Л. Балашевич. Взгляд из окна

Моя жизнь сложилась так, что в 17 лет я переместился из родной Беларуси в северные широты, поступив в Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде, и с того времени Север не отпускает меня до сих пор – Камчатка, Северодвинск, снова Ленинград, а теперь вот ещё ближе к Северному полюсу. Жизнь на севере лишает удовольствия погреться на жарком пляже, но постепенно я начал осознавать, что в ней есть и свои достоинства. Как страстный фотолюбитель, я заметил, что мне было некомфортно снимать на юге во время поездок в военные санатории, что было почти обязательным в советское время для офицеров. Жара, яркое солнце, резкие тени, отсутствие полутонов, неизменность зелени пейзажа в течение всего года – всё это стало причиной того, что в моём архиве нет ни одного интересного снимка, сделанного на юге.

На севере всё по-другому. Его главное достоинство – это регулярное чередование   времён года и частые смены погодных условий, что делает один и тот же пейзаж разным как по внешнему облику, так и по вызываемому им настроению у фотографа.
Особенно остро я осознал это теперь, когда преклонный возраст принёс свои ограничения. Теперь у меня уже не вызывают энтузиазма длительные походы  на природу с тяжёлой сумкой с фототехникой на плечах и прочным штативом в руках  с перспективой получить инфаркт. И вот тут север пришёл на помощь. Живя в доме на лоне природы, я получил возможность снимать самые разнообразные сюжеты, даже белок и  птиц, не выходя из дома. Фотоаппарат на штативе постоянно стоит в полной готовности и только ждёт момента для съёмки.

В течение последних трёх лет я регулярно снимал в разное время года и в разную погоду один и тот же вид из окна на прилежащий к дому фрагмент городского парка, и каждый из снимков, которые я здесь разместил, вызывает разные эмоции – от безнадёжной тоски полуденных сумерек декабря до проснувшейся надежды от первых желтовато-зеленых распускающихся листьев  берёз ранней весной и восторга от буйного золота осени.

В связи с этим мне невольно вспомнился чешский фотограф-профессионал Йозеф Судек, работами которого,  публикуемыми  в издававшемся на русском языке чешском фотожурнале,  я восхищался в 60-е и 70-е годы. Судек потерял правую руку во время первой мировой войны, но тем не менее стал профессиональным фотографом. Он был одинок и нелюдим и проводил свою жизнь в маленьком домике, служившем ему и как  ателье, и снимал только в нём и из его окон. Своей серией «Окна моего ателье» он приобрёл мировую славу!  Йозеф Судек – вдохновляющий пример для  всех любителей фотографии, имеющих физические ограничения из-за возраста или болезней, но сохраняющих страсть к фотографии и воображение!


Рецензии