Почему люди выбирают зло? часть 2

Прошло два месяца с того дня как Ливей впервые посетил даосского монаха носящего прозвище «Дающий мудрые советы». И вот, Ливей пожаловал к отшельнику снова. Как и в первый раз, монах дал отдохнуть гостю с дороги, вкусно накормив и уложив спать до утра. Утром, пока гость ещё не проснулся, «Дающий мудрые советы» приготовил лёгкий завтрак и оставил его возле догорающего очага, чтобы еда не остыла до того времени когда они с гостем сядут завтракать. Ливей встал, умылся, а «Дающий мудрые советы», тем временем, накрыл на стол и подвесил над очагом чайник. Монах и гость быстро управились с завтраком. После этого даос снял закипевший чайник с крюка и заварил зелёный чай. Он поставил на стол глиняные пиалы, налил в них ароматный напиток и спросил у Ливея:

- У моего дорогого гостя есть ко мне вопрос?

Ливей попробовав чай, и оценив его высокое качество, ответил:

- Да, Мастер! У меня есть вопрос, который я снова не в силах разрешить самостоятельно!

- Задай его, попробуем разобраться с ним вместе! – сделав глоток чая, сказал даос.

- Хорошо! – кивнул Ливей. – Дело вот в чём, после того как я вернулся от вас в прошлый раз, я говорил со многими людьми о том, почему люди выбирают зло, пересказав им ваш ответ. Но, Мастер, почти никто не понял ваших слов! Одни говорили, что добра и зла не существует, что это абстрактные понятия, которые выдумал сам человек. Другие говорили, что границу между добром и злом провести невозможно. И что зло, в некоторых случаях, превращается в добро, а добро во зло, и что всё зависит от конкретного случая. Один из таких людей сказал мне, что когда у него болит зуб, он согласен с тем, что это зло. В этом случае он идёт к лекарю и тот, удаляя больной зуб, причиняет порой ещё большую боль, а стало быть, он творит зло. Но после того, как зуб удалён, человек испытывает облегчение, а значит, лекарь, причинив в начале боль, что равноценно злу, дарует избавление от боли, что равноценно добру. А третьи говорят, что то, что для одного является злом, для другого является добром, и то, что для одного является добром, для другого может быть злом. Прошу вас, Мастер, ответьте мне, что же такое зло? и что такое добро? и как провести границу между одним и другим?

«Дающий мудрые советы» поставил чашку. Он внимательно посмотрел в глаза гостю и начал свою речь:

- Слушай внимательно, Ливей, поскольку вопрос заданный тобой, а значит, и всеми людьми кто говорил с тобой, очень не прост для восприятия. Добро – это то, что соответствует естественному ходу вещей, а зло – это то, что естественному ходу вещей – противоречит. Я сейчас поясню это. То, что у человека разболелся зуб – это не зло, это естественный ход вещей. То, что он идёт к лекарю, это естественный ход вещей. Когда лекарь помогает пациенту – это естественный ход вещей и соответствует понятию добро. Если бы лекарь отказался помогать нуждающемуся, то это было бы нарушением естественного хода вещей и соответствовало бы понятию зло. Когда человек ест столько, сколько нужно для поддержания жизненных сил и здоровья – это естественный ход вещей соответствующий понятию добро в отношении собственного тела, а когда человек ест сверх меры, ест продукты неподобающие его типу тела и психики, то расстраивая естественные процессы, протекающие в его теле, он нарушает естественный ход вещей, что соответствует в отношении собственного тела понятию зло. Ливей, ведь ты, наверное, слышал об ужасном случае в соседней провинции с изнасилованной и зверски убитой, взрослым мужчиной, девочке?

- Да, Мастер, слышал. Это ужасно!

- Заметь, Ливей, что такое извращённое поведение присуще лишь человеку, ни одна бабочка не нарушит естественного хода вещей и не вступит в сексуальную связь с гусеницей! Ни один тигр не изнасилует тигрёнка! Животные, в отличие от людей, живут согласно естеству, а для того чтобы разбираться в том, что есть добро и зло, следует подумать соответствует ли это явление естественному ходу вещей. Если бы этот мужчина, встретил девочку, идущую в одиночку, и проводил её до дома, поскольку вечером, ребёнка может поджидать множество опасностей, то это было бы проявлением добра и соответствовало бы естественному ходу вещей. Когда насильника и убийцу ведут в суд – это проявление естественного хода вещей и соответствует понятию добро, как бы сам насильник и убийца не считал.

- Мастер, а как же тогда стихийные бедствия, в результате которых погибают тысячи людей, болезни, старость, смерть?

- Ливей, события, не зависящие от воли человека, являются естественными процессами, происходящими во Всеобщем, чтобы понять столь глобальные явления, надо иметь сознание равноценное сознанию Дао! Мы, живущие в этом теле, должны придерживаться лишь того, что соответствует естественному для человека предназначению. А сейчас, самое главное – зло проявляется лишь тогда, когда люди творят зло, добро так же проявляется лишь тогда, когда люди творят добро. Во всё остальное время, эти понятия - пребывают в непроявленном состоянии.

На этом беседа была окончена.

Ливей гостил у монаха ещё три дня. Он помог отшельнику собрать урожай с его огорода, разбитого на склоне холма, заготовить дров к долгой зиме и почистил источник, откуда «Дающий мудрые советы» брал воду. Все действия Ливея соответствовали естественному ходу вещей, а следовательно, соответствовали понятию добро.


Рецензии