Фикс-идея современности это...

Лучше, может, сказать "альфа-идея-офтудей", но в любом случае - это этика.
Может быть, это звучит старомодно, как времена Иммануила Канта или  Иисуса с Иоанном Крестителем, мол, "возлюби ближнего", "не убий", "не укради". .
Видимо, важно объяснить, что за этика, какие при этом уточнения. Где-тут фишка?
Христианство (ровно как ислам, буддизм и т.д.) прошёл свой пассионарный пик. S-кривая мировых религий уже давно пошла вниз.
Если взять просвещение-гуманизм-демократизм, то они начали буксовать ещё в 19 веке, а про сейчас вообще молчок.
Социализм-марксизм ещё кое-где (особенно если без лишнего марксизма)  как-то теплится, но  по большому счёту он уже определено объявил, что кот может быть любого цвета, если ловит мышей.
Подспудно все эти тренды объявляли себя представителем добра, блага, правды, истины. И скорее всего, благодаря этому и имели свою историю. Но потихоньку, потихоньку перетягивали одеяло на свою бюрократическую институцию, которая как всегда мотивирована совсем иначе чем наивно-романтические знамена добра и света.
То есть, мы можем (теперь, наверняка, можем) отделить этику-мораль-добро от институтов их окормляющих, несущих, пестующих и позиционирующих себя мамлюками -янычарами, охраняющими эти бесспорные святыни.
Конечно, возможно, этика и эти отслужившие своё на наш взгляд институты вполне сочетаемы. Этика и религия, просвещение и этика, социализм и этика. Но тут как классическом романе (а также кинофильме) : "Можно и сочетать, но этика вперёд".
В этом, если угодно "революция".  Этика не обусловлена активностью институтов (как-то они нужны, хотя бы затем, чтобы тормозить иные совсем уж заморочистые и вредные институты) . Если с чем бесспорно этика связана, то с феноменом личности. Этичной-неэтичной может быть только личность. Личность-индивид решает поступать ли ей честно или нет. В науке также не обойтись без честности, ведь "нечестный"  проигнорирует все ошибки и будет запевать начетнические мелодии.  Дело, как видим, не только в новаторстве или авангардизме, нужно честность, а в инновациях нога должна быть у кого надо нога, а всякое новой не обязательно комильфо. 
Иногда, например, в армии или полиции, личная интертрепация не нужна, нужна дисциплина.  Но это так лишь кажется, потому что в некотором военном подразделении важно, что оно сильно и эффективно, когда участники действуют слаженно и общие действия делегированы командиру.  То есть, в определенном смысле в таких конструкциях этична дисциплина.  Личность тут вовсе не стирается. Без личности не возможен никакой коллективизм. Более того, сильная выразительная личность - это продукт множества социальных связей индивида.  То есть, индивид-личность и общество - одна система, а не два антагониста.
В армии все претензии к уставу. Если устав предписывает уничтожать недочеловеков, истязать крепостных, скальпировать краснокожих, травить напалмом вьетнамцев,  тогда авторам уставов тоже нужно вменять их преступность.  А рядовым лучше поискать какой-то иной "устав", хотя бы нагорную проповедь или иные регулирующие принципы.
Эти "иные" уставы-принципы могут быть весьма замечательны, но все принципы, формулы, рациональные, логические схемы, теории уже готовы заполучить на себя компромат.   Никакое нечто, манифестированное, изреченное, канонизированное, принятое на высоких съездах, не будет безупречно. Всегда нужна коррекция, медитативные поправки ЛИЧНОСТИ, то есть, индивида, у которого есть ответственность. Великий даосский мудрец Чжуан-цзы сказал: "Беру позор Вселенной на себя".  Это звучит красиво и таинственно. Но смысл не сложен - просто важна субъектность. И похоже, что этичность - это не важнейшее качество субъектности (личностности), это она сама и есть. 
Эта этичность появляется очень рано, ещё в детстве. Тоже и в историческом отношении. Уже на заре человеческой истории появилось и христианство (и его враг). Сегодня ровно тоже самое. Есть этическая позиция, а есть лгтб, феминизм, терроризм во имя демократии, войны, убийства, во имя конечно не демократии, а собственной задницы, но всегда стремящейся себя обозначить  как нечто авторитетное и правильное (известное испокон веков как "демагогия").
Главное же сражение не между "измами". Сегодня уже точно видно, что все измы запутаны-перепутанные по полной программе.  Оно идёт между этикой  и всем тем, где она атрофирована или где её не было никогда.  Техническое, научное, философское, религиозное, традиционное, экономическое развитие, оно может поспособствовать атрофии  этики. Потому что по существу все эти тренды-институты-дискурсы форматны.
Надеюсь, идея видна. Осталось ответить на вопрос: "Есть ли какие-то инструменты стимулирующие этику?" Обычно к таковы инструментам относят религию. Но это не религия, это искусства, художественная литература. Наставления, назидания не обязательно порождают этику, не обязательно порождают этику высшего свойства. Это (найти рождение этики), видимо, не очень уж просто. Но функция  литературы и искусств явно   связано с созданием личности. Художественный катарсис, удивление, вдохновение выводит человека из форматных настроений, стереотипов, рапортов. Он начинает искать решение сам, потому что вдруг увидел, что обычные взгляды на предмет не работают, прокручиваются. Что-то из здесь понятого мы и так ранее чувствовали, но тут мы оказались в сюжете, где наши интуиции подошли к ситуации, когда нужно определиться.
Не марксизм не прав, а мы сами, что согласились с ним без какого-либо скепсиса или  анализа.  Также и с прочими "уставами".
Личность, "я" - главная палочка выручалочка. У мыслящекартезианствующе существующих даже "я" может превратиться во второй класс церковно-приходской школ.  Были очень забавные авторы (Ральф Эмерсон, Макс Штирнер, Э. Мунье, Н. Бердяев, А. Швейцер, Ошо, Сёрен Керкьегор, Бодхидхарма, Шестой Патриарх Чань), которые весьма и весьма почитали и провозглашали личность как самое-самое.  Настоятельно рекомендую, но исключительно из них также не удастся сварить чаемый эликсир, сделав их источниками и составными частями вечного учения. Главные ингредиент эликсира -  это "я", субъектность, личность, то есть, Я-я, "задумчивый и тихий создатель миров моих".    


Рецензии