Сад-огород

Сказочные случайности: Девятая
«Сад-огород» - маленький магазинчик в Солняшеве. Да и сам город был не очень большой. Он стоял на холме, и вершина его была в самом центре города. Улочки, спускавшиеся с холма, издалека были похожи на солнечные лучи. Дома горожан располагались внизу у подножья, и жителям казалось, что солнце встаёт и садится не за горизонт, а в холм.  Здесь, в центре, почти на самой вершине и находился «Сад-огород». Солняшев был когда-то дачным поселком, поэтому у каждого дома был сад или огород. Солняшевцы любили этот магазинчик. «Сад-огород» всегда их выручал. Здесь есть всё, что нужно для посадки и уборки урожая: семена, удобрения, средства от вредителей и сельскохозяйственный инвентарь: от обычной лопаты до новомодного дождевателя. В магазине всегда было солнечно и много зелени от комнатных цветов, и казалось, что тут круглый год лето. Среди прочего, здесь продавались украшения для сада: декоративные заборчики для клумб, фонтаны, гипсовые фигурки сказочных героев. Но каждый солняшевец мечтал купить гнома, непременно в красной одежде. Красный выгодно выделяется на фоне травы, на серой осенней дорожке и на белом снегу. Гномы никогда не залёживались на полках магазина. Жители спешили поставить их в своих садах и огородах. Вот и сегодня к вечеру осталось лишь два гнома и оба зеленые. Они стояли на верхней полке в цветах, сразу и не увидишь. Зелёные гномы среди зелёных цветов, только большие оранжевые носы сияли на солнце. Это было удачное место. Солнце сюда попадало с утра до вечера, что хорошо для цветов, и продавцов – гномов, таких сегодня модных, сразу видят покупатели. В Европе традиция украшать двор садовыми гномами зародилась ещё в девятнадцатом веке. Но солняшевцы пошли дальше, они открыли фабрику по их изготовлению. Весь город был заставлен гномами как рекламными баннерами. Детские сады, школы, игровые площадки и даже городские газоны украшали эти сказочные существа из гипса.
Сегодня «Сад-огород» закрылся позднее обычного. Покупательница никак не могла решить, какой из оставшихся гномов ей нужен. Один казался сердитым, даже колпак недовольно сползал на нос, другой веселее. Только они зелёные, и носы огромные, и глаз не видно, и краска на каменных фигурках, наверняка, непрочная. Даже пыталась длинным ноготком сковырнуть, оставив заметные царапины. Повертев гномов в руках, вернула продавцу: «Лучше в следующий раз за красным зайду…». Продавец поставила гномов на место и уже собиралась уходить, но её остановил телефонный звонок: «Здравствуйте! Зелёные? Да. Ошибочно? Нет, есть все три. Хорошо, завтра приезжайте. До свидания!» - повернулась к гномам со словами:
- Ну что, выставочные экземпляры, Хорошо, что вас никто так и не купил. Завтра вернём вас обратно, - и ушла.
- Ох, приснится же такой ужас, - сказал гном, открыв глаза, огляделся. – Странно, я только что был здесь во сне, - и ещё раз внимательнее посмотрел вокруг себя. Было темно. Видны лишь чёрные силуэты обстановки на фоне освещённого луной окна. 
– Может, я ещё сплю? - и ущипнул себя за нос. – Ай, больно! Да нет! Вот и гнома нет, что рядом со мной стоял, ни великанов, ни солнца, - успокоил себя гном.
– Это сон, только сон, хоть и страшный. И до чего же некультурные эти великаны. Ручищами так и хватают. А великанша - когтищи, во! - и гном развёл руки во всю ширину.
– Надо же столько спать. Руки каменные, голова чугунная, спина деревянная, – заохал он и, переминаясь с ноги на ногу, с трудом сделал шаг.  Опять вспомнил кошмарный сон:
- Зелёный ей не нравится. Царапается ещё. Хорошо, что я зелёный, был бы красный, съела, наверное, - и гном стал поправлять скособочившуюся одежду.  – Вот и костюм порвал где-то! Хм, как раз там, где великанша поцарапала, странно.  И бумажка ещё какая-то прилипла. Интересненько… - и гном оторвал бумажку: «ДИК Модель Скандинавия. Гном садовый. Сделано в России, г.Солняшев», - но не успел даже подумать, что это, услышал:
- Ну, наконец-то! Проснулся! – сказала пустота.
- Э… э… это вы мне? – и гном  так завертел головой, что упал на пол. С трудом встал, руки и ноги не слушались, и увидел перед собой того самого гнома из сна. – Точно сплю!
- Не спишь, и я не из твоего кошмарного сна, я настоящий гном, - сказал гном.
- Ух, ты, гномик, зелёный, и нос такой же как у меня, и колпачок, и… - затараторил гном, но другой его остановил:
- Ох, и тарахтелка, я слова вставить не могу, а ты уже тысячу сказал - произнёс другой гном. - И вообще это был не сон.
Тарахтелка так и сел:
- А великанша?
- И она настоящая, и та, другая, и остальные… - сказал гном. - Жуткое место. Я здесь уже третью ночь. Ох, и наслушался, и каждый раз один и тот же сон с великанами вижу. До вчера тоже думал, что это снится. Пока тебя сегодня не поставили, а когда ты болтать начал не останавливаясь, так обрадовался. Теперь вот ты ещё есть, хоть и Тарахтелка, - и улыбнулся.
- А почему тебя великанша сердитым назвала? По-моему, ты очень милый, хоть и бухтишь всё время недовольно, как бухтелка, - улыбнулся Тарахтелка.
- А чему веселиться? Хватаются, вертят туда-сюда, царапаются. Смотри, весь нос исцарапала, – и Бухтелка показал царапину на носу.
- А мне вообще костюмчик новенький порвали, – и Тарахтелка показал дыру.
- А ещё на самое солнце ставят, а я прямо каменею от него. И стою потом весь день до ночи, ни рукой пошевелить, ни ногой, ни чихнуть, - и Бухтелка чихнул. -  И все им зелёный цвет не подходит. А мне очень даже подходит! У меня и на бумажке написано «ДИК Модель Скандинавия Гном зелёный». А если не подходит, то и подходить не надо тогда, - разошёлся Бухтелка и тоже оторвал бумажку.
Тарахтелка подошёл ближе и чмокнул Бухтелку в нос. Бухтелка фыркнул и дёрнул Тарахтелку за колпак, натянув на нос. Гномы рассмеялись. Осмелев, вдвоём не так страшно, пошли осматривать место, куда они, не понятно как, попали.
Ничего интересного они не увидели, всё так же как во сне, только великанов нет.
- Есть хочется, - и в животе у Тарахтелки заурчало.
- Ага, я бы тоже чего-нибудь съел. Две ночи ничего не ел. Днём-то не хочется, потому что стоишь как каменный, а ночью-то хочется, - пожаловался Бухтелка и погладил живот.
И гномы пошли искать еду. Оторвали по листочку с ближайшего цветка, пожевали и, не сговариваясь, выплюнули:
- Гадость какая, горькая, «Молочай» - прочитал Бухтелка, - чая они пожалели, а сахар вообще не положили, - ворчал он. В другом горшке на невысоком дереве увидели плоды.
- Пахнет приятно, «Лимон», - прочитал Тарахтелка название и откусил. У Тарахтелки даже нос скривился:
- Кислятина! Но всё же вкуснее, - и дал попробовать Бухтелке. Бухтелка откусил, довольно хмыкнул:
- Вкусно! – и доел весь лимон.
Тарахтелка в это время уже пакетик открывал:
- Во, «Королева осени. Морковь», - на ладошку высыпались мелкие зёрнышки. - Будешь? – протянул он Бухтелке ладошку.
- Нет, я больше не хочу пробовать, мне почему-то кажется, что еда должна быть другая - вкусная, - сказал Бухтелка. И Тарахтелка отправил всю горсть в рот, похрустел:
- Вообще никакого вкуса, - но в животе урчать перестало.
Гномы пошли дальше осматривать территорию. Забрели в самую темноту, там увидели коробку высотой в рост с гнома.
- «Тёмный», - прочитал Бухтелка.
- Зло какое-нибудь. Тёмным доброе не назовут, - предположил Тарахтелка, постучал по коробке и чуть приподнял крышку:
- Э-эй! – никто не ответил. Пошарил рукой сверху, достал какой-то предмет. Повертел в руках, туда-сюда открыл душки, посмотрел через стекло на Бухтелку, он стал больше. - Волшебная штуковина!
Но тут в коробке чихнули. Бухтелка отшатнулся, Тарахтелка уронил свою находку. Из коробки показался колпак, потом огромный оранжевый нос, с прилипшим клочком бумаги. Перед гномами предстал ещё один гном. В темноте он казался совсем чёрным, только помпон белый и борода.
- А я-то думаю, кто это разговаривает и ходит. Испугался, что люди опять вернулись. Ночью они никогда не приходили раньше, - сказал третий гном.
- Люди? Это кто? Мы не видели здесь никаких людей. Только великанов, но это было как во сне, - сказал Тарахтелка и плечами передёрнул.
- Великаны, - рассмеялся гном.  – Это никакие не великаны, это люди. Они себя так называют между собой: "Сегодня был хороший день, людей было много", или наоборот, "людей вообще не было". И гномов они не едят, если ты боишься этого. Хотя я тоже сначала о великанах подумал, когда в этом магазине проснулся. Вон на полке стоял,- и показал на ту самую, где совсем недавно Бухтелка с Тарахтелкой стояли. – Потом принесли других, но они ночью не проснулись почему-то, а меня в коробку убрали. Сказали, только место занимаю. С тех пор я днём не спал и слушал. А завтра нас  собираются вернуть обратно.
- Это как? Вернуть обратно? – не поняли гномы.
- Не знаю, я в обратном не был. Сегодня вечером услышал разговор людей, что три зелёных гнома по ошибке в магазин попали. Я так понимаю, это мы, - и улыбнулся.
- Ты, наверное, здесь очень давно, раз всё знаешь? – спросил Бухтелка.
- Я? Четыре дня, а знаю потому, что прочитал, - и гном достал из коробки несколько тоненьких книжек.
- Вот - «Инструкция по эксплуатации» - ничего хорошего, поставят тебя на улице под солнце и дождь, вот и вся эксплуатация. А это интересно, о нас: «Декоративное изделие каменное Модель Скандинавия». Ваш гном, изготовлен из природного камня, привезенного со Скандинавского полуострова. В нём живёт дух родины гномов», - прочитал третий гном. – И сделали нас на какой-то фабрике ландшафтно-декоративных изделий, а сейчас мы в магазине «Сад-огород».
- И вот это ещё, это карта города Солняшев, - и гном развернул лист, - Мы в нём. Я нашёл на ней наш магазин и фабрику.
- Какой ты серьёзный! Мне кажется, ты похож на умнелку, – восторженно посмотрел на нового знакомого Тарахтелка и только хотел подойти ближе, чтобы убрать с носа клочок бумаги, как на что-то наступил:
- О, волшебная штуковина, я забыл о тебе. Это я в твоей коробке нашёл, - сказал Тарахтелка.
- О, очки, люди так это называют. И они не волшебные, - сказал третий.
- Это почему же не волшебные? Смотри, больше стал, - Тарахтелка направил очки на нос гнома и убрал с него бумажку.
- Они для чтения. Их уже несколько дней ищет один из людей, говорит, без них читать не может,  - потёр нос третий гном.
- Говорю же, ты настоящий умнелка, всё знаешь! – заулыбался Тарахтелка.
- А кто такой умнелка? – спросил Бухтелка
- Не знаю, я только что придумал, звучит по-умному, - улыбался Тарахтелка.
- Умнелка, правда на имя похоже и лучше чем: «ДИК Модель Скандинавия Гном тёмный зелёный», - согласился гном, и все рассмеялись.
- Значит, я теперь Умнелка. А вас как зовут? – спросил он.
- Я Тарахтелка, меня Бухтелка так назвал, сказал, что я говорю много, - представился Тарахтелка.
- Бухтелка – это я. Тарахтелка придумал, сказал, я ворчу, - улыбнулся Бухтелка.
- Очень приятно познакомиться! – официально сказал Умнелка.
- И правда, очень приятно! Но что-то не нравится мне это «вернём обратно». И почему-то я, совсем не знаю ничего до того, как здесь проснулся? Но почему-то знаю, что это может плохо для нас закончиться. И что значит, выставочный экземпляр? Может это и есть эксплуатация? - опомнился Бухтелка.
Гномы замолчали.
- А если уйти? Это лучше, чем опять уснуть на целый день или вообще насовсем. Карта есть, - предложил Умнелка.
- И уйдём! – согласился Тарахтелка.
Гномы собрали свои пожитки, а нажить они успели не много: карта и всё. Закрыли коробку, где был Умнелка. На коробку положили очки. Повернув  оконную защёлку, выбрались на улицу,  Со свежим прохладным воздухом гномы будто вдохнули настоящую жизнь. Больше не ощущалась каменная тяжесть в ногах, хотелось бежать далеко-далеко. Путь им освещала луна. Гномы шли вдоль заборов, но ни один садовый гном, даже не пошевелился. Они стояли в каждом дворе в красных колпаках весёлые, улыбчивые и смотрели на все нарисованными глазами…
Прошло уже много времени, с тех пор как три гнома нашли новый дом. Карту они оставили, где-то там, на окраине города Солняшева, чтобы больше никогда не возвращаться обратно.
Нелёгкий, долгий путь привёл их в библиотеку. Где и сейчас днём они прячутся от солнца в самых темных углах, и спят там до наступления ночи. Если не спят, то наблюдают, слушают. И всё больше и больше узнают о жизни людей, таких похожих на гномов и совершенно непохожих. Люди оказались самыми разными: мужчины и женщины, молодые и старые, взрослые и дети. Они не каменеют от солнечных лучей, а ночью куда-то бесследно исчезают. «Может они каменеют под луной?» - иногда думалось библиотечным гномам за ночным чаем. Чая было много, и сладкий.
Умнелка, Бухтелка и Тарахтелка появились на свет в мире людей. Они так много знают теперь о людях и так мало о гномах, ведь им пока не встретился ни один настоящий живой гном…
январь 2021


Рецензии