Рецензия на 4. Три мушкетёра и

4. Три мушкетёра и…

Неумирающая классика! В виду того, что во Франции поставили памятник сразу четырём мушкетёрам, которых сыграли наши актёры: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смирнитский, можно сказать, что у нас есть не только хорошие ракеты. Кстати, чертовски эта четвёрка похожа на наших соотечественников. Скульптуру респект!
Как бы и всё. Но будет не справедливо, если не упомянуть о фильме 1961 года совместного производства Франции и Италии. Эта версия исключительная и Жерар Баррэ в роли Д’Артаньяна был весьма убедителен. Собственно, и весь актёрский состав заслуживает благодарности. Фильм наиболее точно следует сюжетной линии романа Александра Дюма (старшего).
Кстати, наша отечественная версия (режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич) так же сильна в этом отношении, если не брать во внимание последний фильм - «Возвращение мушкетёров», где уже балом безоглядно правила творческая свобода.  Простим её за некоторое вольнодумство.
Ну, а в целом мы оказались на высоте и экранизация романов про мушкетёров А. Дюма (старшего) удалась. Нет, так-то читал разные отклики на эти работы и не самые приличные, но время, тем не менее, показало, что «попали в яблочко». Удачное совпадение, господа-товарищи!
И вот в эти январские праздники опять с удовольствием пересмотрел все серии с участием наших актёров. Отличная команда: Алиса Фрейндлих, Олег табаков, Борис Клюев, Маргарита Терехова, Ирина Алфёрова, Леонид Каневский, Лев Дуров и др.
Многих уже нет с нами. Светлая им память…
Их нет, а сыгранные ими герои продолжают нас волновать без малого вот уже 43 года… А как будто только вчера… И мы ещё совсем молодые и ничего ещё с нами жизнь не проделала такого, чтобы огорчаться… Хорошее время было!
Отдельное спасибо композитору Максиму Дунаевскому. Его сотрудничество с ВИА «Фестиваль» редкая удача. Краткая справка: коллектив был создан                в 1977 г. М. Дунаевским и М. Айзиковичем. В то время они ещё жили в г. Полтава и назывались ВИА «Краяны». Кстати, мне удалось в живую слышать этот коллектив. Как-то они заезжали в наш город с одним всего лишь концертом. Это было что-то. И как-то пересеклись они с М. Дунаевским и всё сложилось как нельзя лучше.
Кстати, в записи песен к картине принимал активное участие и ещё один коллектив: ансамбль «Коробейники». Краткая справка: советский вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), существовавший с 1970 по 1983 год. Ансамбль был создан в Москве музыкантом Александром Поповым при «Росконцерте» в 1970 году.
Между прочим, некоторые критики именно из-за музыкальности, в которую обернули создатели фильма сюжет А. Дюма, «пускали пузыри», мол, что это за безобразие и так далее. Ага, так и хочется сказать всем им: «Люди, вы охренели?» Хочется процитировать героя Михаила Боярского: «Канальи!»
Да, тут страна вся поделена на вотчины и «рулевые» хапают и хапают, а эти пустоголовые цензоры народ отвлекают своими баснями про то, как надо снимать кино. Идиоты… Не надо соваться своим рылом в чужой огород, господа «говоруны».
Ну, а если убрать эмоции, то сюжет у А. Дюма (старшего) и не такой безоблачный, поскольку он писал о нравах тех, кто восседал на шее народа. Кстати, и эта бесстрашная четвёрка мушкетёров не просто служила королю, но и прогибалась временами, защищая иногда непонятно что. Мы над этим не задумываемся, а ведь тут тебе и супружеские измены, и разграбление казны Франции, и притеснение инакомыслящих. Вот-вот, королева Анна с герцогом Бекингемом, а чуть позже с кардиналом Мазарини крутила амуры, король с куртизанками, а их сынуля, сыгранный Дмитрием Харатьяном, даже был в шаге от педофилии. Понятное дело, Версаль… Мне это напоминает то, что творится сегодня на нашем местном уровне в коридорах власти. Как сказал бы мой сосед дядя Саша: «Срамота…»
Замечу, что наши гардемарины Светланы Дружининой на порядок получились выше, чем эти мушкетёры.
Тем не менее, нам они чертовски по нраву. И нет в этом никакой лести. Просто нам катастрофически всегда не хватало настоящих героев. Вот, а тут сразу столько, да ещё их девиз: «Один за всех и все за одного!»
А если вдуматься, то жизнь у мушкетёров была ещё та: кутежи, дуэли, постоянный стресс… И к сорока годам тот же самый Д’Артаньян выглядел уже старше своего возраста и на много. Печально… Если возрастную статистку тех лет проанализировать, то, как указывают некоторые историки, к примеру, в России уходили в отставку с военной службы в 36 лет. К сорока годам считались стариками, а к пятидесяти – глубокими стариками. Как вам такой расклад? Кошмар…
Ну, с этим понятно… И вот последний фильм «Возвращение мушкетёров». Предыдущие картины, отснятые по романам «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или десять лет спустя» я с вашего позволения пропущу. Тут у меня одни респекты. Особое спасибо ныне уже покойному актёру Виктору Авилову за образ Мордаунта (сына Миледи).
Так вот, последний фильм: «Возвращение мушкетёров» я поначалу не воспринял. Ну, не пошёл он у меня и всё тут. А потом, как-то присмотрелся. Не знаю, может возраст, а тут все четверо друг за другом уходят на небеса и как бы всё… Один (Д’Артаньян) погибает от шального пушечного ядра, двое других (Портос и Арамис) складывают свои головы в борьбе за сокровища тамплиеров, Атос выпивает вино с ядом. Есть над чем задуматься…
Кстати, слушая песни, влез в их смысл по самое нутро. Автор текстов к ним Карен Кавалерян. Отличная философия! Замечу, что и все предыдущие авторы слов песен к этим фильмам о мушкетёрах, а это Юрий Ряшенцев, Леонид Дербенёв, были на высоте.
Так вот, музыка опять всё поставила по своим местам. Особенно песня в исполнении Михаила Боярского «Летели дни» и «Как жаль» в исполнении Антона Макарского. В очередной раз удостоверился в том, что вдумчивое отношение ко всему, что нас окружает – это такая необходимость. Без неё не получится достучаться до смысла…
Кстати, мы все не вечны… Тут я вспомнил, как уходил из жизни Антон Павлович Чехов. Он был болен неизлечимой болезнью (туберкулёз). Проснулся…  Попросил у супруги бокал шампанского... Выпил… Отвернулся к стене… И всё…
Вот и Атос ушёл из жизни, узнав о гибели своих друзей, пригубив вина с ядом. Ну, это каждый сам решает, как…
Я придерживаюсь вот этого: жить – это больший подвиг, чем умереть… Особенно, при наших сегодняшних реалиях.


Рецензии