Как идолопоклонник первосвященником стал

Отправляя в Египет косноязычного Моисея, Ашем приставил к нему толмача – брата Аарона. Аарон, однако ж, безбожно халтурил – то сходит на переговоры, то оставит заику брата общаться с фараоном тет-а-тет.

И далее не исправился – соучаствовал в спецоперации «Исход» от случая к случаю: подержал десницу Моисея в рефидимской баталии, иногда увещевал с Моисеем смутьянов, наблюдал однажды процесс добычи воды из скалы. В эпохальном переходе моря посуху даже не отметился, зато в мерзкой истории Золотого Тельца оторвался по полной. Чудо из чудес – смастерил идола и был назначен верховным жрецом, прародителем священников иерусалимского храма. Вот и говори после этого, что у Господа любимчиков нет.

Учёные библеисты нашли, казалось бы, объяснение фрагментарному соучастию Аарона. Жрецы - редакторы вписали в Тору своего легендарного пращура не сплошь, а отрывочно. Но для чего замарали его грехом Золотого Тельца, не пытаясь даже подыскать смягчающие обстоятельства? И почему оставили пробел в биографии от рождения до египетского похода?

Парадокс объясним повторной редактурой. Аарон не был исконным аборигеном священной повести. Первый редактор, сочинивший Аарона, представить не мог, до каких высот вознесётся изобретённый им герой. Посему о биографии даже не задумался. Аарон был лишь элементом для искоренения богини Ашеры – освободительницы рабов в добиблейском исходнике.

В той повести рабство было справедливой карой преступных племён, предки которых, сыновья Израиля, продали в рабство своего кузена Иосифа – сына Иакова. Богиня увела рабов, спасая новорожденных мальчиков от фараонова геноцида. Моисей помог Ашере как знаток египетской магии и обстановки фараонова дворца. Идя в Египет, богиня взяла с собой Ковчег, наполненный золотом для выкупа. Но египетский царь на золото не клюнул – его у него было как песка в Сахаре.

Противными жабами и кусачими насекомыми, богиня вынудила фараона дать рабам недельный отгул для, якобы, совершения жертвенных ритуалов. На самом же деле Ашера, по совместительству морская богиня, повела рабов к морю. Накрыв Египет трёхдневной тьмой, чтобы колесницы догнать не успели, она вывела беглецов в Азию по сухому коридору.

Вычистить богиню из Книги, в особенности из египетской эпопеи помогла недюжинная смекалка редакторов, притворявшихся праведными корректорами ошибок писцов и сказителей, минувших столетий. Чаще всего ошибки древних были вызваны звуковым или письменным сходством слов. Так слово «ашер», означающее на иврите «кто», «что», «который», схожее с именем богини, породило небылицу о некоей жене Господа, давшей свободу еврейским рабам.

Для имени богини схожее по звучанию и написанию словечко в лексиконе имелось. А для её Ковчега слово пришлось выдумывать. Оказалось, Моисей пришёл в Египет не с Ковчегом – ароном, а с братом Аароном. Так что, ковчег в Египет не вносили. А вот выносить – выносили.

Но выносимый ковчег был ящиком с мощами Иосифа, который, оказывается, зла на своих продавцов не держал, в рабов не превращал, а, напротив, облагодетельствовал. И умирая, завещал потомкам злодеев вынести из Египта свою мумию в ковчеге. Вот этот ковчег и вынесли по дну развёзнутого Красного моря. Писцы же и сказители про ковчег Иосифа позабыли, сочинив, будто морские воды расступились перед бредовым ковчегом Ашеры.

Скомпрометировав ковчег мифической жены Господа ковчегом Иосифа и Аароном, редакторы заменили его Ковчегом Завета. Про этот истинный Ковчег грешные потомки начисто забыли, выдумав вместо него ковчег мерзкой хананейской богини. Но найденный в обрывке одного старинного папируса рассказ восстановил историю этого волшебного артефакта.

Отыграв свою роль в Египте, Аарон должен был уйти как Мавр, сделавший своё дело. Его ушли с пользой для дела. Смерть Аарона помогла искоренить идолопоклонство.
Изображения богов почитались всеми древними народами и евреи не были исключением. Популярнейшими были статуэтки богини плодородия Ашеры – одиночные или в паре с супругом. Эти вещдоки священного брака необходимо было дискредитировать, объявить вне закона.

Эпизод Золотого Тельца, «нашёлся» в старинных руинах как нельзя вовремя. Взбешённый плясками вокруг золотого идола Моисей приказал: «убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Само собой, отдав приказ убивать рядовых нечестивцев, Моисей подал пример, изрубив в куски брата – зачинщика. Телец перечеркнул все прошлые заслуги Аарона – настолько чудовищным было его преступление. Негодяй умер позорной смертью без погребения. Кости его глодали пустынные шакалы.

Аарон возродился из костей вследствие крутых сюжетных перемен, в результате которых Иаков и Израиль слились в единый персонаж Иаков-Израиль. В рабство Иосифа продали уже не закоренелые злодеи кузены, а случайно оступившиеся любимые братья. Евреи в полном составе переселились в Египет в благодатную землю, дарованную Иосифом. В рабов их превратил какой-то фараон, царивший после смерти благодетеля-брата.

Такой поворот сокрушил древнюю жреческую династию, представителем которой являлся тесть Моисея Рагуил, верховный служитель элохима, первоначально означавшего пару Яхве+Ашера. Сепфора, жена Моисея, была жрицей супруги Господа. Елеазар, так прежде звался единственный на той стадии сын Моисея и Сепфоры, естественным образом унаследовал высшую священную должность по материнской линии.

Но раз все евреи переселились в Египет, то в Палестине не осталось праведных священников. Тесть Моисея превратился в языческого жреца, мадианитянина. Его дочь из жрицы превратилась в простую мирянку. Сын Моисея Елеазар не мог уже обрести священство по наследству.

Так пусть Господь учредит звание первосвященника, назначив основателем  династии Елеазара – так вроде бы запросто можно было решить вопрос. Но такое решение не проходило по двум причинам. Во-первых, Елеазар назначался бы не за личные заслуги, которых у него не имелось, а «по блату» из-за авторитета отца. Господь, ненавидевший кумовство, так не поступал. Второй причиной было инородство матери - мадианитянки, к тому же дочери языческого жреца. Таким образом, на роль прародителя священной династии Елеазар не годился.

Редакторов осенила идея превратить дядю Аарона в отца священника Елеазара. У Аарона имелись личные египетские заслуги, женить его на чистокровной еврейке не проблема. А грешок Золотого Тельца как-нибудь утрясётся.

Абсурдная, казалось бы, затея. Как опровергнуть прописанную во всех книгах прописную истину - «священник Елеазар – сын Моисея»? Что же, собрать у населения все книги, заменить «сын Моисея» на «сын Аарона», вернуть с этим исправлением, уверив, что так и было написано? Или сказать людям, что все писцы умом тронулись, перепутав имена Моисея и Аарона?

Народные книги редакторам были недоступны. Но они были хранителями раритетного эталона, с которых эти книги копировались. Это была самая древняя и потому наиболее правильная из всех книг. Копии же неизбежно содержали ошибки, с которыми приходилось мириться. С раритета снималось всего несколько копий, чтобы лишний раз не шевелить ветхий папирус. Остальные книги копировались с первичных копий, вторичных копий и.т.д. Происходило накопление ошибок, как правило несущественных, не меняющих сути. Для просвещения народа такие не совсем точные книги вполне годились.

Используя своё служебное положение хранителей раритетного эталона, редакторы имели возможность вносить в него мелкие изменения, несущественные для сюжета, объясняя различия с народными экземплярами неточностью копирования с эталонного образца. Ветхий папирус, несмотря на тщательный уход, понемногу всё-таки истлевал (в нужных редакторам местах) и образцовую книгу приходилось подновлять (безошибочно, ну конечно же, копируя каждую буквочку). В результате серии подновлений сочетания слов «священник Елеазар - сын Моисея» сменились на просто «священник Елеазар» без упоминания отца. Но об этой перемене знали только посвящённые. Простые смертные не имели доступа к реликвии, дышать на которую было преступлением.

При ремонте производились неприметные изменения, которые сами по себе не вызывали изменения сюжета. Но «несущественные» коррекции эталона были прологом глобальных перемен, создавая двусмысленность, возможность двойного истолкования. Затем с помощью фабрикации фрагментов папируса, более древних, чем образцовый эталон совершались серьёзные перемены. Однажды, был «найден» фрагмент, уточнивший роль Аарона в эпизоде Золотого Тельца.

В Египте у евреев не было храма, рабы не имели права на проведение публичных сборищ и массовых религиозных церемоний. Не было и особого сословия священников. Как только богоизбранники подошли к священной горе, Господь приступил к формированию священнической касты. И первым делом учредил должность верховного жреца. Лишь два человека, отличившиеся во время египетской эпопеи были достойны высшего чина. Но перегруженный множеством дел Моисей сразу же отпадал. Ещё одну обузу ему не потянуть. Кроме того, для публичных молений требовалась отличная дикция, а Моисей страдал дефектом речи.

Так что единственным выбором был Аарон, у которого всё было в полном ажуре. Как оказалось, Аарон был давно женат и породил аж четырёх сыновей. Четырёхкратный запас прочности – весьма важное обстоятельство для основателя династии. Если, не дай бог, помрёт старший сын, династию продолжит второй. Можно стерпеть и смерть второго и даже третьего. А вот у Моисея сын всего один. К тому же мать – иностранка. У Аарона и здесь всё как надо - жена чистокровная богоизбранница.

Обмозговав все обстоятельства, Господь опрометчиво назначил Аарона на должность, не подозревая, какое у него гнилое нутро. Аарон же, получив высший чин, возомнил, что ему всё позволено и немедля Золотого Тельца смастерил. С мальчишества увлекался вырезанием фигурок животных, а тут подвернулся случай отлить гигантского быка из чистого золота. Не устоял перед соблазном, угрохав в статую почти весь золотой запас, вынесенный из Египта. Всё это нечестивое золото в буквальном смысле прахом пошло. Моисей сжёг мерзкого быка, пепел истолок в порошок, растворил в воде и заставил блудодейный народ выпить это пойло.
Моисей, как бы руки у него ни чесались, не имел права порубить брата. Порешить подлеца можно было, лишь отрешив от должности. А это мог сделать лишь Тот, кто Аарона в высший сан произвёл.

Господь повелел доставить мерзавца на Гору, подразумевая, естественно, священный Хорив. Аарон поплёлся на свою голгофу под конвоем Моисея и Елеазара. Аарон был ошельмован и лишён сана. С него сорвали священные одежды, в которые облачился Елеазар, ставший преемником нечестивого дяди. Аарон помер со страху на Горе, не дождавшись замысленной Господом специфической казни.

Из контекста однозначно следовало, что Елеазар – это именно сын Моисея, а не третий сын Аарона, носивший такое же имя. Господь не был садистом и не стал бы принуждать сына вести своего отца на казнь. Да и не мог произвести в первосвященники потомка идолопоклонника Аарона. А если бы даже произвёл, то не третьего – Елеазара, а первого – Дафана. Безусловно, Елеазар, преемник Аарона - это единственный ребёнок Моисея.

Язык найденного фрагмента был архаичнее языка образцового эталона. И папирус, сущая труха несравненно древнее. Найденный фрагмент наполовину осыпался, когда его извлекали из старинных руин. По сути лишь история Золотого Тельца хорощо сохранилась. Найденная версия в отличие от эталонной объясняла, почему Елеазар стал верховным жрецом. По этим причинам эпизод Тельца в эталоне папирус был исправлен по найденному фрагменту.

Далее последовали новые находки древнейших папирусов. В одном обрывке утверждалось, что Сепфора родила сына, которого назвали Гирсамом. Но ведь сын Моисея – Елеезер… Вероятно, ребёнка позже переименовали. Вот скажем, Иаков сменил имя на Израиля. То же самое вполне могло произойти с сыном Моисея.

Прояснил ситуацию новый обрывок, в котором тесть пришёл к Моисею с двумя его сыновьями: Гирсамом и Елеазаром. Но, ответив на один вопрос, новый обрывок породил другой  - почему высшим священником стал второй сын – Елеазар, а не старший – Гирсам?

Ответ нашёлся в следующем, практически нечитаемом папирусе, в котором едва удалось разглядеть отдельные слова и фразы. Моисей столкнулся с Господом, который был сильно не в духе. Господь сказал: «за то, что ты не отпустил сына на служение мне» … «я убью сына твоего, первенца твоего». Далее шёл сплошь нечитаемый текст, завершавшийся словами Сепфоры: «ты жених крови у меня». Смысл был вполне очевиден. Господь, на ветер слов не бросающий, убил моисеева первенца Гирсама. Тогда Моисей посвятил на служение второго сына и Елеазар стал впоследствии первосвященником.

Обнаружился ещё обрывок из книги Бытие, совершенно незначимый по существу вопроса, но интересный с точки зрения лингвистики. Оказывается, управляющий раб патриарха Авраама носил имя, очень схожее с именем моисеева сына. Раба звали Елиезер. Ещё большее сходство обнаружилось в написании имён. На иврите, содержащем только согласные, написание имён Елеазар и Елиезер практически идентично, за исключением маленького штришка в имени Елиезер.

Обнаружился фрагмент, в котором погибли два старших сына Аарона. Геростраты проникли в святилище, не зная, что Хозяин отдыхает в своей обители. Хотели спалить Скинию, но испепелились сами, лишь только Господь огнём на них дыхнул.

Далее события закрутились кубарем, так что голова кругом пошла. Нашёлся отрывок, в котором Господь повелел Аарону взойти на гору с именем Гора (по еврейски Ор), явно не Хорив, в сопровождении Моисея и своего (третьего) сына - Елеазара. И там Аарон, сняв одежду священника, передал её своему (а вовсе не моисееву) сыну. Сам же умер по слову Господа. То, что Елеазар именно сын Аарона повторялось несколько раз, так что случайной ошибки утомлённого переписчика быть никак не могло.

Какой несусветный бред – решили было убелённые сединой знатоки священного писания. Обрывок чуть было не полетел в мусорную корзину. Но осторожность возобладала, ведь чисто теоретически обрывок мог быть верен при сомнительном, правда, условии, что Аарон умер после гибели двух старших сыновей. В таком случае формальным наследником, в принципе, мог быть Елеазар.

Ситуацию расследовала представительная комиссия. Первым делом взялись за эталонный папирус. Но, вопреки ожиданиям однозначного ответа не нашли. Везде было написано просто «священник Елеазар». А об отце нигде не написано. Отцом может быть и Моисей, но может быть и Аарон. Пришлось ковыряться в находках.

На основании кропотливого изучения уже имеющихся и вновь найденных фрагментов древних папирусов выяснилось:

Тесть Моисея пришёл к нему с двумя сыновьями Моисея после возвращения Моисея из Египта, а «трагическая» встреча с Господом произошла до Египта. Стало быть, Господь не убивал Гирсама.

Второй сын Моисея и третий сын Аарона - не тёзки. Второго сына Моисея звали вовсе не Елеазар, а Елиезер. Редкое забытое имя Елиезер всплыло через столетия лишь в недавней находке. Это было имя управляющего хозяйством авраамова раба. Оказалось, что во фрагменте встречи Моисея с тестем в имени второго сына имеется такая же чёрточка, как в имени этого раба-управителя. Переписчики, которым имя Елиезер было незнакомо, писали его Елеазар, полагая, что чёрточка – это помарка.

О предстоящем назначении Аарона первосвященником Господь оповестил Моисея лишь на горе Хорив. Аарон узнал об этом от разгневанного брата, возвратившегося с Хорива в момент празднования Тельца. Священные одежды ещё не были пошиты, так что сорвать их с Аарона после Тельца не было никакой возможности. Стало быть, Аарон был возведён в сан уже после инцидента с Тельцом. Господь хотел Аарона убить, но сохранил жизнь и даже титул по ходатайству Моисея.

Старшие сыновья Аарона вошли в скинию вовсе не с целью поджога. Они имели доступ в святилище как сыновья первосвященника. Но безалаберные юнцы не учили матчасть. Они прохлопали ушами наставление по использованию огня в святилище. Не учли, что в скинии должен гореть только особый священный огонь, а не простонародный, обыденный. Суровый, но справедливый Господь покарал старших сыновей Аарона за дело. Как для первосвященника, так и для его сыновей непростительны любые ошибки.

Фрагмент встречи Моисея с Господом во время похода в Египет удалось всё-таки расшифровать. Оказывается, слова Господа «я убью первенца твоего» были сказаны по адресу фараона и всех вообще египтян. И обещание своё Господь выполнил. Был найден папирус с утерянной десятой казнью – истреблением египетских первенцев.
 
Под давлением этих фактов старая версия о священнике Елеазаре – сыне Моисея была отвергнута. Дальнейшие находки прояснили обстоятельства смерти моисеева брата.
Древние писцы сделали не столь уж редкую хронологическую ошибку, переместив смерть Аарона ко времени Синая. На самом же деле Аарон умер лишь сорок лет спустя после злополучного Тельца. Господь приговорил его не к смерти на Горе Хорив-Синай, а к смерти на горе по имени Гора за соучастие в проступке Моисея.

Моисей бил скалу палкой, чтобы дала воду вместо того, чтобы вежливо попросить «дай воды, пожалуйста». Аарон же, стоявший рядышком, брата не одёрнул. Господь приговорил обоих братьев к смерти на горных вершинах. Но Аарону повелел умереть немедля, а Моисею дал некоторую отсрочку, чтобы он успел завоевать Трансиорданию.

По сути, казнь Аарона была милосердной эвтаназией для старца,  перешагнувшего за сто двадцать. Немощный Аарон еле справлялся с обязанностями, но выйти в отставку первосвященники не имеют права.

Обнажение Аарона перед смертью не было шельмованием за грех. Это был узаконенный ритуал передачи должности от отца к старшему сыну. Торжественный ритуал свершался на горной вершине.

Смерть Аарона была возвышенной как в переносном, так и прямом смысле. Физически он взошёл на горную вершину, а морально возвысился из мерзавца-идолопоклонника в праведника-первосвященника.


Рецензии