Не сиди на двух стульях

(из конспекта проповеди по Рим.6:12-23, послушать проповедь можно на СаундКлауде)

Вступление

Сегодня я хочу проповедовать по второй половине Рим.6. Проповедь моя называется «Не сиди на двух стульях», почему – станет понятно позже. Прочитаем двенадцатый стих шестой главы послания Римлянам: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его».

Один молодой проповедник проповедовал по одному сложному библейскому тексту. Ему очень хотелось хорошо его объяснить, только вот не очень-то у него это получалось. Зато во время своей проповеди он часто повторял, прочитав очередной стих, такую фразу: «Братья и сестры, вот вы понимаете это? И я тоже не понимаю. Но ведь красиво». После этого он пробовал объяснить прочитанное, переходил к следующему стиху и снова говорил: «Братья и сестры, вы понимаете это? Я тоже не понимаю. Но ведь красиво».

Шестая и седьмая главы послания Римлянам относятся к тем текстам, которые проповедники обычно не избирают. Но ведь эти главы красивые! :) Хорошо, конечно, чтобы мы не только любовались ими, но и учились из них.


1. Повторение: союз со Христом – основа праведной жизни

Двенадцатый стих начинается со слова «итак», это значит, что Павел делает вывод из предыдущих рассуждений. Т.е. если в жизни человека действуют законы, описанные выше, то к нему будет применим вывод и призыв, приведенный ниже.

Я напомню особенность течения мысли Павла. В первых стихах главы он методично и последовательно объясняет, что в нашей жизни произошло как факт в результате союза со Христом, здесь он использует глаголы в изъявительном наклонении (это глаголы, обозначающие действия, которые реально произошли) и только после этого начинает использовать глаголы в повелительном наклонении, т.е. описывающие действия или реакции, которые должны осуществить мы.

(Причем интересно, что во второй половине Рим.6 Павел начинает использовать императивы в первый или второй раз в послании, т.е. он сначала проповедует Евангелие, преподает догматику, закладывает фундамент учения и только после этого переходит к практическим наставлениям и призывам).

Логика такая: то, что произошло с нами во Христе – это основание для того, как мы будем жить. И если убрать это основание, а сразу попытаться жить праведно, не заботясь о своем союзе со Христом, то глубоких перемен в жизни не получится.

У кого открыты Библии, посмотрите на первый стих, а потом сразу на двенадцатый, сделайте небольшой прыжок взглядом на полглавы: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. … Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его».

Некоторые понимают христианство так: «какое наше отношение к греху? Мы не должны его слушаться». В личном богословии таких верующих происходит скачок от первого стиха к двенадцатому.

У автомобиля есть внешняя часть – его внешний вид, дизайн, цвет, скорость, мощность. А есть самое главное, то, что движет автомобиль, и это скрыто под капотом. Внутреннее в автомобиле определяет внешнее.

Так эти одиннадцать стихов в Рим.6 – это то, что скрыто от взгляда внешнего наблюдателя, это та часть христианства, которая находится под капотом, но именно это движет нас – наш союз со Христом, личная связь с Ним. А стихи с 12 по 23 – это то, что видно, внешняя часть нашей жизни, праведная жизнь в свободе от греха.

Это правильно, что грех не должен в нашей жизни царствовать, но между первым и двенадцатым стихами есть еще десять, и они объясняют, у кого получится не слушаться греха. Если в проповеди, в душепопечении, в личном христианстве перепрыгивать от первого стиха сразу к двенадцатому, повторю, результата праведной жизни можно не увидеть либо результат будет очень жалким.

Это все равно что ожидать обильного цветения от орхидеи без корней. Но нет, если у орхидеи нет корней, надо предпринимать специальные меры, сажать ее в моховое гнездо из мха сфагнума либо в керамзит, подложив под основание уголек либо пеностекло, и много месяцев заниматься наращиванием корней, и только после этого можно ожидать цветоноса. Я однажды посадил орхидею-детку в крупную кору, а это состав для взрослого растения, и она чуть не погибла. Вовремя пересадил в другой грунт – и сейчас она растет хорошими темпами.

Я не буду пересказывать прошлую свою проповедь, но основная ее мысль такая: наше положение во Христе и наши личные отношения с Ним будут влиять на нашу практику. Короткая иллюстрация.

Представим себе двадцатилетнюю девушку в бедной стране. У нее нет никаких перспектив, ее семья и ее страна не могут обеспечить ей материального благополучия и возможностей для роста и развития. И представим себе юношу в развитой стране, который происходит из обеспеченной семьи и сам по себе очень способный и предприимчивый человек, настолько, что к двадцати годам становится миллионером.

Представим себе, что через пять лет их пути пересекаются, и они становятся мужем и женой. В момент, когда они стоят под венцом,
• его фамилия становится ее фамилией,
• его положение в обществе становится ее положением,
• заработанные им пять лет назад миллионы становятся ее миллионами.
Другими словами, события, произошедшие с ним в прошлом, изменяют теперь ее жизнь в настоящем. 

Так то, что произошло две тысячи лет назад с Иисусом, изменяет нашу жизнь сегодня. Я сегодня свободен от власти греха, потому что я соединен с Тем, Кто свободен. Повторю сказанное в прошлой проповеди: это не духовный опыт, через который надо пройти. Это Божье откровение, которое надо принять. Здесь не идет речь о том, что я должен дополнительно пережить, ощутить и т.д., это то, о чем я должен знать, Павел несколько раз повторяет это слово. 

Но эту потенциальную или возможную, доступную нам свободу теперь надо реализовать в повседневной жизни, и об этом вторая половина шестой главы послания Римлянам и моя сегодняшняя проповедь.

Если живущая в бедности девушка до брака с миллионером будет вести себя, как миллионерша, она быстро разобъется о реальность жизни. Но если после брака с любящим ее миллионером она будет вести себя, как нищенка, это скажет о том, что она еще не приняла всерьез перемен в своей жизни. Попытаешься жить свято без союза со Христом – разочаруешься в христианстве. Будешь жить в грехе после обручения со Христом – разочаруешь Небесного Жениха.


2. Рабство, при котором хозяина выбирают

Беглый обзор второй половины Рим.6 покажет, что основная тема здесь – рабство. По крайней мере, слово «раб» встречается восемь раз в 6:15-23. Кроме того, слова «послушание» и «повиновение» встречаются четыре раза, а это слова, которые описывают образ жизни раба. И вопрос в том, чей ты раб? Ты подчиняешься греху или Богу?

Наши представления о рабстве надо уточнить. Мы можем вспоминать о картинах из книги «Хижина дяди Тома», представлять себе темнокожих людей с цепями на шее или ногах. Или вспоминать о концлагерях, о людях за колючей проволокой и под дулами автоматов. В этих ситуациях людей пленяли, и они не могли этому противостать.

Когда Павел пишет послание Римлянам, он имеет в виду либо то рабство, которое было в еврейском народе, либо рабство в Римской империи. Если он подразумевает то, что практиковалось в еврейском народе (в ВЗ есть тексты об этом), то речь вот о чем.

Если в период Ветхого Завета человек обнищает, у него возникают денежные проблемы, и он никак из них не может выпутаться, ему позволялось выбрать себе господина и продаться ему. «Я буду работать на тебя, как на господина, а ты помоги мне с моими проблемами». И в седьмой или пятидесятый год рабы освобождались. 

Возвращаясь к тексту Рим.6: Павел говорит о ситуации, в которой хозяина выбирают. Это напоминает ветхозаветную ситуацию. Павел использует эту ситуацию как иллюстрацию того богословия, которое он хочет объяснить римлянам. Каждый человек является добровольным рабом одного из рабовладельцев или хозяев – либо греха, либо праведности.

Раб, понятное дело, должен слушаться господина. И я хочу в своей проповеди ответить на три вопроса о нашем послушании Христу: А) кто слушается, Б) как слушается и В) чего слушается. И чтобы было проще, предложу сосредоточить внимание на 17-м стихе, где есть ответы на три этих вопроса: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».


А. Кто слушается: бывший раб греха

Недаром в 17-м стихе сказано «быв прежде рабами греха». А в 6:13 Павел говорит «и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды». Сказать рабу «Не веди себя как раб» – издеваться над его рабством. Но сказать освобожденному рабу «Не веди себя как раб» значит побудить его действовать в свете его новой свободы.

Говорить человеку вне Христа «Не греши» бесполезно. Сказать это человеку, которого Христос освободил от греха, совсем другое дело. Слова, которые Павел пишет в 6:12-13, не имеют смысла, если вы не во Христе благодаря тому, что оправданы только верой.

«Не греши» – это означает в контексте учения Павла в этой главе не предавай своего Жениха, не уходи от нового Господина, не разрывай союза со Христом.

Сознательно возвращаясь к старому господину, т.е. к греху, ты уходишь из-под господства Христа.
• Не сможете служить двум господам. Другими словами,
• Не получится усидеть на двух стульях. Другими словами,
• Иисусу не по душе жена, которая живет на два дома.

Более того, сознательный грех и отказ от освящения опасны по той причине, что грех калечит душу человека и коверкает его жизнь, изменяет взгляд на вещи, расшатывает отношения, наносит глубокие раны самому человеку и его ближним. И это может случится с тобой, даже если ты уже стал христианином.

Расскажу три короткие истории для иллюстрации: про акулу, про солдата и про водителя.

1. Недавно мы хотели приготовить рыбу и купили еще живую рыбу. Пакет с ней еще несколько часов шевелился и брыкался на кухне. И я вспомнил историю о том, как один рыбак поймал маленькую акулу. Он позвонил журналистам, те решили показать его в выпуске новостей, и вот, когда его снимали с этой еще живой акулой в руках, она вдруг извернулась и откусила кусок от его плеча.

Может казаться, что я держу определенный грех под контролем, я практикую его дозированно и остаюсь в определенных рамках, я доминирую над грехом. Нет, если мы начинаем сознательно грешить, мы открываем старому господину путь к доминированию над нами.

Грех что та акула. Если играться с ним, он может убить нас или покалечить нашу жизнь.

2. Представьте себе опытного солдата, в прошлом участника боевых действий, который мирно отдыхает в своем доме. И вдруг к нему врывается бандит и нападает на него. Хозяин дома борется с преступником, и вдруг у того выпадает из рук пистолет. Хозяин дома, опытный солдат наклоняется, поднимает пистолет и отдает его бандиту. Это не глупость, это безумие.

Но именно так поступаем мы, когда сами даем оружие нашему противнику греху. Грех будет править нами, если мы ему разрешим. Если мы можем не грешить и грешим, мы даем греху оружие против нас.

3. Синклер Фергюсон в книге «Посвященные Богу» рассказывает про водителя, который, когда перед ним оказывается машина, жмет на педаль газа и кричит «Даже не думай!» Когда грех выбирается из закоулков сердца или появляется на горизонте внимания, надо тут же нажать на педаль газа, направить свой разум ко Христу и сказать греху «Даже не думай!»


Б. Как слушается: от сердца

Теперь попробуем ответить на второй вопрос: как христиане слушаются Христа.

Одному английскому журналисту пришла в голову мысль, как убить одним выстрелом двух зайцев. Дело в том, что на Западе сейчас растет молодежная преступность. Я как-то был переводчиком при группе голландцев, которые ездили по Беларуси, и разговорился с руководителем этой группы, а он работает полицейским. Он рассказал мне, что сейчас многие подростки и юноши в Голландии крадут не потому, что им нечего есть, но им просто нечего делать, они ищут острых ощущений. И общество в целом понятия не имеет, что делать в такой ситуации. Хватать людей и сажать в тюрьму? Можно так сделать, но по большому счету это не выход.

Что придумал тот английский журналист. Среди прочих больших проблем у англичан есть такая, не очень крупная, но досадная проблемка: их удручают неудачи национальной сборной команды по крикету. В других видах спорта успехи иногда бывают, но английский крикет, некогда гордость страны, уже очень давно не радовал англичан. Журналисту пришло на ум следующее решение. Забираем этих сильных, но опасных парней с улиц. Помещаем их в исправительное учреждение. И там обучаем их крикету. Тренировки от зари до зари — и вскоре новое поколение крикетистов будет готово к покорению мира. Кстати, основным соперником Англии в крикете является Австралия. А как любят говорить сами австралийцы, их предки (депортированные преступники) были отобраны лучшими судьями Лондона!

Т.е. давайте совместим одну несвободу (тюремное заключение) с другой несвободой (увлечение крикетом). Проблема в том, что если ты не любишь крикет, ты вряд ли станешь хорошим игроком. Аналогично если ты не любишь Христа, ты точно не станешь хорошим христианином.

В 19-м стихе Павел призывает: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые». Но чуть раньше, а именно в 17-м стихе, он уточняет, у кого получится это сделать – у тех, кто слушается Христа «от сердца».

Да, знакомство со Христом и христианством начинается с интеллектуального соприкосновения, с узнавания. Но дальше есть то, что либо происходит, либо не происходит – это движение сердца к Иисусу. Истинное христианство – это послушание Иисусу от сердца, это повиновение Любимому. «Только полной радостной отдачей я Тебя, Господь, приобрету».

Послушание не от сердца, а из страха наказания, из желания соответствовать ожиданиям родителей и членов общины, куда ты ходишь на собрания – это не есть настоящее христианство.


В. Чего слушается: учения

Т.е. Евангелия. Рабство греха начинается с нашего рождения. Рабство Богу начинается с нашего нового рождения, когда мы принимаем Евангелие и оно изменяет наши мотивы, что приводит к полному изменению жизни.

Наша учительница физики часто показывала нам разные опыты, и мне всегда это нравилось. Один из них я запомнил особенно хорошо. Она вызвала вперед двух самых сильных парней из нашего класса. У одного из них (второгодника) были такие бицепсы, которых я с тех пор не видел еще ни у одного взрослого мужчины вживую. Им надо было разъединить две чаши. Они тужились, пыжились, силились, покраснели от напряжения, но ничего не вышло. Тянули эти полусферы в разные стороны и поодиночке, и вдвоем – бесполезно. Потом учительница вызвала тоненькую девочку с первой парты, она вышла вперед и легко разъединила их. Не помню, что мы тогда проходили – тему про вакуум или про магнетизм.

Силу греха не победить даже чемпиону мира по силе воли. Но самый слабый христианин побеждает ее, когда он во Христе.

Хотелось бы сказать об этом всем разочарованным христианством, которые приходят к выводу, что оно не работает: одна сила воли не поможет. Должны вступить в действие духовные законы. Напомню прошлую свою проповедь, которая называлась «Духовная амнезия».

Я говорил про молодого мужа, у которого случился приступ амнезии, и он после работы пошел не к своей жене, а к своей маме. Сначала Павел говорит о том, чтобы мы знали о своем союзе со Христом, и уже потом о том, чтобы мы правильно управляли членами своих тел.

Поэтому я хочу напомнить вам, членам церкви, Евангелие:

• Я куплен кровью Христа. Если мы помним это, мы не будем действовать так, как будто мы принадлежим себе. Мы Его собственность и на нас распространяется Его власть, а также законы Его царства. Мы обязаны Иисусу Христу своей жизнью и спасением, разве это нормально – пренебрегать Его волей?
• Я спасен Христом, чтобы не грешить. Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). Все страдания и мучения Иисуса были для этой цели, каждый христианин, который поддается греху, забывает об этом.

Если человек может смотреть на эти истины и продолжать сознательно грешить, значит, он прямо сейчас не понимает Евангелия или понимает, но не принимает.

Когда 20 июля 1969 года Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, он сказал: «Это маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества». Космонавт вошел в недружественную и неестественную для него среду, в которой ему было невозможно выжить вне скафандра и систем жизнеобеспечения. Но благодаря возможностям скафандра и пребыванию в нем он мог жить в этой смертоносной среде и делать невозможное.

Благодаря скафандру у Армстронга везде, где бы он ни ступал на Луне, вокруг него присутствовала оболочка, поддерживающая его жизнь в этой невозможной для жизни среде. Закончу проповедь я той же мыслью, с которой начал: наши невидимые отношения со Христом определяют то видимое, что происходит в нашей жизни. «Во Христе» мы способны на невозможное – на победу над грехом. Мы можем просто ходить в этом мире, сами по себе, а можем – во Христе.

Если мы будем жить в мире не во Христе, грех съест нас, победит нас, как котят. Только во Христе мы можем стать победителями, практикуя союз любви с Ним.


Заключение

Тимоти Рэдклифф в книге «Быть христианином: в чем тут суть?» рассказывает такую историю. Одна женщина привела свою дочку к Махатме Ганди. Она переживала о том, что ее малышка ест слишком много сладкого, и попросила этого уважаемого всеми индусами национального лидера убедить ее дочку научиться умеренности. Ганди попросил мать забрать ребенка и вернуться через три недели. Женщина так и сделала.

Через три недели Ганди поговорил с девочкой, убеждая ее ограничивать себя. В конце беседы мама спросила: «Скажите, почему же вы не сказали ей всего этого три недели назад?» Тот ответил: «Потому что три недели назад я сам ел слишком много сладостей».

Если мы как христиане хотим звать людей к свободе от греха, конечно же, нам надо самим быть свободными от него.

Раз в месяц мы участвуем в вечере Господней. И в том числе перед этим днем мы проверяем свои сердца, молимся о нашем очищении, о свободе от господства греха. Самая первая вечеря совершалась в вечер, когда евреи праздновали Пасху – в память  об освобождении целого народа.

Не верьте прекрасной фреске Леонардо да Винчи, во время тайной вечери Иисус с учениками не сидел за столом, а возлежал. В древности был такой порядок (о нем упоминает тот же Тимоти Рэдклифф): рабы ели стоя, а во время пасхальной вечери важно было именно возлежать, чтобы подчеркивать свою свободу. Той ночью Иисус положил начало новой Пасхе, новому исходу к невообразимой свободе Божьей.

В 1979 году Боб Дилан (в 2016-м году ему вручили Нобелевскую премию по литературе) впервые исполнил песню, в которой в каждом припеве повторялись такие слова:

Но тебе придется служить кому-нибудь, да, придется.
Тебе придется служить кому-нибудь.
Может быть, это будет дьявол,
А, может быть, и Господь Бог,
Но тебе придется служить кому-нибудь.

Два вывода из проповеди:

• Если мы в союзе со Христом, то святая жизнь – не что-то недостижимое, как прогулка по Луне, это нормальная повседневная практика.
• Изберите, кому служить. Греху, который как акула покалечит вас, или Христу, Который Сам умер за нас, Который исцеляет и укрепляет нас.

Проповедовал 17.01.2021 (приготовил в августе 2020 г.)


Рецензии