок. Оля так никогда и не узнает, что, упусти Куприн роковое такси, - их жизнь сложилась бы иначе.

Январь 1980г.
Сомов навещает Олю после роддома. У Оли родился мальчик, она назвала его Ярославом, - это имя им с Андреем нравилось больше других. Сомов обещает Оле помощь и поддержку.
Марине же, напротив, противна даже мысль о том, что у Андрея растёт наследник. Кто может гарантировать, что эта безродная девка, забеременевшая от её мужа, не придёт однажды за деньгами? Не потребует причитающегося отпрыску наследства?

Достать наркотики в среде золотой молодёжи было трудно, но возможно.
Сомов приезжает к Ольге, когда та лежит с температурой: малышу едва исполнилось три месяца. Ольга слаба, у неё пневмония. Малыш капризничает, ему не хватает молока. Сомов делает Оле укол: уверяет её, что лекарство импортное и быстро поставит её на ноги.
Одурманенная наркотиком, Ольга не сразу понимает, что в её комнате делает милиция. Откуда все эти люди, почему они забирают у неё ребёнка?..

Саму Олю, невзирая на протесты и мольбы, оформляют в психиатрическую больницу. Как наркоманку. Ребёнок направлен в дом малютки. Общество не даст нерадивой матери, аморальной личности, наркоманке, испортить жизнь ребёнку.

Спустя месяц в больнице Оля понимает, что доказывать врачам, что всё случившееся с ней – результат какого-то чудовищного заговора, - тщетно. Так она лишь заставляет их думать, что безнадёжно лишилась рассудка.
Оля избирает другую тактику. Покорная, согласная на всё и со всем, она перестаёт привлекать к себе пристальное внимание врачей. На редких прогулках изучает географию больничного двора. Оля понимает, что увидеть своего сына теперь она сможет только если ей удастся сбежать. От страшных размышлений о смерти Куприна и отнятом у неё ребёнке, Ольгу отвлекает идея о побеге. Она изучает расписание машин, которые приезжают на территорию больницы. Смены медиков, расписание врачей, часы прогулок и т.д

Однажды холодной октябрьской ночью Оля устраивает пожар на территории больницы. В суматохе ей удаётся незамеченной пробраться в машину, которая возит в больницу продукты.
Так она покидает психиатрическую больницу.

Выбравшись из машины на автозаправочной станции, на попутках она добирается до Москвы.
Ольга одержима единственным желанием: найти сына. Но отыскать его без посторонней помощи она не сможет. Сомов совершил ужасное преступление, подставил её, - к нему она обратиться не может.  Её неизвестно, почему и за что он так поступил с ней и её ребёнком. Но Оля верит в справедливость закона и отправляется в милицию.

В милиции она общается с пожилым следователем. По закону тот должен немедленно вернуть беглянку в психиатрическую больницу. Но Олина история, которую она искренне, ничего не утаив рассказывает внимательному милиционеру, заставляет его пойти против закона.
Плотно закрыв дверь своего кабинета, он поясняет Оле: если ей дорога свобода, если она хочет оставить себе шанс найти сына и наказать виновных в этой истории, - сейчас, прямо сию же минуту она должна сесть в пригородную электричку и покинуть пределы Москвы. Ей нужно бежать. В преддверии Олимпиады милиция проводит «зачистку» населения от неблагонадёжных граждан. Оля может провести несколько лет в тюрьме, или оказаться в психушке и после первого побега второго шанса совершить его снова, ей уже никто не позволит.
Милиционер даёт Ольге деньги на дорогу. Она отказывается брать их, но милиционер настаивает: тебе нужно переждать, перетерпеть, - вернёшься через год-полтора и тогда я смогу тебе помочь.

У Ольги нет родных, - она росла с бабушкой, которая умерла, когда Оля училась ещё на первом курсе. Но остался двухквартирный дом в пригороде Курска.

Оле едва хватает денег, чтобы добраться до Курска. Соседка по дому, пожилая женщина, радуется Олиному приезду. С тех пор как не стало Олиной бабушки, соседка живёт совсем одна. Появление Оли для неё – большая радость.

Оля понимает, что без документов устроиться на работу она не сможет. Но зарабатывать на жизнь как-то нужно. Соседка звонит племяннице в город: та работает в ателье. Олю берут уборщицей в Курское ателье по пошиву верхней одежды.
Племянница соседки, женщина средних лет, очень скоро оценит и кроткий нрав Оли, и её порядочность и, что самое главное: явный талант к обучению. Со временем Светлана, - хозяйка ателье и покровительница Оли, - позволяет девушке выполнять несложные заказы. Оля по-прежнему числится уборщицей, но теперь она может отложить немного денег. Они понадобятся, когда она вернёт Ярика.

Так проходит полтора года. Оля несколько раз берёт отгулы у хозяйки ателье, и отправляется в Москву, а оттуда в подмосковный городок, в котором в самый чёрный день своей жизни она узнала о смерти любимого, и где вероломный друг Серёжа Сомов сделал ей роковую инъекцию.

Однажды в городок приезжает Виктор Андреев. Военнослужащий, военный врач, который проводит свой короткий отпуск в гостях у недавно овдовевшей матери. Мать Андреева покупает сыну в подарок пальто. Хорошая, ладно скроенная вещь оказывается Виктору великовата и он отправляется в ателье, чтобы ушить пальто.
Здесь Виктор знакомится с Ольгой. Влюбившись в неё, он вскоре делает ей предложение. Ольга отвечает ему согласием. Но скрывает от Виктора своё прошлое, одновременно продолжая поиски сына.

Спустя много лет Ольга узнает, что её тайна не была тайной для её мужа. Отправляясь за границу по долгу службы, Виктор получил данные об Ольге, - ему с трудом удалось изменить целый ряд документов, чтобы его супруга могла выехать вместе с ним. Но, узнав о существовании у Оли сына, Виктор параллельно с Ольгой занимается его поисками, пользуясь своими служебными связями.

Однажды Виктору сообщают о том, что в одном из подмосковных детских домов найден мальчик, по описанию похожий на Ярослава. Виктор не решается рассказать об этом жене, пока не убедится лично, что этот ребёнок – действительно её сын.

Виктор встречается с Ярославом. В беседе с Виктором мальчик говорит Виктору, что никогда не простит матери, что она бросила его и «такая мать ему не нужна».
Виктор участвует в судьбе Ярослава, о чём тот даже не подозревает. Служба в армии, поступление в ВУЗ, - всё это происходит при невидимом для Ярослава участии и содействии Виктора.

Служба в Германии подходит к концу и Виктор с Олей возвращаются в Россию. Вскоре Виктор отправляется в очередную командировку: на этот раз в страну, где ведутся боевые действия. Виктор получает ранение. Из военного госпиталя его перевозят в Москву. Здесь Виктор, будучи врачом, понимает, что его жизнь вскоре оборвётся. Он впервые рассказывает Ольге о Ярославе.

Похоронив мужа, Ольга находит Ярослава, но не решается заговорить с ним. Младшая дочь по просьбе матери договаривается с Ярославом о встрече.

Ярослав приезжает к зданию ресторана, где Ольга ждёт с ним встречи.
В этот день Ярослав попадает в аварию.


 
               






 


Рецензии