Асы в небе ПМВ ч. 3

СЕРГИЕВСКИЙ БОРИС (род. 1888) обучился пилотированию в 1912 г. и был направлен в Императорскую Воздушную Службу. В 1914 г. закончил Киевский политех. В войну получил 10 наград, в том числе орден Св. Георгия. Командовал 2-й истребительной эскадрильей. В 1916 г. прошёл курс в Военной Академии. После большевистского переворота бежал в Англию, стал капитаном британской армии, инструктором. В 1920 г. вернулся в Россию, вступил в Белую Армию и был назначен начальником авиации 3-й Армии. В 1923 г. приехал в США, работал инженером и лётчиком-испытателем в фирме Сикорского. В 1938 г. стал вице-президентом Вертолётной Корпорации Америки. В 1959 г. ещё был жив.

ТОМСОН ЭДУАРД (1891-1917), выходец из Эстляндии, обучился лётному делу в 1913 в Имперской московской лётной школе Аэронавтического общества. В 1914 г. приехал в Германию на лётные соревнования. С началом войны был интернирован в Берлине, бежал в Англию, затем вступил во французскую армию. Летал разведчиком. Был сбит и ранен. Весной 1915 г. вернулся в Россию, получил звание прапорщика. Сбит и убит в бою с несколькими истребителями «Фоккер».

СУК ГРИГОРИЙ ЭДУАРДОВИЧ (1896-1917) после обучения в московской лётной школе в 1916 г. был направлен в 9-ю истребительную эскадрилью. Примерно за год сбил 7 немецких самолётов. Кавалер Георгиевских крестов. Сбит и убит на Румынском фронте 15 ноября 1917 г.

ОРЛОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - командовал 7-й истребительной эскадрильей до середины 1916 г. В 1916-17 гг. направлен во Францию. Сбит и убит в России в июне 1917 г. в бою с 4 «Фоккерами». Кавалер Георгиевского креста 4-й ст., автор одной из самых первых русских публикаций о воздушной войне («Методы воздушного боя»).

ТЕТЕР ОЛЬГЕРД - латыш, учился в Рижском Политехе на химика. В начале войны пошёл добровольцем в русскую авиацию. За шестую победу летом 1916 произведён из унтер-офицеров в прапорщики. Сбит и убит летом 1917 г.

ЯНЧЕНКО ВАСИЛИЙ - был известен храбростью и надёжностью. Так, 7 июля 1917 г. во время патрулирования его самолёт и самолёт корнета Юрия Гильшера (известного тем, что летал без ноги) были атакованы 8 германскими самолётами. Гильшер был сбит. Янченко удалось уйти от немцев, совершить посадку рядом с обломками самолёта Гильшера и достать его тело. Однако тот был убит.

БАГРОВНИКОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ - командовал 9-й артиллерийско-авиационной эскадрильей, в Гражданскую войну воевал в Белой Армии.

ПИШВАНОВ АЛЕКСАНДР - в июле 1917 г. сбил 3 немцев в течение недели, награждён орденом Святого Георгия.

ПУЛЬПЕ ЭДВАРД (1880-1916) - сын латышского крестьянина, учился в Рижском и Московском университетах. Построил собственный аэроплан. В 1912 г. уехал во Францию. В 1914 г., в возрасте 34 лет вступил во французскую армию сержантом-пилотом. В 1915 г. атаковал 8 немецких самолетов и сбил 2. Летом 1916 г. отправлен на Восточный фронт. В июле сбит и убит в бою с тремя «Фоккерами».

ФЁДОРОВ ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ - одержал все победы во Франции, хотя воевал и на Русском, и на Западном фронтах. Родился в г. Верный (ныне Алма-Ата), учился в Харьковском университете. Был членом РСДРП, в 1908 г. эмигрировал в Бельгию, затем во Францию. С августа 1914 г. воевал во французской пехоте пулемётчиком, в феврале 1915 г. был ранен и три с половиной месяца находился на излечении в госпиталях. Летом 1915 г. перевёлся в ВВС. Весной 1916 г. за 16 дней сержант Фёдоров сбил четырёх германцев над Верденом, за что получил прозвище русский авиаказак. Снова ранение, производство в лейтенанты. Награждён Военным Крестом и Военной Медалью. В декабре 1916 г. направлен в Одессу обучать русских лётчиков. По собственной просьбе отправлен на фронт, затем вновь послан инструктором в Севастополь. В начале 1918 г. вернулся на Западный фронт, где и погиб в ожесточённом бою с несколькими самолётами противника за линией фронта.

УТГОФФ ВИКТОР - был зам. командующего ВВС ЧФ. Среди его наград - ордена Святого Георгия, Владимира, Станислава и Георгиевский крест. Считается первым пилотом, взлетевшим с корабля во время войны. В июне 1917 г. едва избежал смертного приговора от матросского комитета авиатранспорта "Император Николай Первый" за то, что вопреки его запрету сбросил бомбы на немецкую подводную лодку, обнаруженную неподалеку от корабля. После Гражданской войны эмигрировал в США. С территории его фермы на Лонг-Айленде в 1924 г. взлетел первый самолёт Сикорского, построенный в Америке. В. Утгофф служил в американской морской пехоте, погиб в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.

Далее вкратце о двух очень известных лётчиках, внесших значительный вклад в создание отечественной военной авиации, которые воевали в небе с ампутированной ступней. Это были поручик Александр Николаевич Прокофьев-Северский и корнет Юрий (Георгий) Владимирович Гильшер. Оба были выходцами из потомственных дворянских семей, родились в один год (1894), стали на войне кавалерами ордена Св. Георгия и золотого Георгиевского оружия, но их судьбы, безусловно, сложились по-разному. Вполне возможно, что героическая жизнь этих русских лётчиков-истребителей помогла известному советскому писателю Б.Н. Полевому написать «Повесть о настоящем человеке», посвящённую лётчику, Герою Советского Союза А.П. Маресьеву, повторившему их подвиг. Этой весьма популярной книгой зачитывались практически все поколения советских школьников. Из неё они впервые узнавали, что ПМВ была войной героев, равных героям ВОВ.

А.Н. ПРОКОФЬЕВ-СЕВЕРСКИЙ -

окончил Морской корпус в декабре 1914 г. в звании мичмана. В связи с тем, что Флот срочно нуждался в специальных авиачастях командование, учитывая также желание Прокофьева, направило его в Севастопольскую авиашколу для подготовки лётчиков морской авиации. 2 июля 1915 г. молодой мичман сдал экзамен, получил звание морского лётчика и был направлен во 2-ю бомбардировочную эскадрилью Балтийского флота. По прибытии в часть сразу же приступил к боевым вылетам. 15 июля 1915 г. во время своего первого ночного вылета на бомбардировку, был сбит над Рижским заливом. Его гидросамолет получил повреждение и стал терять высоту. Когда машина ударилась о волны, лежавшая на коленях механикa бомба сдетонировала. В результате взрыва механик погиб, а лётчик был тяжело ранен. В госпитале ему ампутировали раздробленную правую ногу, но он твердо решил вернуться в строй.

Сильный характер, долгие и упорные тренировки в ходьбе, плавании, катании на коньках и даже в танцах позволили Александру ходить со специально выполненным для него протезом. После излечения Прокофьеву запретили летать, и он зимой 1915-16 г. был инспектором авиапромышленности от Балтфлота. Говоря иначе - работал в должности наблюдателя за конструированием, постройкой и испытанием гидросамолетов на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания. Вскоре он предложил руководству завода проект конструкции и технологию создания универсальных гидросамолетов, летающих летом на поплавках, а зимой на лыжах. На пробных вылетах, которые он проводил сам, управляя гидросамолётом, его увидел император Николай II и, потрясённый мужеством летчика, разрешил Прокофьеву-Северскому вернуться к полётам на боевых самолётах. Вскоре два русских экипажа, Северского и Дитерихса, уже бомбили германскую авиабазу на озере Ангерн. Они сбили 2 из 6 атаковавших их немецких самолётов. В 1916 г. получил Золотое Георгиевское оружие за бой в одиночку против 7 германских самолётов, при этом он прикрывал отход второго русского самолёта, у которого заело пулемёт. Северский сбил двоих, остальные вышли из боя. 3 февраля 1917 г. Прокофьеву было присвоено звание лейтенанта за 13 побед над противником в 57 боевых вылетах.

Он был пожалован различными высокими наградами, а 12 октября 1917 г. «за отличие в делах против неприятеля» произведён в чин поручика и отмечен специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Прокофьев-Северский стал очень популярен в петербургском обществе, быстро делал военно-техническую карьеру при Временном правительстве. Произведённый в звание капитана второго ранга он занял должность командующего истребительной авиацией Балтфлота, которую совмещал с должностью технического консультанта при Адмиралтействе. В августе 1917 г. Временное правительство Керенского предложило Прокофьеву должность помощника военно-морского атташе при посольстве России в США. В сентябре, по прибытии в Америку, он понял, что его дипломатическая служба невозможна. В связи с заключением Советской Россией сепаратного мира с Германией российское посольство в Америке было закрыто.

Александр решил остаться в США, избежав тем самым всех «прелестей» революционного террора и Гражданской войны. В Америке он очень быстро проявил все свои профессиональные таланты, сумел стать там одним из самых известных и удачливых эмигрантов русского происхождения. Работал лётчиком-испытателем и авиаконструктором, писал на авиационные темы. В первую очередь он использовал свои знания в военной авиации, заинтересовав своими разработками ген. Билли Митчелла, создателя бомбардировочной авиации США. Прокофьев-Северский получил должность инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне, и в 1927 г. стал американским гражданином, с присвоением звания майора запаса ВВС страны. Наряду с госслужбой, он стал заниматься коммерческой деятельностью, и вместе со своим другом, грузинским авиаконструктором Александром Картвели, разработал проекты военных самолётов: SEV-3; P-35; 2 PA и P-47 «Тандерболт» (во время Второй мировой войны в СССР было отправлено 196 истребителей Р-47).

Эту работу Александр Прокофьев-Северский совмещал с испытанием самолетов. В 1930-х гг. он разработал проекты новых самолётов-амфибий. В 1938 г. его самолёты 2 РА и лицензии на их производство были приобретены Советским Союзом. Александр быстро уяснил, как надо завоевывать успех в американском обществе, и, помимо коммерции, занялся общественной и публицистической деятельностью. Он стал главным специалистом по военной стратегии Военного министерства и консультантом по военным делам при правительстве США. За военные заслуги в годы Второй мировой войны в 1945 г. был награждён медалью «За заслуги» - самой почётной наградой США, присуждаемой гражданским лицам. Александр Прокофьев прожил долгую и успешную жизнь, достигнув многого, умер 24 августа 1974 г. в Нью-Йорке.
 
Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2021/05/28/1121


Рецензии