2. Андрей Добровольский - Драматургия. Отыгрыш

Цикл лекций педагогов ВКСР (высшие курсы сценаристов и режиссёров) и ВГИК.
18.05.01 АНДРЕЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ
кинорежиссёр, киноактёр, сценарист, педагог ВГИК и ВКСР, редактор журнала “Киносценарий”.
(конспект лекции)

        "Подведём итоги предыдущих лекций. Обычно режиссёр своей работой недоволен. Сопротивление материала велико. Любой участник группы, которая снимает фильм, может на корню его загубить. Например, не так сделать грим.

Режиссура - это работа без черновиков. Снимать нужно сразу и начисто. Снимать по 5 раз как Феллини возможности не будет. Отсюда специфика: не советую идти на поводу у актёров, операторов. Рассуждайте так: фильм сделан, осталось только его снять. Проектируйте точно. Продумывайте всё заранее.

Актёр – это злой ребёнок. Через неделю съёмок, понимая, что его заменить невозможно, говорит вам, мол, мне стало неинтересно, увеличивайте в два раза гонорар. Потом опаздывает, предлагает изменения или упрощения. Так что держите ситуацию в руках и не поддавайтесь актёрским капризам.

Развитие сюжета, повороты… - всё это структура сюжета. Она должна заинтересовать зрителя.

В наше время на кинорынке - экспансия импорта. Но она рано или поздно закончиться. Я хотел помочь вам справиться с этим.

Фильм - это многоэтажный дом и на первый этаж может зайти даже ребёнок. Выше - нужны особые усилия. Американцы привозят на фестивали зрительское кино – знают на что есть спрос. Европейцы наоборот - стремятся к чистому искусству. Золотой середины нет. А я считаю, что есть. Можно оставаться на первом этаже. Но смотреть и идти нужно выше.

Итак, в чём существо драматургии. К чему она ближе, хотя и представляет собой особый вид искусства. Напоминает рифму в высокой поэзии. Рифма музыкальна и влияет на смысл. У Чехова так: если ружье в кадре, то оно рано или поздно выстрелит. На самом деле ружьё может и не выстрелит, но внимание зрителя непроизвольно приковано к нему, и в этом должно быть какое-то значение.

Обсудим отыгрыш и рифмы.
Представьте, что вдруг ружьё исчезло со стены. Это - отыгрыш. Если выстрелило - то уже концовка и разрядка. Отыгрыш – это более объёмно, чем просто повтор внимания зрителя на детали.

На первом этаже отыгрыш даёт неожиданности. Его не предугадаешь. Например в "Сладкой жизни" нельзя предугадать появление чистого существа - девочки в конце фильма. Простая судьба девочки, которая хочет подработать. Жизнь её испачкает. Но поговорив с ней и убедившись в расстоянии между собой и чистотой, герой её забывает. И вдруг она появляется. Вообще, поток жизни в фильме завораживает. Идут прямые метафоры.
Вдруг она окликает героя и спрашивает помнит ли он её. Он отказывается и навсегда от чистоты отгораживается. Здесь от окончательно духовно умирает. А была возможность зацепиться. Всё это замечательный и чистый отыгрыш. Здесь она переживает то же, что и он - гибель живой души. Случайная встреча, которая вовсе не случайна...

Феллини. Тонкое решение.
У Феллини во многих фильмах события не отыгрываются.
Для меня в сценарии обычно самое трудное - начало. Потом всё идёт быстро. Но к концу задумываешься - Нет ли возможности что-либо отыграть. Убрать эпизоды, кого-то возвратить. При этом реалистические ограничения не мешают. И вдруг находишь оправдание самым неожиданным событиям - даже воскрешению. Зло конечно побеждает.
У Феллини впечатляют остатки добра. А в отыгрыше создаётся логика эмоций, и это выше логики жизни. После отыгрыша - улёт, неожиданность, парадоксальность. И если Вы это сделаете, зритель запомнит, задумается.

Пример – фильм Титаник. Холодный. Диалоги делали профессионалы очень высокого класса.  Отыгрыш по профессии в диалогах. Героиня хочет броситься в воду. Разочарование. Но ей встречается герой, который осторожно останавливает её. Итак, познакомились. Завязка. Потом они встречаются. на палубе. Идёт спокойный диалог. Вдруг он неожиданно говорит: " А ты бы не прыгнула. Кишка тонка". Он парень грубый, не стремится льстить. И эта реплика найдена настоящими профессионалами. Это отыгрыш в диалоге.

Вообще в фильме одной катастрофы мало. Здесь создана драма, хорошие актёры и прочее.... А в наших фильмах чаще всего присутствует лишь одно.

Мальчик входит в автобус, а ему не находится место - все отгораживаются, не пускают. Нам тоже в жизни чаще всего нет места. “Куда ты лезешь, сопляк" или “куда лезешь, старый хрыч! Здесь всё занято!” И только старый негр принял его и стал ему рассказывать о ловле рыбы. Это – отыгрыш! Это придумает только драматург, но не пародист или сатирик – какой-нибудь Задорнов.
Ещё пример - герой потерял ноги. И вдруг видим – он на ногах и с невестой. Или у Феллини - удивление, что они ещё живы.

Отыгрыш дают нам инструмент в случаях, если стиль серьёзен, это - третий этаж. хотя должны быть и другие картины, всякие экшен (действие) и пр.

Отыгрышем нельзя злоупотреблять. Иногда отыгрыш - это неожиданность. Но повторять нельзя. Девочка снова появляться не должна.
Пример из музыкальной грамоты. Секвенция - повторение рисунка в повышающейся или понижающейся мелодии. Секвенций не должно быть много, иначе приедается. Секвенция должны быть заслуженной. Подмосковные вечера. Мелодия одна из самых богатых. Одна секвенция: "если б знали Вы... как мне дороги".

Пример. Фильм "Розовый барс". Секвенции - видит трупы. Один, потом другой, потом третий... Становится назойливым.
Ещё пример - многосерийный фильм "Санта Барбара".  Он исчерпал себя. Повторять нельзя. Иначе будет мертвечина.

Продолжающемуся сюжету помогают отыгрыши. Если их нет, то сюжет может закончиться фактически очень быстро.

Идей должно быть много. Носиться с одной - нельзя. Иначе будет повторение.

Держите удар. Умейте переносить замечания. Яростная оборона или подавленное молчание - от слабости. Не нужно быть себе адвокатом. Вещь должна говорить о себе сама.

Рояль нужно двигать впятером. А сценарии писать коллективно очень трудно, особенно если есть старший.

Важнее - уметь использовать удар. Пытайся перевернуть его высказывание на себя и понять в чём дело. Особенно если об этом говорит не один человек. Нужно ещё раз себя проверить.

У американцев эпизоды часто очень хорошо драматургически разработаны. Мы часто не дотягиваем до высшего качества. Остаются белые поля. А американцы исследуют все варианты.
 
Контроль за разработанностью - это функция редактора. Но не идеологически. Редактор - как соратник, сотрудник - это хорошо. Он говорит - что-то не так. А может и придумает, предложит. Новые эпизоды, диалоги... Редактор контролирует, помогает держать уровень. Хотя если фильм хорош - хвалят режиссёра. Если плох - плох сценарий.
 
На самом деле уничтожен институт редакторов. Последние редактора - мостодонты Мосфильма - на пенсии. А я был против.

Выход - соавторство. Творческие пары. Но должна быть творческая и вкусовая совместимость. Например, Брагинский - противоположность Рязанова. А их фильмы -лучшие. Ирония судьбы и пр. Ильф и Петров - ссорились, неделями не разговаривали. А на похоронах Петрова Ильф сказал: "Сегодня уникальный случай. Я похоронил частицу себя".

Диалоги. Сложнейший аспект профессии. Иногда столько болтовни, как радио спектакль. У американцев - есть особые специалисты. Диалог – это фехтование, ритмы. На каждую реплику человек отвечает. Живое общение. Споры. В них больше диалога.

"Если экранизируете литературное произведение, то ищите диалоги в ремарках". иначе зевки в зале, шёпот, скука. В пейзажах больше диалога, чем во фразах.

В соавторстве диалог возникает естественно. Удваивается профессионализм, слух, память. Без мозговой атаки кино в Голливуде не бывает. Но лишь на первом этапе. Критика запрещена. Мол, не нужно заниматься анализом что получилось, что не получилось. Это Вы и сами через месяц поймёте. А вот подсказать, найти вариант... может к пяти утра возникнет новый поворот сюжета.  Не обязательно психологическая совместимость. Важнее разношерстность.

Выгребание материала - начало. Вольное обсуждение. Например, о любви. Шутки, анекдоты... Здесь появляются часто неожиданные вещи. Придумываются финалы, идеи. Но критиковать – запрещено, так как это разрушает.

Совет. Вы в ситуации, где можно заявить о себе. Заявляйте, что ннужна не средняя картина, а прорыв. Хотя есть синдром второй картины после бурного старта. Нужен успех. А он более достижим, 6если идёт выгребание материала.

То же в науке. Путь на разрушение психики - запереться в углу и что-то сильное придумать.
Нужно сперва делать самому, потом показывать, выслушивать вежливые замечания...

Литература пишется в одиночестве. А в кино - другое. Только с возрастом это понимаешь. А вот Гена Шпаликов справлялся сам. Но быстро сгорел - не все Пушкины.

РАСКАДРОВКА.
Пример – Червинский, американская запись. Есть и европейская. Ремарок нет (у американцев). Диалог таков, что эмоциональная схема - видна. Не нужно разжёвывать. Допускаются ремарки, описывающие физическое действие. Но не психическое состояние типа "кричит" или что-то другое. Хорошему актёру нужно давать актёрский дубль.
 
Я злюсь, когда дилетанты говорят - "а это дело оператора" или "а я не знаю почему, так сложилась её судьба". Режиссёр должен знать всё. Но на экране не договаривается, будится фантазия.  А Вы должны всё знать. Хотя актёры часто смеются мол этого не сыграешь. То, что часто описывается многословием актёр изображает одним жестом.

Я лично не всегда держу удар. Делаю злые замечания в ответ на критику. Например, продюсера.
 
Я предлагаю своим студентам записать раскадровку в американской записи. Я думаю, что если преобладает "экшен", то пригодна американская запись. Для потока жизни, для создания настроения, чтобы вникнуть. Но лучше - литературная запись, традиционная для России. Кинематографически, конечно же, точнее европейская система. Вы должны владеть тем и другим.

Серьёзные продюсеры часто не воспринимают литературу. Требуют сразу кадры.

Участвуйте в конкурсах. Регистрируйтесь. Государственных и прочих денег идёт все больше. Под закон о кино и особенности налогов мы гарантировать доходы пока не можем. А в 1990 году в кино пошли деньги в расчёте на быструю окупаемость. Сейчас лафа закончилась. Собирать деньги часто приходится в США по друзьям.


Сценарий не пишется, а строится. На ранних курсах мы долго этого не понимали. У меня был товарищ. Первую фразу всегда писал после двухчасовых раздумий - весна пришла. После третьего курса его отчислили.

Задание к экзамену. Дать определение что такое СЮЖЕТ и ДРАМАТУРГИЯ  в КИНО".


После лекции состоялся просмотр фильма "ГОЛОСА" киностудии “Риск”. Фильм был создан на очень малые деньги (20-30 т. $).



Рецензии