Китайские каникулы

Давным-давно, а впрочем и не очень давно по сравнению с началом века, мы побывали на свадьбе в Китае. Сын у меня женился.
И после свадьбы у нас была еще целая неделя для путешествий по стране.
Планов я себе настроила на посмотреть громадье, с усердием и прилежанием перекопав Гугл: терракотовая армия там числилась, Запретный город там числился, плюс заповедник панд, плюс уникальный остров с макаками и Шаолинь с монахами, статуя Будды из цельной скалы, парк с пророческим именем Край Света, озеро Сиху, Лотосовые горы, Великая Китайская Стена и так, по мелочи, сгонять на Тибет и в Гонконг.
Все объекты я прилежно занесла в записную книжку и с нетерпением стала ждать одобрения.
Посмотрев мои заметки, невестка засмеялась и сказала, что все это не успеть и в полгода.
Потому что все эти объекты раскиданы по разным провинциям огромного-преогромного Китая и разделены расстояниями в несколько часов лету один от другого, и посетить Тибет из Ченг-Ду все равно, что из Лондона слетать на Байкал, что по времени, что по деньгам.
Поэтому из объектов у нас остались: заповедник панд, статуя Будды, до которой можно доехать на машине, и путешествие в Пекин, где за два дня мы освоим Запретный город, Летний Императорский Дворец и Великую Китайскую Стену.
Заповедник панд был ближе всех.
Ченг-Ду, провинция Сычуань, огромный город, расположенный в невероятных размеров котловине. Со всех сторон его окружают горы. Пухлые облака, как сливки в чашку, проваливаются в котловину и в Ченг-Ду очень много дождей. Здесь редко бывает ясное солнце, оно постоянно подернуто дымкой.
Влага и тепло - город просто переполнен зеленью. Даже на крышах домов висячие сады и парки с пальмами, бамбуком и цветущими лианами.
Деревья смотрят в окна на двадцатых этажах зданий, кладут ветви на балконы.
Везде на улицах цветы, бассейны, фонтаны - и панды. Большие и малые, статуи и фигурки, реалистичные и мультяшные, панды в сувенирах, на вышитых картинах, брелки, игрушки, футболки - панды везде.
Мы едем в заповедник панд.
Это не зоосад, это Очень-очень-очень Большой Ландшафтный Парк и исследовательский центр.
В Китае вообще все масштабное: улицы в восемь-десять полос широченные, здания в 20-40-80 этажей высоченные, площади размером с добрый аэродром огроменные, парки, как очень ухоженные джунгли, красивенные.
Кажется, что китайские города никогда не спят. Все сверкает, искрится огнями, мерцает синим, красным, золотым, зеленым, если б глаз не ловил непривычные взгляду иероглифы - чистый Нью-Йорк или Лас-Вегас, или любой мегаполис планеты, даже с Москвой есть сходство.
Но в заповеднике панд рядом с мегаполисом тишина, покой и благорастворение в воздусях. Посетители переговариваются и восхищаются вполголоса.
Иногда донесется приглушенный ослиный вопль - кричит павлин на лужайке, тряся роскошным хвостом.
Лужайка, по которой гуляет павлин, перед прудом, пруд перед скалой, со скалы льется водопад, а в пруду плавают разноцветные китайские карпы - красные, белые, золотые в пестрых пятнах. Красота.
Лаборатории и вольеры скрыты между зарослями бамбука. Бамбука неимоверно много - коленчатые стволы в руку обхватом шелестят узкой пышной листвой, как связками столовых ножей, - тронь неловко и порежешься. А стволы постукивают при ветре друг о друга, издавая глухой барабанный звук, отдаленное рокотание там-тамов на китайской почве.
Между зарослями бамбука проезжие аллеи и пешеходные дорожки.
Дорожки ведут через ущелья по горам, по подвесным мостикам, посреди джунглей.
 На аллеях остановки транспорта. Обойти парк за день нереально, поэтому по аллеям ездят электрокары с тремя-пятью вагончиками на прицепе, подбирают на остановках утомленных прогулкой пассажиров и везут их дальше.
Но мы, как обычно, не ищем легких путей. Моим сыновьям и невестке с подругой, а также племяннику из Москвы, в силу возраста расстояние нипочем.
Но и я, старая бодрая каракатица, еще вполне могу двигаться без посторонней помощи.
Поэтому мы идем через заросли бамбука, ущелья, по висячим мостам, время от времени натыкаясь на вольеры с пандами. Недавно был дождь, все стекла запотели изнутри, поэтому рассмотреть обитателей вольер снаружи очень сложно.
Но мы стараемся. Вон там зашевелилось что-то черно-белое! - бегом туда в толпе таких же жаждущих с телефонами и камерами наизготовку.
Результат съемки немного разочаровывает - испарина на стеклах получилась великолепно, все остальное размыто, как фонари в провинциальном тумане.
Ну и ладно. Зато на нашем пути попадается открытая вольера с красными пандами, через которую мы переходим по мостику, а панды недовольно косятся на нас, задумчиво почесывая свои хвосты между делом.
И вдруг на нас налетает внезапный, как гнев богов, мощный, холодный тропический ливень.
Температура падает на 20 градусов. Наша легкомысленная одежка ливню на один зуб.
Мы спасаемся в толпе таких же пострадавших в маленьком павильоне, где стучим зубами и досконально изучаем историю сохранения гигантских панд как вида, пока снаружи бушует стихия.
Двадцать минут для стихии и снова солнце. Весь парк парит и дымится, словно мокрая рубашка под утюгом. Клубы и облака пара, пар течет рекой по ущелью и путается в зарослях  бамбука.
Снова солнце, с солнцем возвращается жара. Наша мокрая одежда высыхает через полчаса, как и не была мокрой.
По окутанной паром полянке гуляет павлин. Распускает хвост, дрожит им перед нами, завораживая переливами и сиянием, а потом поворачивается к нам задом, демонстрируя куриную жопку, складывает хвост и уходит, озабоченно кудахтая.
Как большинство в этой жизни, павлин великолепен с фасада и сильно разочаровывает с тыла.


Рецензии
Великолепно! Спасибо за этот изысканный китайский подарок, Анна!

Лада Вдовина   18.01.2021 00:53     Заявить о нарушении