Как охотились мы с дедом

 

   В тот год, когда я должен был закончить пятый класс,
мне «повезло» зимой  простудиться, и я кашлял и кашлял,
и так надоел родителям своим бухиканьем, что мама сказала:
«Всё! На лето поедешь к деду в Крым! Если год окончишь без
троек!»
C этим проблем у меня не было! Учиться мне нравилось!
А ради деда и Ялты поднатужусь – и четвёрок вдвое
меньше станет!
   
  И слово свое сдержал! Только боялся, чтоб мама
не передумала и не загнала меня в какой-нибудь лагерь.
И я стал тщательно скрывать, что кашель мой почти совсем
прошёл. Целый день его нет, а только мама с работы – он
появляется. Главное, в меру, не кашлять, а покашливать,
изображая, так сказать, «остаточные явления».

  В начале июля мы, наконец, вылетели в Ялту.
Мама меня только сопроводила, сама же побыла с
нами неделю и улетела обратно в Москву. При
расставании строго сказала деду:
- Главное, помни, что к первому сентября он, кровь из носа - но должен быть в школе!
- Ещё чего - кровь из носа! И не подумаем! Парень лечиться приехал, а сентябрь - самый целебный месяц в Крыму! Мы ещё подумаем, может, на всю зиму Илюху здесь оставим, ведь школа у нас тут рядом!
- Не шути, папа! Он отстанет от класса. Он уже отстал! А школа с английским уклоном! – мама не на шутку разволновалась. Но дед и не думал уступать! Он подмигнул мне и примирительно сказал:
- Не будем спорить, ребята. Время покажет!

   С этого дня, и с этой минуты я полюбил деда сразу и на всю
 жизнь!  Теперь я был уверен, что в любую минуту и в любых
обстоятельствах дед подставит мне своё плечо боксёра, поэта,
охотника и, как он мне ещё по секрету сказал - хулигана!

Целую неделю я не вылезал из моря. Я насквозь просолился, как малосольный огуречик, у меня облез нос, и моя пляжная подружка стала клеить на него листик подорожника, предварительно плюнув на него. На листик, конечно! А вы подумали, на что?!
 
    Однажды дед взял на пляж свой костюм для подводной охоты и, переодевшись в него, стал похож на огромного чёрного крота  в очках. Вот страха нагнал на малолеток!!! Когда он медленно стал скрываться в воде, вся ребятня с криком поползла на гальку берега, как тараканы,  и, дрожа от страха,  стала ждать возвращения монстра - боялись в воде с ним встретиться.
Мне под воду дед не разрешал, потому что я не умел правильно дышать.
В августе, неожиданно проскочил через горы северный ветер,  и с ним явилась, как сказал дед, беременная дождём туча. Почти три дня моросило с малыми перерывами.  Но время для нас не было  потеряно.
Телевизор дед сразу удалил из нашей общей с ним комнаты, временно обрадовав им бабушку.  C  нами остался  «воспитанник»
 деда, паучок Боник, который  дни проводил в своей летней резиденции,  в цветке герани на окне,  а ночи где – неизвестно, не слелил за ним никто.  Дед его снабжал мухами. Кошка ушла к бабушке,  не пожелала делить со мно1 любовь деда.

    Передо мной дед положил на стол два сборника своих стихов. Сказал, что ему интересно моё мнение. Хитрый приёмчик, как чуть позже я догадался. Смешно! Ведь он - известный в Крыму поэт! Очень ему нужно моё мнение! -J)).  А потом я подумал: а что, может,  в самом деле, его это интересует? Я проникся ответственностью. И вдруг случилось чудо! Я утонул в его стихах! И спасти меня уже никто бы не смог! Я читал взахлёб, я удивлялся, и хохотал над каждым неожиданным сравнением, и искал их в каждом стихе. Моя реакция деда забавляла. Он почему-то сразу увидел во мне родственную душу! Вот тебе раз!  Интересно, а какую ещё он мог увидеть? Мы же родственники!  Он так радовался, что я засомневался: может, я подкидыш, а от меня это скрывали?!
  Мы с ним подолгу стали обсуждать  всё, что я вылавливал, плавая в его стихах,  каждое обнаруженное мной сравнение, или метафору, по словам деда. В общем, я попался в его сети! Но как хитро он меня в них загонял! Недаром  слывёт он там в Крыму асом подводной охоты!
Вот, например, подведёт он меня на лоджии к открытому окну и спрашивает, показывая на двух мокнущих под дождём ворон: 
- Посмотри пристальней: кого они тебе напоминают?
 Я так и этак примеряюсь к воронам, и выдаю «шедевр»:
- Знаешь, они похожи на мои наушники к смартфону…
Дед смеётся: «Я в них увидел пару старых штиблет! А ты даже не знаешь, что это такое! Вот вам наглядно о разнице поколений!»  Надо сказать, что я не боялся деду возражать. Ему это не очень нравилось, но терпел  - ведь внук, как-никак! И вот на этих «штиблетах» мы столкнулись.  В душе-то  я понимал,  что «штиблеты» - это здорово, точнее не скажешь! Но завидно мне стало, что ли?!  Как за язык кто дёрнул! И я ляпнул: «А наушники мои лучше!»
Дедуля удивился и очень внимательно  меня осмотрел.   И, по-моему, всё во мне понял!  И сделал вид, что со мной почти согласен.
 -  Видишь ли, дело тут в том, что к наушникам  трудно  будет рифму найти, - сказал дед.  И глядит вопросительно. Но меня в угол  так сразу и не загонишь!  «Подумаешь!  Наушники - мокрушники!» - выпалил я.  Дед расхохотался:
- В самую десяточку, внучок!  Картинка маслом: сидят на дереве  два мокрушника в наушниках  и в драных штиблетах!
Всласть смеялись с дедом и сочиняли сказочку не про бычка, а про двух мокрых ворон. И все наши споры  именно так и кончались.

Как-то к вечеру тучи рассеялись,  и  полная луна, как     недремлющий пастух, выгнала на небесное пастбище своё
многочисленное  звёздное стадо. А к луне  дед, вообще,    
неравнодушен. После того, что я вычитал о ней в его стихах,
мне сказать что-то  о ней было нечего. А у него она и медуза, и золотой чебурек, и лимонная долька, и пр., и пр.

Но дедуля ждёт моего «шедевра». А мне глазом и зацепиться не за что. Вон у крыльца очищает о скребок свои «штиблеты» дворник Витя. И на молчаливый вопрос деда, что я думаю о луне, я кисло выдаю:
- Блестит, как мокрая лысина деда Вити…
Дед сперва поморщился, а потом сказал:
- А что?  Оригинально для начала. Молодец!

      А следующим утром вернулось лето!

 - Повезло тебе, Илюша, - обрадовался дед. - Зимой снега не было, и я с весны всё жду дождя. Давненько не ходил я на охоту. К концу недели выберемся, готовься!
 Хорошенькое дело – готовься!  Какой из меня охотник?  Я и ружья в руках никогда не держал!  Решил признаться деду сразу.  А дед
  только рассмеялся: - По  грибы  ходят с палкой, Илья!!

      Утром дедов друг с женой посигналили  нам  под окном. Тоже
        за    грибами собрались. И через  несколько минут мы  уже   
        неслись по шоссе.
          Шоссе петляло и петляло,               
          мелькали ветви у лица,
          и всё же петель не хватало,
          чтоб закружиться до конца,
          чтоб закружиться и упиться,
          и  слиться, слиться с высотой,
          но только – чур! – чтоб не убиться,
          а насладиться красотой.
         Но мне и 20 минут   хватило, чтоб упиться до зелёного цвета!
    Укачался, как  никогда! Дед лишь глянул на меня и всё понял!

     - Стоп! – решительно остановил он друга.-  Мы здесь выйдем. Знаем  тут одно местечко.  - Не выдал дед меня!
     - Понятно, -  не обиделись друзья, - у  каждого свои потайные места! Часа через три подхватим вас на обратном пути. Удачной охоты!
    Дед так уверенно повёл вперёд, что я сразу понял:  он знает здесь  каждую тропинку!  И заблудиться с ним невозможно!
Бояться мне нечего! 
    Мы поднимались всё выше, и настроение деда тоже.  Но я стал волноваться: идём, идём, а грибов не видно!
    - Деда,  я что-то грибов не вижу!
    - А ты не пугай их! Ишь, размахался палкой!  А она к тебе, глянь, навстречу выскочила, а ты на неё  с палкой!…
     - Да кто ж это 0на? – стал я по деревьям глазами бегать, надеясь увидеть  толи белку, толь птичку какую.
     - Да  подберёзовик это, гриб- красавец, торопыга! Вон из-за дерева выглядывает. « кто на новенького?»–  смеётся дед. А подпевать он любит – это я заметил!  Но я требую объяснения:
с каких это пор гриб – ОНА?
    - Да кто ж их разберёт?! Хотя подумай – кто, кроме дамы, такую
 красивую шляпку и так кокетливо, чуть  на бочок надвинет?
      - Ты так меня  расстроил… Как теперь даму есть?!  - смеёмся оба.
    И поднимаемся ещё выше. И куда это он меня ведёт?  А яйла,      вижу справа – уже ниже нас, и грибники там рыщут.
    
Дед  на ходу что-то  сплетает и расплетает из слов.  Потом замечает
у края  обрыва, к которому мы вышли, старый,  упавший ствол, вернее – огрызок  ствола  сосны, садится, достаёт блокнотик  с  привязанной к нему ручкой и что-то быстро записывает.
    - Вот послушай, что сочинилось,  пока поднимались:

    В который раз,
    бродя по этим
    местам,
    однажды я пойму:
    здесь чувствуешь себя поэтом,
    здесь удивляешься всему:
    ручью, бельчатам, двум сосёнкам,
    маслятам…
    ...И посвист птичий тих,
    и отдыхают перепонки
    от шума улиц городских.
   - Хорошо, Деда! Попал в десяточку! – хвалю его я его же словами.  А дед  почему-то хмурится:
   -  Учись всегда говорить правду, Илья!  Сырой стишок.  Но не всё плохо..Ты знаешь, зачем я тебя сюда привёл?  Это единственное место, откуда можно, не будучи в самолёте, увидеть море и весь
окоём! Подойди поближе к обрыву, глянь! Только осторожно!
• Что и говорить  - дух  захватило! Деду буду благодарен всю
• жизнь! Такую красоту раньше мне не приходилось видеть!
• Мы стояли рядом,  держась за руки. Дед  шумно вдыхал   
• воздух.  Улыбаясь, вдруг спросил: -  Чем пахнет,  чуешь?
    - Ха, да тут всем пахнет!  Морем? Сосной?  Полынью? Жарой!
     Ромашкой? Деда, тут до вечера не перечислить!
       - Ладно, подскажу. Я тут весной был… Весна- это чудо,   
     конечно…но пахло – не поверишь!  ТОСКОЙ!  Ты этого понять не
     можешь. И не знай этого никогда!  А сейчас пахнет…
       - Радостью! – завопил я! – Радостью!  - и я бросился обнимать
      деда.  Чуть кубарем в обрыв не свалились, вот была бы потеха!
     - Спускаюсь! – хохочет дед,  - ловок, что коза!  - и начинает, в
  самом деле, осторожно спускаться . Я за ним. Но смолчать не
  могу:
     - Какая же ты коза, дедуль? Ведь ты…
     - Спокойно,  Илюха, без намёков! Рифма, панимашь,
   подвела, засмотрелся на БИРЮЗУ  в окоёме…
   
   Мы спустились   прямо в сосновую рощицу. От неё вдаль тянулась  в междугорьях яйла, где тенями бродили грибники.
     - Теперь, Илья, навостри глазки! Палку в руки, и не спеша, не
 бойся и ползком, я то не могу! Тут много прошлогоднего ковра!
 Не ленись, разгребай, маслята хитро маскируются, а я уже чую
 их запах!
      И я тоже почувствовал  сырой запах прелого «мусора»,  чем огорчил деда.  «Не понимаешь…» - вздохнул он.
Но коленки  мои уже дрогнули, как у гончего пса в предвкушении охоты.
    Когда я нашёл свой первый гриб, я прыгал и орал, как клоун
 в цирке!  « Эй, парень, пожалуйста, потише, грибы от шума спрячутся, на грибы охотятся в тишине! Понял? И смотри, коль повстречаешь мухомора, не тронь его, не обидь –  охоты не
 будет! Он царь здесь!»
     Вот  те раз! А я бы сорвал, и гордился бы! Хотя знаю, что
 ядовитый, в школе проходили. Но как красив, подлец!
 
     Какое-то время мы с дедом следовали в одном фарватере,
     и когда в рюкзачок  легли первые грибочки, дед,  убедившись,   
    что азы «тихой охоты» усвоены мною, удалился  на прогретое
  местечко отдохнуть, а я так увлёкся маслятами, что потерял
  счёт  времени.  Очнулся, когда рюкзачок ощутимо пополнился.
  Оглянулся на деда, а он не шевелится, рука с блокнотиком лежит
  на отлёте  и  спит дедуля, как  младенец.
  А к нему с другой стороны белочка подбирается!  Совсем рядом
  уже. Чем-то запах его кармана  белку  привлекает. Ну да!  Там
  всегда у деда  сухарик или кусочек сахара дворовой собачке
  припасён.  Я замер!  Но тут белка  хвостиком дедовой руки 
  коснулась,  и он резко взмахнул ею, как бы отгоняя комара,
  которых здесь тоже хватало. А белки и след простыл!  Как
  жаль! Кончилось моё кино!

         Я прилёг рядом с дедом. Тоже спать захотелось.  Но вдруг
   прилетел один из знакомых мне чёрных «штиблетов», уселся
   почти над головой, да как… - нет, только каркнул!  Дедуля мой
   пробудился,  и сел со словами:
   «летают рифмы, словно осы, и звонко просятся в стихи!»
  Наверное, с этими словами он и засыпал!
      - Раз просятся – впусти!  Я им рад!- сонно  говорю ему.
      - Ну,  что ж, впущу. Я рад им тоже!  - И я в тот момент остро
   ощутил запах счастья! Счастья, когда тебя понимают без лишних
   слов! Повезло же нам с дедом!  Дед как-будто мысль мою, как
   рифму, ухватил за хвост! Улыбаясь, говорит мне:
     - Да, и грибами пахнет от тебя ощутимо! Покажи, чё собрал? 
 О, да тут кг полтора будет! Бабушка будет довольна. Не нравятся
 ей пироги с гиперболой, или ватрушки с метафорой. А кроме них иногда ничего и не поймаешь. ..  Но нам, дружок, пора подводить итоги!  Друзья будут ожидать….
   
  Дед, опираясь на руку, поднялся и с удивлением рассматривает
   то, что при этом под руку попалось.
       - Забавно, кто же мне подарочек принёс? Это дикая грушка!
    Вполне созрела. А  надкус совсем свежий. Ах, проказница! –
    догадался дед, и погрозил пальцем вверх.- Спасибо, что
    напомнила. Сейчас туда подойдём!
 
        Я рассказал про визит белки. Грушка была величиной
     с орех, жёлто-зелёненькая, твёрдая, я бы  и за грушу её
     не принял.  А попробовать дед не разрешил.
        - После зверька в рот ничего не бери! А грушки эти
    сладкие, вкусные!  Бабушка их обожает!  Соберём их,
    если до них ещё никто не добрался!
 
   
    Прошли мы через участочек,  на котором я уже потрудился. И до чего же мне было стыдно, когда дедуля то и дело нагибался за  очередным грибком.  Он  меня не высмеял, только сказал:
   - Напрасно  молоденькие пропускал, они как раз  мне нравятся.
Ох и дипломат дед! Вроде поверил, что я нарочно их оставил! Может , в самом деле так думал?   А он их и без палки находил, как будто видел их сквозь прелые листья.  «Интуиция» , говорит.  Нюх у него такой на грибы, что ли?  А у меня, точно, его ещё не было!

    Вышли мы из рощицы – дедуля остановился.
       - Вот и сюрприз!  Глянь,  вон от нашей грушки парочка удаляется. Не знаю, стоит ли нам туда идти?
      - А вдруг, дедушка, а вдруг стОит?? – вцепился я в деда. И бегом
к грушке. А там и под деревом, и на дереве  вполне нам хватит!
Подошёл дед. « Спасибо!» - послал вслед ушедшей паре.
    - Это шмели были! Не смейся, сейчас поймёшь! Поймёшь,
 за что я люблю шмелей.  Залетев в цветок,  шмель никогда
не соберёт всю пыльцу или нектар! Обязательно оставит собрату.
Да, да, они такие! Никак ни соберусь стих о них написать!  Вот и среди людей такие встречаются. Редко, правда…
    Набрали и мы пакет грушек, и другим тоже оставили.

     Друзей мы не заставили себя ожидать, одновременно
 появилисьу договоренного поворота. И на обратном пути
 я даже не укачался! Проспал на дедовом колене всю дорогу.
      Бабушка радостно вышла нам навстречу. Но увидев,
 что в руках деда, кроме двух бутылок холодного пива,
 которые он купил в супермаркете перед домом, ничего
 больше  нет,  огорчилась.
     - Опять пирог с гиперболой на ужин?- вздохнула она.
     - А вот и нет! -  важно и осторожно снял я с плеча
   рюкзачок. – Тебе грушки, а нам пирог с грибами!
     - Внуку, значит, повезло сегодня! – обнимает меня бабушка.
     - Да я тоже с уловом, - дедушка не обижается, достаёт из
 нагрудного кармана  известный всем блокнотик. – Вот, могу
 похвастать: четыре свеженьких метафоры, три сравнения,
 ну, и одна гипербола!
     - А свеженькая рифма «коза-бирюза»? – свои пять копеек
  вставил  и  я.
      - В обед – сто лет вашей «свеженькой» рифме! «Коза-
  дереза»,  с бородой ваша рифма, хвастунишки! Что дед,
  что внук! – посмеялась над нами бабуля и ушла в кухню, прихватив с собой рюкзачок.
    - Интересная мысль! Не слышал раньше – рифма с бородой! –
  и дедушка открыл  снова блокнотик
    Поздним вечером я лежал на своём диванчике и всё вспоминал события прошедшего дня. Мне было так уютно и хорошо, как никогда. Я всё нюхал свои руки, которые  сохраняли ещё запах грибов. И всё думал, и думал…как буду каждый год приезжать к деду, а может, и останусь с ним навсегда. И дед всегда будет таким молодым и весёлым, как сегодня, и может быть, я даже стану поэтом – ведь дед надеется, не подводить же его! Тем более, он
признал во мне родственную душу!
   Вошёл на цыпочках дедуля. Удивился:- Ты почему до сих пор не спишь? Спи! А я ещё посижу. Разберу свой словесный «гербарий», пока не увял, кхе-кхе! - В руке у него был неразлучник- блокнотик.
  - Кстати, я закончил стищок. Послушаеь? На чём мы остановились?
  - Да на козе, дедушка, на козе...
  - Ага, вспомнил1  Ну вот, СЛУШАЙ:
   
   Спускаюсь!
Ловок, что коза!
Вон тонкий месяц
пару рожек
над горным кряжем
показал.
Вот звёздный рой
пришёл в движенье,
снес ветер в сторону грозу,
прибой затих в изнеможенье
и еле плещется внизу.
И значит,
день-денёк удачно
прошёл.
И снова жизнь права.
И светится посёлок дачный,
и у тропы светла трава.
Я знаю, мне приснится осыпь,
ольха, склон горный, тропка, где
летают рифмы, словно осы,
и просятся в стихи везде…

  стих меня стал укачивать. Дед поцеловал меня, потушил торшер, включил маленькую настольную лампу, и сел к столу. Он полностью распахнул окно и в комнате запахло морем и левкоями, которые мы вечером  под окном поливали с бабушкой. 
Паучок Боник настиг залетевшую на свет муху и  заботливо пеленал её в листьях герани на окне, а она трепыхалась и гудела нотой «ДООО…». А со двора ей сочувственно звенели нотами «ЛЯ» и «СИ» сверчки. И напомнили они мне  о  противном  сольфеджио, которое поджидает меня в Москве, как Боник муху.  За окном  притаилась  голубоватым школьным глобусом полная луна и призывно подмигивала мне.. Напрягая зрение, я старался отыскать  в её размытостях таинственный Бермудский треугольник. Веки  мои стали неподъёмными, но я всё-таки увидел его в неясных лунных штрихах,  и стал медленно погружаться в его
неизведанные глубины.

В рассказе использованы  строки из  стихов
крымского поэта В.Егиазарова.


Рецензии
Добрый вечер, Валя!
Легко, просто, занятно и очень по-доброму, в общем как и положено мастеру!

Владимир Витлиф   01.04.2021 19:01     Заявить о нарушении
Очень рада твоему голосу, Володя! Спасибо за отзыв!

Валентина Марцафей   02.04.2021 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.