Герои - потомки Прометея

Прометей – сын титана Иапета и океаниды Клименты. Образ этого титана – одно из драгоценнейших творений греческой мифологии, ставший воплощением отваги и стойкости, гордого упрямства, любви к свободе и к людям. Он относится к древнейшим и вечно живым символом борьбы за прогрес и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эсхила до Кальдерона, Гёте, Байрона, Шелли, а в 20 веке – А. Жида и Казандзакиса. Естественно, каждый истолковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако главные черты этого образа, неизменные в любом изображении, стали «общим достоянием человечества», как это символически выражено мексиканским художником Р. Тамайо на его фреске в парижском дворце ЮНЕСКО.
 
  Открыто Прометей разошёлся с самодержцем, когда Зевс задумал истребить беспомощный человеческий род. Прометей любил людей и к тому же всегда сочувствовал слабым. Он решил спасти людей, даже если это и навлечёт на него гнев всемогущего бога. Однако для спасения людей необходимо было, чтобы сами они захотели и сумели помочь себе. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он похитил огонь из священного очага на Олимпе и принёс его в дар людям. Знакомство с огнём помогло им лучше осознать жизнь. Таким образом, Прометей стал подлинным «творцом человека» - по меньшей мере в том смысле, что вывел его из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо.
  Этого Зевс стерпеть не мог. За многочисленные услуги, оказанные роду человеческому, он приговорил Прометея к суровому наказанию. По приказу Зевса его верные слуги, Сила и Власть, схватили Прометея и увели на край света, а там богу Гефесту пришлось приковать Прометея к высокой скале.

  Прометей был повержен, но не побеждён.  Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца Зевса, он будет свергнут с высокого царственного Олимпа, и, прикованный, восклицает: - «Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но всё же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!»
 
  Много лет Прометей был прикован к скале на вершине Кавказа.  Летом он страдал от палящего жара солнца, зимой – от леденящего мороза. И кажде утро к нему прилетал по приказу Зевса огромный орёл и клевал своим огромным клювом его печень, а заночь растерзанная печень отрастала заново. Но и эти муки не сломили Прометея. Он оставался всё таким же гордым и не раскаивался в своей верности и помощи людям. Долго он надеялся, что помощь придёт от людей – ведь  это ради них он перенёс столько страданий. И действительно, в один прекрасный день под скалой появился человек: это был герой Геракл. Увидев орла, прилетавшего на своё ежедневное пиршество, он тут же пронзил его стрелой. Затем своей тяжёлой дубиной Геракл разбил оковы Промитея и выдернул из скалы огромный шип, которым был прибит к ней Прометей. Согласился могучий Прометей открыть Зевсу тайну как избежать злой судьбы свержения его от власти, и сказал его посланцу Гермесу: - «Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был её мужем, от него родится у неё сын, который будет могущественнее отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жёны герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции».
  Зевс за открытие тайны призвал Прометея в сонм богов на Олимпе. Однако Зевс, поклявшийся страшной клятвой, что Прометей будет навеки прикован к скале, чтобы эта клятва не была нарушена нашёл выход. – Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя происхлждение этого обычая давно уже забыто.

  Таково сжатое изложение мифа о Прометее, известного нам из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» ( ок.470 года до н.э.) и из фрагментов «Прометея освобождаемого».
 
 На мой взгляд, диалог Лукиана  (2-й в.н.э.) «Прометей, или Кавказ» - это обвинение Зевса и вообще всех богов, символизирующих деспотизм сильных мира сего, от имени разума и человечности.
Драма Гердера «Раскованный Прометей» (1802 год) была поэтическим выражением убеждённости в неизбежном приходе нового общественного строя.

 А «Прометей» Байрона был пронизан революционным оптимизмом автора
 
  Итак, Прометей достиг свободы с помощью человека, народов, вознёсшего его до вершин человеческого духа – ГЕРОИЗМА.
 


Рецензии