Лыжи

    Я хорошо помню это одноэтажное здание из красного кирпича с большими светлыми окнами и высокой крышей, стоящее во дворе нашей школы. Оно было вытянуто вдоль забора и делилось как бы на три части: две - слева и справа, это слесарные и столярные мастерские; а в середине просторное помещение спортзала. Сразу признаюсь, что к спортзалу я относился далеко неоднозначно, а проще сказать, - он становился моим родным домом только зимой, когда из него уходили волейбол и гимнастика и весь периметр его заполняли стеллажи с лыжами, а на улице белым бело и снег мириадами жемчужин блестит на солнце. Вот именно тогда и начиналось моё время - лыжный сезон.

   Помню, это в пятом классе было. Мы вдоволь набегались на свежем воздухе и разгорячённые сидим на лавочках в спортзале. Ждём. Учитель предупредил, что сделает важное сообщение, вот только за бумагами сходит. Нам стало очень интересно, что он скажет? Пришёл, смотрит в свою бумажку и начинает перечислять учеников из нашего класса. Называет и моё имя. Это так здорово! 

 - Так вот, эти ученики зачисляются в сборную по лыжам. Они будут участвовать во всех гонках, где представлена наша школа. Поздравляю вас! Для начала будем тренироваться на освящённой лыжне,после уроков. Работать придётся по вечерам, пока два раза в неделю. А теперь все по домам. До понедельника!

Я очень хорошо помню то ощущение счастья и гордости, которое захватило меня полностью. Ура! Я в сборной! Я был готов прыгать от счастья до потолка, вернувшись домой, никак не мог успокоиться. Рассказал родителям, какая это радость – попасть в сборную школы. Туда не всех берут. Отец снисходительно поглядывал на меня и чесал затылок.

- Саша, ты уж постарайся, чтобы лыжи никак не сказывались на твоей учёбе. Ты же знаешь, нам к мореходке пора готовиться…

    Конечно, я не был прирождённым лыжником. Я это хорошо понимал, и таланта особого не было. Но вот такой я весь: если мне нравится дело, то с головой ухожу в него, не давая себе никаких поблажек. Теперь я хорошо знал, что заболел лыжами, и видно - это надолго.

    С какой завистью я раньше смотрел на старших ребят, которые из соседних деревень приходили в школу на лыжах – ведь лыжи выдавали домой только членам сборной на весь зимний сезон. Наконец, настал и мой день, - я получил свои лыжи! И пускай они не очень нравились мне: качество их оставляло желать лучшего, но я только начинал в команде, а хорошие ещё заслужить надо.

    Я жил недалеко от школы, в полутора километрах, не дальше. Дороги у нас чистили хорошо, но как только у меня появились лыжи, я тут же решил воспользоваться этим и приходить в школу на них.

    Спортсмены в школе всегда были на хорошем счету, и если они допускали какие-то просчёты в поведении или в успеваемости, то администрация закрывала на это глаза. А как приятно было на очередной школьной линейке слышать, когда выкрикивают твоё имя. Ты выходишь получать очередную грамоту за победу или за второе и третье место.

    У крыльца школы останавливаешься, отстёгиваешь ботинки, счищаешь снег с лыж - и на урок. Лыжи оставляешь в раздевалке, а сам, не переобуваясь, в лыжных ботинках - прямёхонько в класс. Ходишь гордо, высоко подняв голову.

    Но, пофорсив так недельку, понимаешь, что это не очень удобно - можно и пешком походить, не развалишься. Пускай ребята, что живут далеко, бегают на лыжах. Расстояние до их домов у кого три, а у кого и пять километров будет. Это другое дело.

    Первая победа пришла сразу. Приз газеты «Пионерская правда» в моей возрастной группе стал моим! Бежали «тройку». Я знаю, почему мне повезло – участников мало было. Многие школы решили, что мороз большой и гонки отменят. Вот они и не приехали – перестраховались, получается. Но первое место, полученное пускай и таким образом - это большое счастье!

    Наши тренировки проходили по вечерам, а зимой в пять темно. Так мы проложили лыжню под фонарями. Это вокруг дачных участков. Главное - освещение есть. На самих дачах пусто, ставни закрыты – страшновато становится. Только сторож в тулупе скрашивает это зимнее запустение. Круг получился в километр, примерно. Вот и наматывали один за другим, пока язык не высунешь.

    В моём детстве зима начиналась сразу после осенних каникул. С десятого ноября становились зазимки, а к середине месяца закреплялся наст свежего снега, по которому можно было лыжню прокладывать. И пускай палки иногда в землю упирались, мы на это не обращали особого внимания. Но до Нового года в зале продолжали играть в волейбол, прыгать через «козла», на турнике крутиться. Лыжи пока оставались не у дел. Официальный сезон начинался только после зимних каникул.

    Какое же счастье, выйти из дома, прикрепить лыжи к ботинкам и в школу на тренировку. Луна своим глазом округу высматривает. Звёзды как бисер рассыпаны по небу. Видно, как днём. Хорошо накатана лыжня. Идёшь свободно, а самого такое счастье охватывает: ты молод, - через неделю на районные соревнования ехать. Вваливаешься в коридор спортзала, а там уже все в сборе: лыжи смолят. Запах густой стоит, в носу щекочет. Кому-то он может не понравиться, но в то время ничего более сладостного для меня не было. Чистый воздух, он со мной всегда был – дело повседневное, а запах лыжной смолы, это нечто другое: бодрящий, зовущий на спортивные подвиги! Так и рвёшься на лыжню! - Давайте ребята, сегодня пятёрку пройдём, а потом посмотрим, что-нибудь ещё придумаем, – спокойно докладывает тренер.

    Лыжня по лесу петляет. Освещение - луна, но она мало помогает – тень от деревьев плотная. Идёшь на ощупь, ничего не видно, а как по-другому? Порой собьёшься с лыжни, чувствуешь, что не туда залез – давай назад. Замешкался чуть, а ребята уже вперёд ушли – ждать не будут, у них времени нет тратить на новичков сопливых.

    Остановишься, слушаешь, - скрипят впереди лыжи и далеко уже - метров двести расстояние между нами. Бежишь за ними, а сам понимаешь – не догнать. Вот и начинаешь всё клясть на чём свет стоит: "Да чтобы я ещё когда-нибудь на тренировку пришёл и в соревнованиях участвовал?! Да ни в жизнь… и лыжи брошу. Живут же люди без лыж и в ус не дуют, а ты тут в темноте упирайся?! Оно тебе надо?" - Вот так до зала дотянешь. Потом войдёшь в теплоту, размякаешь весь, а вроде и ничего. Не так всё и страшно… а тут тренер: - Саша, ребята рассказали, что ты не подвёл. За ними тянулся, а самое главное – не ныл. Нытьё в нашем деле – последнее дело.

    Смотришь, после таких слов и приободрился уже. Дышать легче стало. Разморило, правда. И все вокруг такими хорошими кажутся. И думается мне: куда я без них теперь?

    Весна приходит. Для всех радость, но не для нас. С горечью смотришь, как темнеет и проседает снег. Исчезает первозданная белизна. Солнце только ярче становится с каждым днём, уничтожая последнюю надежду, но и в этом есть своя прелесть. Лыжня мягкая, а кое-где лужи уже стоят, и земля плешинами пошла вылезать. Ты бежишь, вдыхая весенний воздух, и как не хочется со снегом прощаться, но хорошо понимаешь, что и летом своя прелесть – каникулы! Раздолье одно, а там глазом моргнуть не успеешь, как новая зима подвалит! Вот тебе и лыжи снова!..

                Январь 2021г +к


Рецензии
Добрый вечер, Сергей!

Тоже прочитала с удовольствием, показана вся картина и много моментов, связанных с лыжами - и красота зимы и лыжной прогулки, и труд пробежки, и уход за лыжами.

А главное еще - переживания и восторги мальчика, и смена настроений - очень хорошо переданы, и откровенно, открыто!
Всего доброго Вам!
С теплом, Вера.

Липа Тулика   16.03.2024 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо большое за помощь! С уважением и теплом! С.В.

Сергей Вельяминов   17.03.2024 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.