Даниэль Агрон, Егор Сальников Колокольчики судьбы

               
Люди несчастливы, потому что никто им не рассказал, что такое счастье, и почему к нему надо стремиться. Они заложники общепринятого несчастливого образа жизни. И в их силах это изменить.

Место действия: областной город в центральной России
Ирина (37) – сильная личность, пользуется авторитетом у подруг, лидер на работе, начальник одного из подразделений местного хлебокомбината. Семью Ирины все считают образцовой, но все это снаружи. Болью является ее семейная ситуация. Всю жизнь она старалась быть образцовой женой, однако не встречает поддержки и понимания со стороны супруга и с годами это непонимание все больше укрепляется.
Муж, Сергей (41), на глазах опускается. Он шофёр, ведёт довольно здоровый образ жизни, прилично по меркам города зарабатывает, но все более суров и замкнут; он и раньше не отличался чуткостью. Ирина любила его, но в последние годы он грубит, окончательно потерял к ней человеческий интерес, и даже распускает руки. У нее комплекс – «Я могу все исправить и должна сохранить семью», у него комплекс «Ты мне должна». Она пытается понять, где она совершает ошибки.
После дня рождения Ирины, где присутствовало много гостей Сергей срывается на жену, ревнуя её к друзьям. Бьёт её. Для Ирины это оказывается потрясением.
Сказавшись на усталость, Ирина берет отгул и идет к своей подруге, школьной учительнице истории  Любе (44). Признается ей, говорит, что лезет вон из кожи, чтобы все было хорошо, но, несмотря ни на что, чувствует, что семья исчерпала себя. Что впервые в жизни она почувствовала желание уйти. Люба спорит с ней, объясняет, что женская доля такова – терпеть, что любовь – иллюзия и пора после пятнадцати лет семейной жизни спуститься на землю и жить тем, что дано. И самое главное, объясняет Люба, уйти от мужа – это уйти в никуда, так как в этой жизни для зрелой женщины альтернативы нет. Она приводит в пример себя, два своих развода и своё одиночество (живёт она, дочь уехала), а также ситуации общих подруг и знакомых.
Ирина – активный человек с большой потребностью помогать людям и своему родному городу.  Как-то в ходе экскурсии она попала в небольшой местный музей народных промыслов, существующий почти исключительно на энтузиазме смотрительницы музея – 73-летней Антонины Иосифовны. С тех пор маленький, но прекрасный музей, особенно его уникальная коллекция колокольчиков, и мудрая, добрая смотрительница становятся для Ирины светом в окне, а между старшей и младшей женщинами завязывается большая, настоящая дружба.
Ирина увлекается идеей развития музея, превращения его во всероссийскую достопримечательность. Ситуация усугубляется тем, что Ангелина Иосифовна немолода, здоровье её слабеет, и она всерьёз опасается за судьбу своего музея, который городским и областным властям совершенно неинтересен и, скорее даже, мешает; они бы с радостью его расформировали, экспозицию отдали бы в областной краеведческий музей и избавились бы от непонятной пожилой смотрительницы, которая постоянно досаждает им просьбами и ходатайствами.
В своё время Ирина попробовала привести в музей мужа, но он, придя туда по её настоянию, высмеял и музей, и само увлечение Ирины, а к смотрительнице проявил неприязненные чувства.
Ирина заходит в музей к своей старшей подруге и, переполненная чувствами, делится наболевшим. Ангелина Иосифовна даёт ей совершенно противоположный совет: во всей жизни всегда искать в первую очередь своё счастье. Ирина задумывается, есть ли у её мужа вообще потребность дать ей хоть небольшую долю добра и любви, которые она даёт ему.
В ходе очередного обследования врач (Леонид, старый друг и одноклассник; чудаковатый и одинокий, увлечённый профессией, но так и не устроивший свою личную жизнь) заявляет Ирине, что из-за медицинских проблем её шансов стать матерью всё меньше и меньше. При этом он советует обратить внимание на современные медицинские технологии, рассказывает, что у него в лучших профильных медицинских учреждениях Москвы есть знакомые – коллеги, которые могут помочь. Но при этом настоятельно советует поторопиться.
Ирина осознаёт, насколько критичной становится ситуация. До сих пор муж находил много причин не заводить детей. Для Ирины большинство из них были убедительными, но с годами она начинает понимать, что на самом деле мужу просто не хочется детей. Она идёт домой с решающим разговором. Но встречает не только непонимание, но и категорический отказ, переходящий в скандал. Ирина в шоке: она много лет надеялась, что они придут к пониманию, но отказ мужа иметь детей в этой ситуации наконец открывает всю картину бессмысленности их семейной жизни.  Она задумывается о своей судьбе: как женщины, матери, человека – и о будущем.
Ирина добивается встречи с вице-мэром города по поводу музея. Во время встречи у неё возникает жёсткий спор. К разговору неожиданно подключается вошедший в кабинет незнакомый представительный мужчина. Ирине сгоряча тон его вопросов кажется ироничным, и она даёт незнакомцу гневную отповедь, не обращая внимания на паническую реакцию вице-мэра. Мужчина проявляет сдержанность, представляется Максимом Сергеевичем и объясняет, что он высокопоставленный чиновник федерального министерства культуры, приехавший инспектировать дела в области. Гость неожиданно проявляет искренний интерес к музею, о котором ничего не знал и не был проинформирован местными властями, и выражает желание его посетить.
На следующий день Ирина и московский гость встречаются в музее в присутствии вице-мэра и местных чиновников. Пообщавшись с Ангелиной Иосифовной и прояснив ситуацию, Максим Сергеевич вдруг говорит, что хотел бы пройтись и просит Ирину показать ему город, отклонив все предложения местных чиновников помочь ему. Ирина и Максим гуляют по городу и беседуют о жизни. Гость показывает себя интересным и очень живым человеком, совершенно не похожим на типичного чиновника. В ходе прогулки Максиму звонит жена. В ходе короткого, но жёсткого разговора она высказывает ему претензии, упрекая в том, что он не желает обеспечить ей и их ребёнку образ жизни такой же, как у её гламурных подруг. Максим – очевидно, уже не в первый раз – заявляет жене, что с его должностью такой уровень роскоши требует участия в различных махинациях, на что он не пойдёт. Жена в очень некрасивой форме угрожает разводом, обещая оставить Максима без большей части имущества и возможности видеть ребёнка. Максим заканчивает разговор на повышенных тонах, и вдруг понимает, что его интересная и привлекательная, но практически незнакомая спутница услышала очень много личного. Однако Ирина проявляет присущий ей такт и человечность. Максим в сердцах рассказывает о своём семейном кризисе, а Ирина – о своём.
Ирина обращает внимание на странности в поведении Любы, своей подруги и соседки Люба признаётся ей, что в последнее время чувствует себя всё хуже. Ирина встревожена и первым делом обращается к своему другу Леониду. Тот передаёт Любе приглашение на обследование, но та неожиданно упрямится и медлит. Ирина убеждает подругу начать обследование, но безуспешно.
Максим Сергеевич на итоговом совещании в мэрии перед отъездом информирует руководство города, что считает музей, за который боролась Ирина, очень ценным и будет добиваться в министерстве повышения его статуса. Он даёт руководству города предписание поддерживать музей. После этого отношение к музею со стороны мэрии резко меняется в лучшую сторону. К Ангелине Иосифовне наведывается целая делегация сотрудников мэрии и намечает программу развития музея.
Максим уезжает. Перед отъездом они с Ириной встречаются по его настоянию, и понимают, что чувствуют интерес друг к другу. Максим уезжает, а Ирина остаётся в смятении. Она понимает, что её влечёт к Максиму, но Ирина замужем, и это мучает её. Чувство долга для Ирины – не пустое слово; и, невзирая ни на что, у неё есть остатки чувств к мужу.
Во время очередной встречи с Ирины с Любой той становится плохо. Дело кончается вызовом «Скорой» и госпитализацией. Любу по просьбе Ирины навещает в больнице Леонид. Поговорив с другими врачами, он сообщает Любе и Ирине, что положение критическое, и что Любе необходимо пройти операцию, длительное лечение, а также радикально изменить образ жизни. И тут Ирину удивляет и шокирует отказ Любы что-либо предпринимать. Ирина пытается убедить подругу заняться своим здоровьем, но наталкивается на безразличие подруги к собственной участи.
В одном из разговоров – очень настойчивых со стороны Ирины – на эту тему Люба признаётся, что уже долго находится в глубокой депрессии и, честно говоря, желания жить больше не испытывает. Ей совестно, что она изображала относительное благополучие перед Ириной, но больше она скрывать ничего не может. Сильным мотивом депрессии Любы, кроме неудач в личной жизни, является разрыв с дочерью, которая вышла замуж за иностранца и живёт на Ближнем Востоке. Властная мать-одиночка Люба в своё время противодействовала решению дочери, но получила в ответ лишь крах отношений с единственной родной душой. Более того, в другой стране уже родился внук, но дочь Любы, в своё время обозлённая конфликтом и агрессивным отношением матери к её заграничному избраннику, отказалась от общения и заблокировала любые контакты. Люба сломлена неудачами и практически потеряла интерес к жизни.
Максим звонит Ирине – сперва насчёт дел в музее (которым занялись серьёзно и даже собираются дать новое помещение), а потом всё чаще просто пообщаться. В одном из разговоров он приглашает Ирину приехать в Москву, но Ирина отказывается, считая ситуацию двусмысленной: ведь они оба женаты. Кроме того, Ирина, как бы она ни была увлечена Максимом, не хочет обычного романа; предложений и возможностей этого у неё было много и раньше, но это противоречит её убеждениям.
Ангелина Иосифовна в разговоре с Ириной напоминает о своём преклонном возрасте и крайне слабом здоровье. По сути, она живёт уже довольно долгое время каждый день, как последний, и борьба за музей и особенно его уникальную экспозицию колокольчиков (присвоить которую, учитывая зыбкий, по сути, всего лишь общественный, статус музея были охотники из числа местных богачей), отняла у неё много сил. Ангелина Иосифовна обращается к Ирине с судьбоносной просьбой: если она уйдёт из жизни или станет недееспособна, взять опеку над музеем и руководить им. Ирина потрясена: она никогда о подобном не думала; у неё всё прекрасно на работе, начальство ценит, а коллеги любят её. В общем, музей стал её страстью и светом в окне, но работа и коллектив ей безусловно дороги.
Леонид, обычно нерешительный и пассивный, интересующийся по-настоящему только профессией и, казалось бы, полностью инертный, к удивлению Ирины, вдруг активно включается в судьбу Любы. Ирине он говорит, что отстоять жизнь её подруги стало для него важной задачей и профессиональным вызовом. И похоже, что Люба начинает прислушиваться к советам Леонида серьёзно заняться своим здоровьем.
Ирину вызывает начальник с сообщает, что её командируют в Москву для переговоров о поставках продукции. Ирина привычно воспринимает командировку, но вдруг понимает, что ситуация изменилась, и в Москве теперь Максим, к которому её с каждым днём тянет всё больше.  Побывать в Москве и не повидаться с Максимом глупо. Но встреча волнует и пугает её. Чувства сильны, и хочется изменить жизнь, в чём её понимает только Ангелина Иосифовна. Ирина решается, звонит Максиму и сообщает о приезде. Они договариваются о встрече.
Встретившись с Ириной, Максим сообщает ей, что его семейная жизнь подошла к концу, и что жена подаёт на развод с ним. Кроме того, он обнаружил её любовную связь с богатым человеком. Для Максима является серьёзным потрясением, что жена при этом распространяет о нём через своего адвоката клевету и ложь с целью лишить его совместной опеки над единственным 15-летним сыном. Ирина поддерживает его. Она тянется к Максиму всей душой, но от последнего шага её удерживает то, что она не свободна. Ирина решает по приезде домой выяснить отношения с мужем и решить, что дальше делать.
В Москве Ирину застаёт звонок с трагической новостью: скоропостижно умерла Ангелина Иосифовна. Ирина прощается с Максимом, сообщив о печальном событии. На вопрос Максима, что она теперь будет делать, и на предложение вместе продвинуть кандидатуру нового смотрителя (теперь уже директора) отвечает, что Ангелина Иосифовна завещала это мест ей. Максим ошарашен. Ирина уезжает домой, оставляя его с ворохом мыслей. В прощальном разговоре перед отъездом Максим выражает Ирине поддержку во всём и признаётся, что она стала ему нужна, что он впервые встретил сильную и настоящую женщину, и что он всё меньше представляет дальнейшую жизнь без неё.
По приезде друзья Ирины, Люба и Леонид, который помог ей стать на ноги и выписаться из больницы, помогают проводить Ангелину Иосифовну в последний путь, и знакомятся с музеем. Невзирая на печальные обстоятельства, друзья Ирины, особенно Люба, просто поражены музеем, а история его возникновения и жизни Ангелины Иосифовны трогает их до глубины души. Люба признаётся, что узнала свою подругу с другой стороны и жалеет, что не придавала ранее должного значения её увлечению музеем.
Максим звонит из Москвы и говорит, что, если Ирина решит расстаться с мужем, он ждёт её.
Ирина окончательно решается объясниться с мужем. Но, когда она находится на работе, ей звонят и сообщают, что Сергей попал в автомобильную аварию.  Ирина мчится в больницу, где ей сообщают, что муж в тяжёлом состоянии, но его жизни ничего не угрожает. Ирина понимает, что надолго привязана теперь к его болезни. А в случае, если он останется недееспособен, бросить его и сойтись с Максимом и вовсе не представляется возможным. Да ещё и музей остался без руководителя. Максим, со своей стороны, не может оставить работу в Москве и переехать в провинцию: такую жертву она от него бы ни в коем случае не приняла.
Леонид и Люба признаются Ирине, что полюбили друг друга и намерены жить вместе. Ирина несказанно радуется этому, но сама находится в полном жизненном тупике.
Сергей приходит в себя. Во время посещения Ириной он совершенно неожиданно объявляет жене, что решил развестись. Ирина шокирована и не может найти объяснения тому, что инициатива исходит от мужа: ведь ещё совсем недавно он настаивал на том, что с его точки зрения, у них в семье всё в порядке и его всё устраивает. Однако Сергей категорически отказывается обсуждать ситуацию и заявляет, что его решение неизменно.
Максим неожиданно приезжает в город Ирины во внеочередную командировку; официальная цель – проверить ход работ в музее. Они с Ириной окончательно понимают, что не могут друг без друга, но Ирина не может оставить музей, который теперь и для Максима становится важной страницей жизни.
Когда Ирина делится с Любой этой практически нерешаемой проблемой, та заявляет, что готова оставить свою теперешнюю работу, и перейти работать в музей, которым всерьёз увлеклась. Ирина не верит своим ушам, но Люба убеждает её в том, что она не может потерять такого человека, как Максим и, как ни удивительно, снова приводит в пример свою – теперь уже прежнюю – жизнь, полную неудач, в том числе, из-за упущенного счастья с любимым мужчиной.
Ирина решается переехать в Москву, сообщает Максиму о кандидатуре Любы, и получает полную поддержку. Городские власти, разумеется, согласны.
В больнице Сергей разговаривает с молодой медсестрой Надей, которая за ним ухаживает. Ранее в ходе общения Надя рассказала ему, что она сирота и очень рано стала работать, что живёт скромно, но с мечтой стать врачом. Сергей, неожиданно для себя, раскрывает Наде причины того, почему объявил жене о разводе: он давно уже всё больше понимает, что сломал их семейную жизнь, и принёс жене много горя. Он винит в этом своё трудное детство, отсутствие родительской любви и признаётся, что это и выработало в нём предубеждение против того, чтобы иметь своих детей, в чём глубоко раскаивается, но понимает, что Ирину он упустил. Надя говорит ему о необходимости веры в себя и о том, что всё будет хорошо. Они обнимаются.
В аэропорту Люба и Леонид провожают Ирину и Максима.
© Даниэль Агрон, 2021
© Егор Сальников, 2021


Рецензии