Жалость и саможаление
А что это такое вообще, чувство жалости, которое мы, люди, испытываем порой не только к себе, но и другим? Это, как говорят нам проверенные достоверные источники, одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающая вид снисходительного сострадания. Когда объект жалости воспринимается нами, как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая обозначает недостаток, причиненный либо самим ходом вещей, либо другим существом. Хотя, в то же время, как известно, отсутствие жалости делает человека «безжалостным», то есть жестоким. В этом случае жалость приближается к милосердию. Однако иногда в жалости может преобладать мотив превосходства, что вряд ли кому-то, даже желающему такого сочувствия к себе, понравится. От чего ещё возникает жалость? Она может быть по поводу утраченных вещей, кому такое дорого. Можно жалеть утраченное время, опять вещи или погибших существ («Птичку жалко»). Здесь жалость приближается к печали.
В то же время жалость к себе часто трактуется, как негативное чувство, мешающее собственному саморазвитию. С этой точки зрения, жалость консервирует несчастное положение и принимает его как объективную данность, и она, жалость в такой ситуации принимает форму снисходительной любви, прощающей слабости.
Но пойдём дальше, разберемся в том, что же такое жалость к себе, называемая саможалением.
Это есть ничто иное, как эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Она обычно вызывается каким-либо стрессом и сопровождается чувствами грусти и несправедливости, произошедшей в отношении тебя, а следом за ощущением несправедливости гордо шествует зависть к тем, кому «больше повезло». Но, можно завидовать, по- хорошему, разделяя чувство радости с тем, кто более успешен оказался, чем ты, и это одно, а вот чёрная зависть, это уже нечто иное, она отражается на внутреннем состоянии человека, когда принято произносить фразу, “ зависть гложет”, да, она именно гложет, как собака глодает кость, только тут ты обгладываешь самого тебя, что значит, то чувство точит изнутри и пожирает твои внутренности, то есть ты сам себя ешь поедом, что случается не только, когда самокритичен и можешь дать объективную оценку своим поступкам, но и тогда, когда завидуешь другим, задавая типичный вопрос уже ставший вечным из «внутреннего монолога» — "А почему я?" , или "Чем я это заслужил?", "Зачем мне, за что мне такое ?" и прочие подобные вопросительные знаки, обращенные к самому себе, к тому, внутреннему “я”, когда оно ещё и пожирается завистью. В общем, это сочетание одного с другим к тому же не сильно-то и хорошо отражается на тебе самом, ставя законную печать неудачника.
Но, если суть того же вопроса переформулировать, задав его несколько иначе, не ” За что мне это?”, или “Чем я такое заслужил?”, потому что часто и не за что, и не заслужил, и ответ так и повиснет в воздухе, а спросить “ Почему мне такое?”, то тут уже можно и причину обозначить, “А потому, что такие люди на пути попались, да и обстоятельства жизни так сложились и может при участии тех людей, что попались, и вообще, так в жизни вышло, совсем не так, как хотелось, и в общем -то, не справедливо всё произошло по отношению ко мне” .
И не углубляясь в то, почему эта несправедливость коснулась именно тебя, перейти к тому пониманию, добавив его к ответу на заданный вопрос “ А почему мне?”, добавить то, что жизнь вообще штука несправедливая и не касаемо никого конкретно, то есть факт справедливости или её её отсутствия не избирателен, и вспомнить о том, что в большинстве своём зло в этом мире остается безнаказанным, а добро не оцененным и незамеченным, что хорошим людям чаще не везёт, а не наоборот, а плохих удача сопровождает и тому подобное, если всё это вспомнить, то и всё встанет на свои места, то есть потребность в саможалении тут же отпадет почти сама собой, и на смену этому желанию придёт ответ с пониманием, а на горизонте твоего эмоционального фона не возникнет даже в зачатке чувство зависти к другим, просто ещё и потому, что ты знаешь, что у них другая жизнь, очень сильно отличающаяся от твоей, которая сложилась иначе, и может, даже в том ключе, о котором тебе мечталось, но вот так вышло, что на их пути и люди другие повстречались, и обстоятельства иные нарисовались, но это не значит что этот, другой человек получил от жизни всё то, что тебе предназначалось, он как бы отнял у тебя законное "твое". В первую очередь, тебе не может принадлежать то, что ты ещё не получил, и жалеть о том, чего не было, не приходится, просто не понятно и неизвестно о чём жалеть, и кроме того, тот человек, что оказался более успешен, шёл по одним обстоятельствам в жизни, а ты по другим, и ваши интересы если и пересекались, то обстоятельства были всё равно разными, как и люди в этих обстоятельствах тоже сильно отличались друг от друга, и возможно, то были люди не твоего поля ягоды, тогда тем более, о чем жалеть, надо радоваться, что не столкнулся с такими, тебе с ними просто не по пути.
В крайнем случае ты можешь случайно узнать о том, что у него всё не так, как у тебя, но это не будет поводом для зависти, а лишь пониманием, что у него так, а у тебя вот таким образом сложилась жизнь. И, если даже у тебя на твой взгляд всё плохо, то это не потому, что ты плохой человек и получил по заслугам, а просто потому, что жизнь такая, какая она есть и совсем не справедливая, и потому это не за что -то тебе, а потому, что так вышло.
И жалеть себя, вспоминая все свои неудачи в прошлом, задаваясь подобными вопросами к тому же бесполезно, ведь исправить то, что уже было, нет возможности, жизнь — не "Сказка о потерянном времени", где можно было вернуться в прошлое и там все переделать по более удачному сценарию, и потому надо жить тем, что есть и что имеешь, но с желанием в будущем что- то возможно улучшить, не зацикливаясь на проблемах, бедах и на горе прошлых лет, которые надо помнить только ради полученного опыта и не повторения того негатива, но не делать из неудавшегося прошлого культ, а себя жертвенником, на который можно складывать все случившиеся беды, проще отпустить его с тем, чтобы не нести этот груз в настоящем, а тем более не тащить его в будущее, которое при таком печальном раскладе может и вовсе не состояться, ты навсегда застрянешь в том, что уже было, не сумеешь увидеть то, что есть и может что-то хорошее, а тем более разглядеть то, что может ещё быть. Ты будешь агонизировать на прошлой жизни, которая не удалась, но уже закончилась, на том трупе, который надо бы закопать и только хранить память, как об усопшем, хорошем или плохом даже не важно, но больше ничего.
“Жалеть нечего, что было то было, то поросло давно быльём”
Считается, что жалость к себе вызывается физическим или психическим страданием, при этом не обязательно сильным и/или длительным, но в жизни, как показывает практика, встречается много возможностей для того, чтобы пожалеть себя, такого несчастненького и всеми обойденного. И такие моменты саможаления, по-видимому, встречаются у всех людей, однако существенную роль они играют всё же у психоневротического типа, так называемых «тонкокожих», неуверенных в себе личностей.
Однако, жалость к себе не существует сама по себе, она связана, как правило с депрессией и меланхолией, двумя такими не лучшими спутницами, сопровождающими процесс саможаления. Ну, а как может быть иначе, если это почти траур по себе самому, своей неудачно сложившейся жизни и по себе в ней, как неудачника и невезунчика. Это же, какой повод для плохого настроения, когда плохое вообще по определению радости не доставляет и вот это-то как раз -таки и нормально, а у тебя ведь всё плохо и как следствие с тобой происходит всё выше перечисленное.
Именно в таких ситуациях склонные к саможалению люди и сосредотачиваются на своих неуспехах, трудностях и потерях, но при этом зачастую жалость к себе, как уверяют некоторые специалисты в области человеческой психологии, и тут нельзя с ними не согласиться, потому что не все они говорят одинаково правильные вещи, но об этом чуть позже, так вот некоторые из них говорят о том, что саможаление является ещё и попыткой привлечь к себе внимание и сочувствие других людей, но это есть не лучшая идея или плохая выбранная таким индивидуумом стратегия, так как после начального периода сопереживания, длительная жалость к себе начинает отталкивать от тебя других людей.
Даже в случае хронических заболеваний общество ожидает от индивида, после очень краткого периода времени, того, что он сможет смириться с судьбой и прекратить свои жалобы, и всё же продолжит жить своей жизнью, той, которая у него теперь есть.
Но так как склонные к саможалению личности ожидают от общества и своих близких большего, чем могут получить, то их жалость к себе уже на следующем этапе сопровождается одиночеством и озлобленностью, и в итоге приводит к постоянной фрустрации, а следом к враждебности в отношении других, которые не всегда виноваты в их неудачах. Но такой саможалеющий индивид, испытывая затруднения в открытом проявлении агрессивности из-за низкой уверенности в себе и опасений дальнейшего разрушения связи с близкими, начинает подавлять в себе эту агрессию, направленную к другим и перенаправляет её на себя или на мысли об отмщении за прошлое.
Казалось бы, что ещё надо в пояснениях психологов о том, что есть с саможаление и к чему оно приводит, но увы, и в области психологии мир полнится разнообразием, и есть в нём те, кто, идя в ногу со временем, в котором и виртуальное пространство появилось, то есть увеличилось поле для их деятельности, на предмет тех, кто склонен к саможалению.
Эта группа специалистов, которые представляют в своём лице большинство, уверяет людей в том, что жалость к себе это хорошо, её надо культивировать и рассеивать среди масс, то есть делать достоянием общественности, с тем, чтобы и другие люди могли тебя пожалеть, ну, а потом, как следствие, как мы уже знаем, к чему это приводит, отвернуться.
Это совсем не та жалость по отношению к себе, когда ты понимаешь, что не надо работать усердно там, где не оценят по достоинству твой труд, и не оплатят его, как оно того требуется, это не та жалость, там где есть понимание, что надо жалеть себя, а больше щадить, понимая во имя чего и зачем ты кладешь свою жизнь на плаху чужого благополучия, дабы беречь свои силы и здоровье, ибо жизнь одна и ёе желательно прожить без особых ущербов для самого себя.
Нет, это саможаление, при котором даже сильный человек, поддавшийся сиюминутной эмоции, тому самому желанию себя пожалеть, тут же станет слабым, и одновременно целью для тех других, кто чуя на уровне животного инстинкта твоё плохое состояние, с удовольствием добьёт тебя, а вовсе не протянет руку помощи, и таких в этой жизни большинство — любителей на чужих болящих мозолях потоптаться.
Как и психологи данной категории, а их тоже большинство среди подобных специалистов, как и любителей добить тебя при случае, такими рекомендациями, говоря о том, что жалость к себе это не просто нормально, это позитивно, хорошо, ею надо делиться и как можно с большим количеством людей, попросту говоря, своими действиями-рекомендациями выбивают у человека скамейку из под ног, в тот момент, когда он и так уже накинул себе петлю на шею, решив что неудачник по всем статьям и можно со всем этим покончить, то есть погрязнуть в жалости к самому себе, собрать как можно большую группу поддержки, чтобы уже полностью убедиться в том, что плохо и хуже некуда, вон и другие ведь это видят и понимают, чтобы уже действительно погрузиться в глубочайшую депрессию, часто тянущую за собой суицид, потому что и ответа на вопрос, который обязательно последует, “За что?” человек никогда не получит, и он повиснет вместе с его ногами в воздухе.
Ну, или еще как вариант, не понятно даже худший или лучший, такой индивидуум, став полностью беспомощным и не самостоятельным, ещё и потому что никто не подсказал ему того, что не существует справедливости в этом мире, её отсутствие, это как устоявшаяся норма в жизни людей, и состоявшиеся факты оной не имеют определенной конкретной направленности, и он, не понимая простых вещей, может обратиться за помощью к тому психологу или психиатру, который уже все сделал для того, чтобы это случилось и своими последующими методами оказываемой помощи, называемой лечением, как и простой рядовой обыватель, добьёт и так уже несчастного бедолагу, который за это ему ещё денег не мало заплатит, чтобы потом, возможно всю свою жизнь, принимать таблетки против депрессии, называемые просто и незамысловато — “ антидепрессанты” и думать, что наконец-то, он счастлив, а на самом деле утратив окончательно способность здраво мыслить и уже никогда не прийти к мысли о том, что не “ За что? ”, а “Почему?" почему так вышло именно с ним, чтобы потом не заниматься саможалением и не завидовать другим, сжирая себя изнутри, а жить своей жизнью и может быть, даже что- то улучшить в ней, если повезёт, а не питаться мифической эфемерной иллюзией с помощью таблеток о полученном счастье, которое к тому же у каждого свое, и иногда в несчастье можно даже найти счастье, как следствие или результат случившегося несчастья, о котором и жалеть не придётся, разве можно сожалеть о чем -то плохом в этой жизни, тем более, как о чём-то недополученном или полученном сполна.
Но кому-то всё же выгодно, чтобы люди в большей мере чувствовали себя ослабленными, несчастными, занимаясь самоедством с саможалением, привлекая к данному процессу как можно больше других людей, дабы усугубить и так уже имеющуюся проблему, став полностью несамостоятельными, зависимыми от собственного чувства жалости, когда на помощь сможет прийти совсем даже не их знакомая группа поддержки, а кое-кто пострашнее, кому выгодно наживаться на несчастиях других. И вот об этом всё же стоит задуматься, прежде чем начинать жалеть себя и искать жалости у других, да и что такое на самом деле есть жалость, мы уже выяснили в начале, когда попытались разобраться в том, что есть и что, и так ли на это плохо или всё же хорошо, и не лучше ли…
18.01.2021 г
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №221011801258