Прогулки по Бел Городу. Вокзальная площадь

Прогулки по Бел Городу. Вокзальная площадь

/по материалам Александра Крупенкова/

Часть II

Продолжаем читать книгу «Пройдёмся по старому Белгороду» известного нашего историка и краеведа, научного сотрудника Пушкинской библиотеки-музея, председателя Пушкинского клуба А.Н. Крупенкова об исчезнувшем и исчезающем Белгороде. Наш заслуженный краевед с большой любовью рассказывает о прошлом нашего города, такие книги нужно популяризировать. Хотя, понятно, что у каждого из нас свой Бел Город, так называли его в XVI, XVIIи XVIIIвеках, и у меня к нему тоже своё личное отношение.

Вокзальная площадь, «ворота города»

Старинных храмов и домов, украшающих любой город, в Белгороде осталось совсем мало. «Но мы вспомним о тех памятниках истории и архитектуры, которые могли бы и сегодня украшать наш город, если бы мы их сберегли», - говорит во вступительном слове Александр Крупенков.

13 апреля 1869 года из Курска в Белгород прибыл первый пробный поезд, 22 мая первый поезд выехал из Белгорода в Харьков, а 6 июля 1869 года было открыто регулярное движение от Курска до Харькова через Белгород. В Белгороде были построены паровозное депо на шесть паровозов, водокачка, одна пассажирская и две товарные платформы. Вокзала ещё не было, его заменял собой один из жилых домов на станции, поэтому вряд ли в 1869 году была и Вокзальная площадь.

Вскоре началось строительство первого здания вокзала, рядом с ним сформировалась и получила своё название прилегающая к вокзалу площадь, хотя документальных подтверждений, когда площадь получила наименование «Вокзальной» не имеется. За всю свою историю она ни разу не переименовывалась, правда, некоторые источники называют её также «Привокзальной».

В центре Вокзальной площади был разбит скверик с кустами жёлтой акации, в этом скверике напротив выхода из вокзала стояла будка «Квартирное бюро», в котором пассажиры с 7 утра до 10 часов вечера могли бесплатно получить информацию о свободных номерах в гостиницах. Перед сквером была стоянка извозчиков, с раннего утра на ней стояли извозчики, их называли ещё «ваньки», готовые доставить приезжих в любой конец города и пригородные слободы. Точно известно, что в 1913 году в зале первого класса белгородского вокзала был установлен первый в городе общественный телефон-автомат.

В начале ХХ века Вокзальная площадь была значительно меньше, напротив вокзала находились гостиные номера Небытова (четыре номера), сегодня на этом месте здание Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги.

В 1925 году при станции Белгород работает пункт приёма беспризорных детей, откуда они направлялись в детские дома. На Вокзальной площади было много разных лавок, работал рынок, который был закрыт только в 1947 году.

В 1926 году стоянку ломовых извозчиков перенесли с Вокзальной площади на Петропавловскую улицу, на склон ниже Водонапорного бака, у выхода с вокзала осталась только стоянка легковых извозчиков и появившихся легковых автомобилей.

Старый белгородский вокзал видел выдающихся людей своего времени: А.П. Чехова, К.Д. Бальмонта, А.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, протоиерея Иоанна Кронштадского (Сергеева), революционера-народника советского академика Н.А. Морозова, анархиста Н.И. Махно, белогвардейцев адмирала А.В. Колчака и генерала А.П. Кутепова, советских государственных деятелей Л.Б. Каменева и В.В. Куйбышева.

12 апреля 1904 года в 12 часов ночи на перроне станции Белгород более пяти тысяч белгородцев встречали судовые команды крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», проезжавших через Белгород специальным поездом. В том числе городской голова И.Г. Муромцев, уездный предводитель дворянства В.Ф. Доррер, председатель земской управы М.Я. Говорухо-Отрок, почётные граждане. Нижние чины судовых команд были угощены пивом и пирогами, а офицеры во главе с командиром «Варяга» В.Ф. Рудневым приглашены на банкет в зал первого класса, который продолжался 40 минут стоянки поезда в Белгороде.

Белгородский вокзал видел и императоров всероссийских Александра II, Александра III, Николая II. 4 мая 1904 года Николай II записал в своём знаменитом дневнике: «В 9 час. приехали в Белгород. На станции встретили депутации от сословий и города. С Мишей (великий князь – А.К.) поехал в коляске через наполненный народом город в собор, затем – в поле, где стояло 5 мобилизованных батарей со всем их обозом – 31-й артиллерийской бригады. Произведя им смотр и простившись с ними, вернулся на станцию. Поехали дальше». В 1911 году Николай II со своей августейшей семьёю был ещё раз был проездом в Белгороде, на вокзале его торжественно встречали.

В первые годы советской власти белгородцы торжественно встречают на перроне вокзала государственных деятелей Я.М. Свердлова и М.И. Калинина. Председатель ВЦИК, секретарь ЦК РКП(б) Я.М. Свердлов, возвращаясь из Харькова в Москву после участия в III съезде Советов Украины, поздно вечером 6 марта 1919 года прибывает в Белгород, перед этим белгородские большевики получают от него телеграмму:

«Белгород. Комитету коммунистов. Выезжаю из Харькова 6 марта в 21 час, буду в Белгороде в 23 часа. Прошу пройти в мой поезд совместно с президиумом исполкома. Пред. ВЦИК Свердлов».

В Белгороде Свердлов пробыл всего несколько часов, встретился с партийными и советскими работниками на вокзале, о чём напоминает мемориальная доска у главного входа, через 10 дней 16 марта Свердлов умирает в Москве.

6 марта 1920 года в Белгород прибывает агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция» с председателем ВЦИК М.И. Калининым, он выступает с речью на митинге рабочих, мастеровых и служащих Белгородского узла Южной железной дороги. На митинге принимается резолюция, в которой его участники обязуются «поставить на ноги железнодорожный транспорт».

Старый большевик Михаил Акимович Попов в воспоминаниях «О себе и Белгороде» (1977) сообщает подробности об этих визитах:

«В ночь на 7 марта 1919 года на станцию Белгород специальным поездом прибыл председатель ВЦИК республики, секретарь ЦК РКП (б) Я.М. Свердлов. Перед его приездом уездный комитет партии и ревком получили телеграмму, что он желает встретиться с руководством уезда. Мы, члены укома партии и ревкома, к 10 часам вечера прибыли на вокзал, а к 10 часам вечера прибыл из Харькова поезд. Яков Михайлович принял нас в вагоне, расспросил о положении в городе, коротко рассказал о положении в республике Советов. Совещание затянулось до часу ночи.

Мы поставили вопрос о создании Белгородской губернии из Белгородского, Волчанского, Грайворонского, Корочанского и Обоянского уездов и обсудили его с Яковом Михайловичем. Он обещал нам поддержку в правительстве по вопросу создания губернии, но, видимо, быстрая смерть (он скончался через 10 дней после нашей встречи) помешала этому.

Памятна мне и встреча ровно через год с Михаилом Ивановичем Калининым. Агитационный поезд «Октябрьская революция» посетил части Красной армии на Южном фронте, Харьков и прибыл на станцию Белгород, с Калининым была большая группа представителей ЦК РКП(б) и наркоматов. На вокзале возник грандиозный митинг, на котором с двухчасовой речью выступил М.И. Калинин. Он рассказал о положении на фронтах и тяжёлом положении республики Советов и вселил уверенность, что недалёк тот день, когда с врагами страны будет покончено и Россия из страны отсталой и разорённой станет промышленной страной, страной передовой культуры, страной социалистической.

Стояла исключительная тишина, белгородцы слушали Михаила Ивановича с большим вниманием. Вечером он выступил также в городском театре, а члены его группы посетили отделы ревкома, партийный комитет, помогли разобраться в ряде вопросов их работы».

Неопубликованные до сих пор воспоминания М.А. Попова содержат интересные сведения и о старом Белгороде, к которым мы ещё будем обращаться.

Самая радостная и долгожданная встреча на белгородском вокзале была 27 июля 1945 года, когда в 19 часов вечера прибыл эшелон с демобилизованными воинами-белгородцами. Жители города с цветами в руках встречали своих земляков, родных и близких, на перроне состоялся грандиозный митинг. С поздравительными речами выступили секретарь горкома ВКП(б) Уланова, горрайвоенком подполковник Мартиросян, от имени демобилизованных – солдат Белозеров. На Вокзальной площади воинов-белгородцев ожидали автомобили, которые развезли их по домам.

В Великую Отечественную войну вокзал во время боёв за Белгород был сильно разрушен и восстановлению не подлежал, на его фундаменте в 1946 году началось строительство нового железнодорожного вокзала по проекту архитектора М. Луцкого, одновременно шла реконструкция площади. Сама она находилась в низине, постоянно затапливалась и размывалась дождями, и со временем приняла форму «блюда», куда стекалась вода.

3 июля 1946 года Белгородский горсовет принимает решение «О планировании Привокзальной площади и отводе поверхностных вод»: «Произвести подъёмку и замощение улицы Ленина и улицы Вокзальной до улицы Комсомольской включительно, предусмотрев соответствующие меры по перехвату ливневой воды с песком и устройством насосоуловителей из района улицы Народной и выше». 17 сентября этого же года выходит новое постановление «О благоустройстве Привокзальной площади в связи с сооружением памятника генералу армии Апанасенко».

Вокзальная площадь превращается в большую стройку: сначала сооружается ливневая канализация, затем завозятся тысячи кубометров земли, площадь выравнивается, засыпается щебнем, и осенью 1949 года она была заасфальтирована.

4 ноября 1949 года в старом сквере на площади торжественно был открыт памятник заместителю командующего Воронежским фронтом, генералу армии Иосифу Родионовичу Апанасенко, погибшему 5 августа 1943 года пол Томаровкой, известного скульптора Николая Васильевича Томского. Бронзовый памятник был отлит на на ленинградском заводе «Монументальная скульптура», его общая высота – 7 метров. На митинге перед собравшимися белгородцами выступил председатель горисполкома Г.А. Антонов, жена генерала Ольга Алексеевна и сын Иван Иосифович Апанасенко. В 1950 году Н.В. Томский за этот памятник и другие свои работы был удостоен Сталинской премии.

В 1953 году на Вокзальной площади начинается строительство трёхэтажного общежития на 150 человек, позже в нём размещается Белгородское отделение управления Южной железной дороги. Потом был надстроен четвёртый этаж, и сегодня в этом здании находится Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги.

В 1980 году послевоенный одноэтажный вокзал был снесён, а к ноябрю 1982 года построено новое нынешнее здание железнодорожного вокзала. В последний раз Вокзальная площадь изменила свой вид на рубеже ХХ и XXI веков: в северной её части в 1999 году снесли старинный двухэтажный дом, в котором в первые годы советской власти располагалась железнодорожная ЧК, а потом линейное отделение милиции, и ряд других строений, за счёт чего площадь значительно расширилась.

(Продолжение следует)

В заключение

Дополнительные и весьма интересные подробности и перипетии истории города Белгорода, его улиц, площадей и храмов можно найти в книге Александра Крупенкова «Пройдёмся по старому Белгороду».

Стоит отметить, что в 1919 году белгородские большевики ставили перед Яковом Свердловым вопрос об образовании Белгородской губернии из прилегающих к Белгороду уездов, и он обещал им свою поддержку. Возможно, здесь надо искать причины образования Белгородской области в 1954 году.

Виктор Каменев

16.01.2021


Рецензии