5. Людмила Голубкина - Сюжет и сценарий кино

Цикл лекций педагогов ВКСР (высшие курсы сценаристов и режиссёров) и ВГИК.
Людмила Владимировна Голубкина, драматург, сценарист, педагог (1933-2018).
Именно она будучи директором ВКСР приняла меня на учёбу вольнослушателем.

Голубкина: "Обсуждаем цели выдачи задания составить киносюжет по рассказу Набокова".
Слушательница Лена отказывается.
Голубкина: "Вы ведёте себя как одарённый дилетант". Можно убрать красивый язык. Он писал для экранизации. Измените финал, если он не нравится. Лучший путь - экранизировать или писать то, что сейчас может быть потреблено. Продюсер никогда не даёт свободу сценаристу. Говорит напиши сценарий Моби Дика. И если ты будешь отпираться и предлагать Микки-Мауса, то что он тебе скажет?”

Все уходят на чтение трёх сценариев.
1. Репетиция (муж-режиссёр и жена актёр репетируют Шекспира. Цепляют семейные отношения. Она уличает его в обмане.)
2. Уборная актрисы. Мужчина-режиссёр или партнёр по сцене. Признается в любви. Та не реагирует. Уходит.
3. Две бабы в комнате на даче запираются от компании и выясняют отношения. Одна - приглашённая для проверки мужа (друга) второй на прочность за деньги. Вторая боится что всё это раскроется и пытается заплатить.   

Обсуждение сценариев.
        Голубкина: “Хочу предложить задание. Какие сложности были на съёмке фрагментов. Что получилось, что не получилось и почему. Я удовлетворена. Эксперимент получился. вы как сценаристы воплотили свой замысел.
        У Ларисы взята история, где каждая фраза как сюжет. Выпад - отбой, выпад - отбой. Нет фона. Слишком пространно говорят. Даже стук не меняет ситуацию.... Немотивированные фразы. Что должен сделать я как сценарист, чтобы несмотря на плохих актёров, плохую камеру и режиссёра, с экрана пошла энергия, чтобы я пробилась. Жарите прямой текст.
        А западные фильмы строятся так, что убери слова - все равно поймёшь. А у Вас убери слово - не поймёшь. Нет момента выбора - сказать фразу или нет.
Герой говорит - я тебя люблю. А она совсем не чувствует ничего. Такого не бывает. Соприкасаясь с таким, человек всегда реагирует. Иначе они перебрасываются каждый своими словами. Вы доверяете слову, но не чувствуете чем же отличается проза от сценария. А на самом деле никакой энергетики".

        Преподаватель мастерской ОЛЕГ:
        “Все что Вы сняли  - считайте, что это непроходимая чушь. И вообще - последняя работа в кино. Поэтому снимать нужно дальше. Писать и снимать. Вы до сих пор рассуждали об электричестве, а здесь Вас шарахнуло.  Голубкина похвалила Вас за намерение. Тут две бабы пришли и чешут языками. Что-то не ухватили. Не знаю как им помочь.

Голубкина: "Можете вежливо спорить, не соглашаться. Но не тешьтесь, мол, главное осталось за кадром. Вовсе нет. Можно было бы дать кому-то улучшить монтаж, чтобы стало ясно что очень все плохо".

Студентка и актёрка Лариса:
“У Кена (из Узбекистана, Ташкент) задумка была более сложной. Но не нужно было применять однокадровость, статическую камеру. Второй год обучения – это дипломная работа. Ваша визитная карточка. А сейчас мы свободны в ошибках. Мы хотим, чтобы Вы поняли что Вам мешает. Я вижу - что это пока внутренняя вялость.

Голубкина:
"Всё же считаю, что ближе подошла Лариса, так как там есть что-то такое, что задевает. Вы не увидели, кто к Вам пришёл на съёмочную площадку. Вы пригласили двух конкретных людей. Но их особенности не учтены. Им напялили маски. Но они на самом деле более сложные и могли бы больше. Они и умные и ...   Физически персонажи не взаимодействуют. А возможностей есть много".

Приходят члены Совета курсов.
Олег объясняет: Написали этюд на 10 мин. и поставили по одной сцене из этого этюда.

(и так далее…)


Рецензии