Как управляют электричкой
О подготовке машиниста и помощника к работе поговорим в другой раз, а сейчас отправимся на вокзал, куда уже приехала локомотивная бригада. То есть, машинист и его помощник. У платформы их уже ждёт электричка. В окнах света нет, токоприёмники на крышах моторных вагонов опущены. Поезд полностью выключен - он находится, как говорят железнодорожники, в холодном состоянии. Это значит, что и в бортовой сети поезда нет напряжения.
Машинист ключом открывает дверь кабины управления и оба проходят в поезд, который надо привести в рабочее состояние. Итак, следуем за машинистом, который идёт через все вагоны. Ключом открывает дверь одного из шкафов в тамбуре. Щелчок выключателя - это машинист ВКЛЮЧИЛ АККУМУЛЯТОРЫ. Машинист закрывает шкаф и повторяет то же самое на других вагонах. Аккумуляторы начинают питать бортовую сеть поезда - в ней появляется напряжение. Теперь можно хотя бы свет в кабине включить.
Чтобы всё работало, надо подключить поезд к висящему над рельсами контактному проводу. А значит, поднять ТОКОПРИЁМНИКИ. Чтобы их поднять, нужен сжатый воздух. Чтобы его получить, машинист выключателем в кабине включает ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОМПРЕССОРЫ. Они работают от аккумуляторов и начинают накачивать воздух для подъёма токоприёмников. Всё, накачали.
Машинист нажимает кнопку. Секунда ожидания - и все 6 токоприёмников поднимаются, прижимаясь к контактному проводу. Прибор на пульте своей стрелкой показывает, что на электричку подано высокое напряжение - 3500 Вольт (!). Включаем следующий выключатель - вагоны без токоприёмников начинают характерно гудеть, а затем и тарахтеть. Гудение - это включились ГЕНЕРАТОРЫ. Они работают от высокого напряжения и вырабатывают низкое напряжение для питания бортовой сети и подзаряда аккумуляторов. А тарахтение - это заработали основные КОМПРЕССОРЫ. Они "делают" сжатый воздух, на котором работают тормоза, двери и многие другие устройства, даже туалеты. Конечно, вагоны с компрессорами сильнее шумят и пассажиры стремятся перейти из этих вагонов в более тихие. А кто-то и жалуется на то, что вагон трясётся и шумит. Поверьте, без этого шума электричка работать не может. И то сейчас компрессора стали потише) Но вот они накачали воздух и на какое-то время затихли.
Машинист продолжает запуск электрички. После того, как заработали генераторы, в вагонах можно включить отопление либо охлаждение (то-есть, кондиционирование воздуха). Не забываем включить отопление или охлаждение нашей кабины. В тёмное время суток обязательно включаем свет в вагонах.
Компрессора накачали воздух и машинист подаёт его в тормозную систему поезда. Теперь надо проверить, как тормоза работают, хотя бы и на стоянке. Машинист говорит об этом помощнику и поворотом особой рукоятки (КРАНА МАШИНИСТА) приводит тормоза в действие. Если вам интересно, на фото это крайняя правая рукоятка, с жёлтой ручкой. Помощник смотрит, сработали ли тормоза на последнем вагоне. Отлично, сработали. Машинист отпускает тормоза поворотом рукоятки. Тормоза отпускают - перестают тормозить поезд.
Да, ещё до проверки тормозов, машинист включает электронную систему под названием КЛУБ. Это целый "клуб" из электронных устройств. Они следят за тем, что машинист работоспособен и не превышает скорость. Иначе КЛУБ даст команду прибору-"автостопу" остановить поезд. Вот почему электричка нормально не сможет превысить скорость и не проедет на красный свет светофора. А ещё КЛУБ пишет на особую флешку данные о том, как работает поезд. Так что по записям на флешке можно сразу понять, нарушал что-то машинист или нет. Неудивительно, что некоторые машинисты после появления такого "чёрного ящика" называли его доносчиком и стукачом. Но это были ещё цветочки: на самых новых электричках за машинистом бдительно следят микрофон и видеокамера.
Итак, система КЛУБ включилась, стала высвечивать машинисту на правом дисплее разную информацию. Машинист вставляёт в КЛУБ ту самую флешку и вводит с клавиатуры данные: номер машиниста, поезда и т.п.
Это ещё не всё, что делает машинист перед поездкой. Он включает РАДИОСТАНЦИЮ - теперь в кабине слышны переговоры других машинистов с дежурным по станции, диспетчером. "Зажигает" две фары по бокам передней части электрички (железнодорожники ещё с паровозов называют их БУФЕРНЫМИ ФОНАРЯМИ). На противоположном конце поезда уже предусмотрительно включены три красных СИГНАЛЬНЫХ ОГНЯ. Как огни светофора, они говорят: Внимание, здесь поезд! Зимой машинист ещё включает подогрев окон кабины (чтобы не заиндевели), воды в умывальнике (чтобы не замёрзла), дополнительный подогрев кабины (если всё равно холодно).
Наконец, машинист поворотом выключателя открывает автоматические двери поезда. Заждавшиеся пассажиры устремляются внутрь. Приятный женский голос в динамиках сообщает им, до какой станции следует электричка и с какими остановками. Это машинист включил систему "САВПЭ" - систему, которая автоматически делает объявления и ему, и "уважаемым пассажирам". Кстати, эта система может и автоматически вести поезд (разумеется, под надзором машиниста). Но из-за сбоев в её работе все машинисты предпочитают водить электрички сами. Никому не хочется, чтобы "автомашинист" проехал платформу или не выполнил ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.
Тем временем помощник переходит в переднюю кабину к машинисту. Мудрёной комбинацией кнопок на клавиатуре выводит на табло над кабиной название станции, куда едет электричка. Выходит и проверяет, что высветилось то, что нужно. А то вместо "Сергиев Посад" конечной станцией может оказаться "Пушкино" или вообще что-нибудь типа "За пивом. В Лобню". Короче, надо смотреть, что тебе записали в память этого табло предыдущие помощники!
Теперь электричка готова к очередной поездке. Ещё есть 10-15 минут стоянки и локомотивная бригада использует их по своему усмотрению. Кто-то перекусывает или пьёт чай, кто-то курит, кто-то сидит в телефоне или разговаривает по нему (хотя по инструкции во время работы это запрещено), кто-то предусмотрительно заполняет бортовой журнал или просто предпочитает хотя бы 10 минут отдохнуть, откинувшись на спинку кресла.
За 5-10 минут до отправления машинист вызывает по рации дежурного (или дежурную) по станции. Сообщает ей, что говорит "Машинист Иванов электропоезда на 5-м пути. Тормозные башмаки номер 097, 098 из под колёс изъяты, приборы безопасности включены, тормоза проверены, помощник в кабине. На график готовы отправиться". Дежурный повторяет информацию, сказанную машинистом и разрешает отправление согласно расписанию. На светофоре перед поездом вместо красного огня загорается зелёный.... Секунд через пять на специальном светофорчике в кабине система КЛУБ высвечивает машинисту такой же сигнал.
До отправления одна минута. Машинист убирает с пульта управления всё лишнее, достаёт книжку расписания движения поездов. Поворотом выключателя включает прожектор над кабиной (по инструкции, его даже днём надо включать на "ближний" свет). Вставляет в пульт РЕВЕРСИВНУЮ рукоятку и задаёт ей направление движения поезда - поворачивает в положение ВПЕРЁД. Нажимает кнопку - и система объявлений тут же заявляет: "Следующая остановка ...(такая-то), осторожно, двери закрываются!". Помощник машиниста по этому сигналу выходит в служебный тамбур за кабиной, и выглядывает из двери. Проверив, что все пассажиры сели и в дверях никого нет, он поворотом выключателя закрывает двери (их закрывать может и машинист, по сигналу помощника). Подумав секунды две, загорается лампочка "ДВЕРИ ЗАКРЫТЫ".
Кстати. По инструкции, машинист с помощником перед отправлением поезда должны прочитать друг другу целую "молитву" из служебных, строго регламентированных фраз. Примерно в таком духе:
- Поездные документы и предупреждения получены, выписаны, сверены!
- Верно!
- Приборы безопасности КЛУБ, радиостанция включены!
- Верно!
...и так далее, такая вот МИНУТНАЯ ГОТОВНОСТЬ. Конечно, без постороннего контроля она звучит несколько проще:
- Андрюх, контроль дверей есть! Зелёный!
- Зелёный, едем!
Машинист переключает рукоятку на пульте управления в первое положение, обозначенное буквой "М" - "МАНЕВРОВОЕ". Оно соответствует минимальной скорости, с него и начинают движение. Пульт управления преобразует этот поворот рукоятки в электрический сигнал. Сигнал мгновенно передаётся на вагоны поезда электрическими проводами и вот невидимые глазу аппараты в подвагонных ящиках приходят в движение. Один переключатель, переключаясь с шипеньем и скрипом, задаёт направление движения - ВПЕРЁД, второй - режим движения - ХОД (есть ещё и ТОРМОЗ). И наконец, с резким щёлканьем включаются КОНТАКТОРЫ - аппараты, подающие высокое напряжение на двигатели электрички. Погасла особая лампочка на пульте, информируя машиниста: аппараты включились, всё нормально! За стёклами высоковольтных шкафов резко отклонились стрелки измерительных приборов. Негромко загудели двигатели поезда, более заметно загудели шестерни и колёса поезда начали вращательное движение. Электричка медленно трогается с места. Поехали!
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №221011700152