Борис Талантов

В основанной Иисусом Христом Церкви можно выделить три вида служения: священническое, учительное и пророческое. Этим трем видам служения можно символически поставить в соответствие три корпуса ветхозаветных книг: исторические, премудрости и пророческие, три корпуса новозаветных книг: Евангелие, Апостол и Апокалипсис Иоанна, а также Храм, Синагогу и Горницу. Поскольку мы исходим из принципа, что Ветхий завет прообразует Новый, то и в Новом завете должно иметь место пророческое служение. Оно является совершенно особым, отличным от священнического, осуществляемого епископами, и учительного, осуществляемого учеными-богословами. Борис Талантов, мирянин Русской Православной Церкви, учитель математики из города Кирова, не был ни церковным иерархом, ни специалистом по богословию. Но от пророка этого всего и не требуется. Задача пророка - говорить правду невзирая на лица. Именно такой правдой было написанное Борисом Талантовым и другими православными активистами из города Кирова письмо-протест против гонений на веру в СССР. Сейчас мы знаем, что таковые гонения были, и в нашем распоряжении множество документов, подтверждающих это. Но в то время ни Советское правительство, ни высшее руководство Русской Православной Церкви не желали признать факт гонений. Официальная точка зрения была следующей: в СССР права верующих не нарушаются, свобода совести соблюдается. Но, как говорит русская пословица, "шила в мешке не утаишь", и какие-то слухи о гонениях на веру в СССР просочились на Запад. Тогда Советское правительство поручило Русской Православной Церкви через своих иерархов, регулярно выезжавших на Запад для "борьбы за мир", "экуменической деятельности" и других "важных" задач, решительно опровергнуть вышеупомянутые слухи. Миссия "опровержения слухов" была возложена на митрополита Никодима (Ротова). Выступая в Лондоне на пресс-конференции, митрополит Никодим во всеуслышание заявил, что верующие в СССР не подвергаются дискриминации, а когда западные журналисты сослались на письмо-протест Бориса Талантова, митрополит Никодим заявил, что это письмо является фальшивкой. Упомянутая пресс-конференция транслировалась по БиБиСи 25 февраля 1967 года, но уже загодя, а именно 14 февраля 1967, Бориса Талантова вызвали в управление КГБ города Кирова и потребовали снять свою подпись под письмом-протестом. Талантов отказался это сделать, был арестован и погиб в тюрьме.

Казалось бы, "обыкновенная история", если использовать клише знаменитого русского писателя Ивана Гончарова. И кому она интересна сейчас, когда православные верующие обласканы государственной властью, а правительственные чиновники присутствуют на Рождественских и Пасхальных богослужениях? Тем не менее, имя Бориса Талантова спустя тридцать лет после вышеописанных событий снова замелькало на Западе, но уже совсем в другом, неожиданном контексте.

Чтобы православному читателю сделался понятен этот контекст, совершим небольшой исторический экскурс. 13 мая 1917 года в небольшой португальской деревушке Фатиме трем детям: Лючии, Франсишку и Жасинте - явилась Богородица. Во время дальнейших явлений, завершившихся 13 октября 1917 года, Богородица поведала детям о грядущих судьбах мира. В контексте этих "частных откровений" была упомянута и Россия. Из откровений, полученных Лючией, следовало, что наша родина должна быть посвящена Непорочному Сердцу Божией Матери, в противном случае Россия "распространит свои заблуждения по всему миру, и многие народы исчезнут с лица земли". Полученные от Богородицы откровения Лючия, ставшая впоследствии монахиней-кармелиткой, открывала постепенно. Одно из этих откровений, т.н. "третья Фатимская тайна", должно было быть обнародовано в 1960 году, но к этому времени папский престол занял Иоанн XXIII, взявший курс на церковное обновление, т.н. "аджорнаменто", и с этой целью созвавший Второй Ватиканский собор. Одной из задач "аджорнаменто" стал "диалог с миром", в т.ч. и с социалистическими странами, в первую очередь, с СССР. Этот диалог велся по многим каналам, например, через корреспондента "Известий" Аджубея - зятя Никиты Хрущева. Задействованы были и церковные каналы. Высокопоставленные лица из Ватикана встретились в 1962 году во французском городе Меце с митрополитом Никодимом и подписали декларацию, в которой Ватикан обязался на предстоящем Втором Ватиканском соборе не поднимать вопрос о коммунизме и о гонении на верующих в социалистических странах. Фатимские откровения в этой новой политической ситуации пришлись не ко двору.

Однако в Католической Церкви нашелся человек - священник Николас Грунер, уроженец Канады, который открыто выступил против замалчивания Ватиканом Фатимских откровений. Ход рассуждений о. Грунера, хотя и далек от дипломатии, но верен требованиям здравого смысла. Если, - рассуждает о. Грунер, - Богородица действительно явилась в Фатиме, то Ее требования должны быть исполнены. В числе этих требований - посвящение России Непорочному Сердцу Божией Матери. Однако, как утверждает о. Грунер, это требование так и не было исполнено. Причину этого он видит в т.н. "восточной политике Ватикана", начатой соглашениями в Меце. Но эти соглашения со стороны Русской Православной Церкви были подписаны митрополитом Никодимом. Отец Грунер заинтересовался личностью Никодима, стал собирать о нем информацию и вышел на забытое имя Бориса Талантова. Мы видели из сказанного в начале статьи, что митрополит Никодим сыграл, прямо скажем, некрасивую роль в деле Талантова, и если не прямо, то косвенно поставил под удар этого мужественного исповедника. Так в один узел оказались связаны фатимская визионерка матушка Лючия, Папа Иоанн XXIII, митрополит Никодим и правозащитник из Кирова Борис Талантов.

Ирония судьбы такова, что сейчас исповедническим путем Бориса Талантова идет сам падре Грунер, навлекший на себя неудовольствие высокопоставленных представителей Ватикана, в т.ч. префекта Конгрегации по вероучению кардинала Ратцингера. Опубликовав 26 июня с сорокалетним опозданием, и, по утверждению падре Грунера, неполностью "Третью Фатимскую тайну", а также добившись от 93-летней матушки Лючии подтверждения, того, что посвящение мира Непорочному Сердцу Божией Матери, осуществленное Папой Иоанном-Павлом II 25 марта 1984 года, в котором Россия не была непосредственно упомянута, является "действительным" и "отвечающим требованиям Богородицы", кардинал Ратцингер явно рассчитывал "закрыть вопрос". Однако непримиримая позиция о. Грунера, редактора журнала Fatima Crusader ("Фатимский крестоносец"), пользующегося популярностью у католиков, испортила все дело. Как когда-то одинокий протест Бориса Талантова спутал карты в политической игре, затеянной Советским правительством, так и теперь протест о. Николаса Грунера грозит сорвать сдачу в архив Фатимских откровений.

В заключение спросим самих себя: кто эти люди - Борис Талантов и о. Николас Грунер? В церковной иерархии их чины невелики, они далеки от рычагов мировой политики. Что же заставляет верующих во всем мире прислушиваться к их голосу? Ясно, что только одно - в их голосе слышится голос ветхозаветных пророков: "Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих" (Ис. 1, 15-16). Кроме того, они гонимы за правду, а в Евангелии сказано: "Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 10).

Что позволяет защитникам о. Николаса Грунера говорить о проникновении сергианства в Католическую Церковь и даже о ее "сталинизации"? Одной из характерных черт эпохи Сталина была предельная концентрация власти в руках правящего аппарата и презрение к "обычным людям", т.е. не приближенным к власти, за которыми отрицалось всякое право не только на вмешательство, но и на независимое суждение о происходящем. Суть сталинизма замечательно выражена в "Воспоминаниях" Н.Я. Мандельштам, вдовы поэта Осипа Мандельштама:

"Никому наши властители не позволяли вмешиваться в их дела и иметь свое собственное суждение. С этой точки зрения стихи Осипа Мандельштама были настоящим преступлением - узурпацией у власть имущих права на слово и мысль… Эта поразительная уверенность вошла в плоть и кровь наших властителей: право на суждение определяется и будет определяться положением, чином и рангом".

Реализацию этого "сталинского" принципа мы видим и в отношении к Борису Талантову, и в отношении к о. Николасу Грунеру. Борис Талантов посмел критиковать церковную иерархию в лице митрополита Никодама, а о. Николас Грунер - в лице кардинала Ратцингера. Если бы церковь отождествлялась с иерархией, то нам ничего не оставалось бы, как обличить и Бориса Талантова, и о. Николаса Грунера в "гордыне", "тщеславии", "прелести" и т.п. грехах. Сделать это очень легко, а оправдаться от подобных обвинений практически невозможно. Но если в Церкви есть не только священническое и учительное служение, но и служение пророческое, и если пророк говорит "голосом Бога", то картина предстает совершенно в ином свете. Невозможно заглушить слова пророка, ибо они исполняют волю Божию. Та же Н.Я. Мандельштам пишет: "Поэзия - странная штука: ее почему-то нельзя заживо похоронить, и она воскресает несмотря на усилия даже такого мощного пропагандистского аппарата, как наш. "Я теперь успокоилась, - сказала мне Анна Андреевна [Ахматова] в шестидесятых годах. - Ведь мы узнали, до чего живучи стихи"".

Бесплодны оказались и попытки похоронить память о правозащитнике Борисе Талантове. Его имя как символ торжества одинокого правдолюбца сейчас на знамени других борцов и за другую правду. И этим доказывается уже здесь, на земле, непобедимость истины и неизбежность уничтожения лжи.


Рецензии