Зачётная неделя

Все готовились к новому году, а у Леры шла зачётная неделя. Она сидела за конспектами, в надежде, что в последний день успеет всё купить и нарядить.
Зазвонил телефон. «Как некстати»- подумала Лера, взглянув на экран. Звонила Мария Ивановна.

Мария Ивановна дальняя родственница, седьмая вода на киселе. Но Лера первое время, как приехала в город, жила у неё. Мария Ивановна - профессорская вдова, жила в огромной квартире одна. Леру она оставляла жить на всё время учёбы, но Лера, рассудив, что будет мешать пожилой женщине, отказалась, переехала на съёмную квартиру. Договорились, что она будет три раза в неделю приходить к Марии Ивановне, помогать по хозяйству, ходить в магазин и просто поговорить, рассказать новости.

Лера была у Марии Ивановны вчера, а сегодня звонок, значит что-то случилось.
- Да, Мария Ивановна, здравствуйте.
- Лерочка, деточка, доброго дня. Ты можешь ко мне сегодня приехать?
- Что-то случилось? Я готовлюсь к зачётам.
- Ты уж прости меня, дорогая, но я сегодня собираю всех. Найди, пожалуйста время и для меня.
- Хорошо, приеду, - сказала Лера.
«Кого всех она собирает? - задумалась Лера, - есть у неё ещё сын последнего мужа профессора Анатолий, которого я не знаю. Больше она мне ни про кого не рассказывала»

Пришлось всё бросать и отправляться к Марии Ивановне.

Погода была прекрасная, лёгкий мороз и солнце. Снег на солнце сверкал, отливая радужными красками, хрустел под ногами. Спешили люди — кто с ёлками, кто с огромными пакетами. Приближение праздника ощущалось во всём.

Вдруг звук тормозов, удар. Лера оглянулась, на обочине лежит раненая собака, а машина, сбившая её, умчалась в даль.
Лера подбежала к собаке. Собака лежала, тихонько скулила и жалобными глазами смотрела на Леру.
Лера осмотрела собаку, ран не было видно. Она позвонила знакомой, которое занимается благотворительностью. Та попросила отвезти собаку в клинику и дала адрес. Туда приедет волонтёр и заберёт собаку у Леры.
- Мария Ивановна, мне нужно отвезти собаку в клинику, я попозже приеду. Нет, собака не моя, бездомная. Вы уж извините, - позвонила Лера и пыталась остановить машину.
Когда водители, притормозив, видели собаку, прибавляли газу и мчались в даль. Наконец, минут через пятнадцать — двадцать удалось остановить машину и Лера увезла собаку в ветклинику.

Спустя час Лера вошла в подъезд Марии Ивановны, вбежала на второй этаж и увидела приоткрытую дверь. Дверь, которая всегда была закрыта на тридцать три засова, стояла открыта. Холодок пробежал у Леры по спине, она толкнула дверь и позвала Марию Ивановну. Ни кто не откликнулся.
Лера зашла в квартиру, Мария Ивановна лежала на полу гостиной. Лера бросилась к ней, но она уже не подавала признаков жизни.
Лера подняла голову, на пороге гостиной стоял мужчина.
- Вы кто? - робко спросила Лера
- Я то её пасынок, а вот ты кто? Что с Марией Ивановной?
- По-моему она мертва. Надо вызвать скорую.
- Что ты с ней сделала?
- Я только пришла, она уже лежала. Вы будете вызывать скорую? Или мне это сделать?

Пока ждали скорую пришли ещё два человека — Иван, ученик покойного профессора и Сергей Петрович, друг покойного профессора. Всех их позвала Мария Ивановна.
Врачи скорой констатировали смерть до прибытия.

Затем приехала полиция. Низенький, толстый, похожий на колобок следователь, узнав, что Лера первая обнаружила тело, заключил: «Вот ты её и отравила»
- А как Вы определили, что она умерла от отравления?
- Эксперт допускает отравление. А раз ты тут оказалась первой, значит ты и отравила.
- Зачем мне это?
- Вот сейчас и будем в этом разбираться.

Чтобы не мешать полиции, следователь всех пригласил на кухню:
- Рассказывайте по очереди, чем занимались последние два часа.
Лера рассказала про звонок и про собаку:
- Не могла я отравить Марию Ивановну. Мы с ней дружили, да и мотива у меня не было.
- Мотив мы поищем, а подсыпать в лекарства, например, ты могла и вчера. Просто она сегодня эту «таблетку» съела.
- Ни чего я не подсыпала. Я пришла, она уже была мертва. Вы говорите несуразные вещи.
- Так и написать «несу разные вещи»?
- Как Вы можете ещё балагурить?
- Профессия такая, - и тут же обратился к Анатолию, - а Вы, где были?
- Мне позвонила Мария Ивановна, пригласила в гости. Последний раз мы с ней виделись десять лет назад, на похоронах отца. Я был обижен на неё и на отца, поэтому долго раздумывал — ехать или нет. Через час примерно я всё-таки решился. Приехал, а тут такое.
- Чем Вас обидели отец и Мария Ивановна?
- И это надо рассказывать? - спросил Анатолий. После утвердительного кивка головой следователя, продолжил, - после смерти матери, мне было семнадцать лет, отец как-то быстро женился. Это меня и обидело. Но отец мне купил квартиру, и я больше в квартире отца не появлялся. Встречались на нейтральной территории.
- Чем сейчас занимаетесь? Финансовые проблемы есть?
- У меня своя небольшая фирма. Да, проблемы есть, но я с ними справляюсь помаленьку.
- Так может Вам нужно было наследство? Вот и мотив. И алиби у Вас нет.
- Алиби нет. Сидел дома один. Но я не убивал.
- Теперь вы — Сергей Петрович и Иван. Как получилось, что вы вместе пришли?
- Мне позвонила Мария Ивановна, пригласила в гости. Одному идти не хотелось, заехал за Сергеем Петровичем в институт, дождался, когда он освободиться. Вот вместе и приехали.
- Я полдня принимал зачёты у студентов, - сказал Сергей Петрович.
- Понятно, у Вас есть алиби. А Вы сколько ждали? - спросил он у Ивана.
- Может час или чуть меньше.
- Нет, - вспомнил Сергей Петрович, - я выходил за полчаса до окончания зачётов. Тебя ещё не было.
- Так, так. Значит и у Вас, Иван, алиби нет.
- Зачем мне её убивать?
- Не знаю. Мотив поищем.

Взяв подписи о том, что все обязуются не уезжать из города, следователь отпустил всех домой.

Лера ехала в автобусе, сбрякал телефон. Пришло смс от Генки — активиста группы: «Лерка, на Новый год нужно разучить песню, твой первый и третий куплеты, на мотив песни Dabro «Юность»:
Звук поставим на всю и соседи не спят
К нам идёт Новый год, вы простите меня
Дед Мороз задержись у нас до утра
Вот и ёлка моя, вот и ёлка моя

Знаю, мы сегодня точно не уснем
Хороводить будем, смотреть на звезды
Фейерверки запускать и хлопушки
Так красиво поднимать огни в воздух

«Боже мой, - думала Лера, - какие песни? Не до песен мне»
Три следующих дня она сдавала зачёты и отвечала на бесконечные вопросы следователя. «Ссорились ли они? Что ценного было в квартире? О чём разговаривали?» Нет не ссорились. Мария Ивановна показывала два кольца, но где они в квартире лежат, Лера не знает. Разговаривали обо всём и ни о чём конкретном.
На столе у следователя лежали фотографии.
- Это фото с квартиры Марии Ивановны?
- Да. Что-то заметили?
- Вот эти чашки ставила не Мария Ивановна. Она была педант — аккуратист. Чайная чашка должна стоять ручкой строго направо. А эти стоят как попало. Вот на этом фото в кабинете картина криво весит, и книги в шкафу не по линейке стоят. Кто-то что-то в квартире искал. Если, конечно, не полицейские это всё сдвинули с места.
- Интересно. Поедем в квартиру, посмотрим. Сейчас Анатолию позвоню, он же теперь будет хозяином квартиры.

У подъезда пришлось подождать Анатолия. Поднялись на второй этаж и заметили сорванную пломбу на двери. Потом ждали опергруппу и участкового.

Лера нервничала, время шло, а завтра последний зачёт.
Наконец зашли в квартиру. В квартире всё было перевёрнуто вверх дном. Из шкафов выбросаны вещи и книги, из кухонных шкафов крупы, мука и посуда.
Понятно, что кто-то что-то искал.

Опергруппа снимали отпечатки, следователь, Лера и Анатолий зашли в кабинет.
- Ого, за столько лет здесь почти ничего не изменилось, те же зелёные стены, тот же стол и шкаф. А вот сейфа не было, - удивился наличию сейфа Анатолий.
- Я тоже про сейф не знала, - сказала Лера, - так эта картина его прикрывала.
- Пока не трогайте ничего, - строго сказал следователь и добавил, - а чего стены-то такие зелёные?
- Отец любил зелёный цвет. Когда они познакомились с мамой, она была в зелёном платье, ей оно очень шло. Отец вернулся из армии, а мама училась в институте, на третьем курсе. Отец так влюбился, что даже поступил в тот же институт. В новогодние праздники они поженились. Отец днём учился, а вечерами работал грузчиком в магазине и вагоны разгружал, чтобы содержать семью.
Мама окончила институт и пошла работать в школу. Легче стало, им комнату в коммуналке дали. А до этого они жили в институтском общежитии. Когда отец закончил аспирантуру и остался работать в институте, родился я.
Первый автомобиль у них был зелёный запорожец. Я его до сих пор помню. Когда мне исполнилось семнадцать, мама умерла от неизлечимой болезни. Отец очень переживал, похоронили маму в зелёном платье.
А потом появилась эта Мария. Как он мог, он так любил маму, не понимаю.

Пока Анатолий рассказывал про родителей, опергруппа закончила свою работу. Задумались, как открыть сейф, у грабителя это не получилось.

Решили составить книги в шкаф, просматривая их, в надежде, что где-то записан код. Но тщетно, книги все составлены, кода не нашли. Лера подняла картину, которая висела на сейфе и обнаружила с обратной стороны надпись: «Первая буква любимой женщины, год рождения великого тирана 20-го века без года рождения «короля-солнца», но с датой рождения Антуанетты»
- Может это код?- догадалась Лера. - Первая буква любимой женщины — пусть будет М, великий тиран 20 века, о ком это?
- Думаю, отец имел в виду Сталина. Значит 1878 год. Дальше «король — солнце»
- Это французский король Людовик 14, я завтра по этой теме зачёт сдаю, год рождения 1638. Дата рождения Антуанетты. Королевы Марии -Антуанетты? Я не помню, сейчас в интернете гляну. 2 ноября. Что нам это даёт? Цифр много, а на замке сейфа только три.
- Так написано, год рождения великого тирана 20-го века без года рождения «короля-солнца». Может нужно отнять одно число от другого. Тогда получается 240. Но с датой рождения Антуанетты, прибавим 2. Попробуем набрать?

Набрали, дверь не поддалась.
- Вспомнила, Марию Ивановну профессор называл Антуанеттой. Давайте попробуем прибавить её дату рождения. А она родилась 6 марта. Набираем 246.

Снова ничего не вышло.
- Давайте попробуем первую букву поставить Е, мою маму звали Екатериной, - нерешительно предложил Анатолий.

Вот тут дверь сейфа отскочила, щелкнув замком.
- Да-а-а, - протянул следователь, - не зная таких подробностей, ни за что не подберёшь код. Вот и у грабителя это не получилось.

В сейфе лежал лист бумаги, документ, ключ и небольшая коробочка. Следователь достал лист и начал читать: «Лерочка, детка, если ты это читаешь, значит меня нет в живых. Молодец, что додумалась, как открыть сейф. Моё завещание в банковской ячейке, ключ и договор лежат тут же. Но я тебе и так скажу, квартиру я завещала тебе. И не спорь со мной, знаю, что ты была против. Ещё тебе два кольца, которые лежат тут же в шкатулке. Я их покупала ещё до замужества.
Передай Анатолию, пусть не обижается на меня и на отца. Отец всю жизнь любил его маму. Вот так и жили, я любила его, он любил первую жену. Деньги и драгоценности, которые покупал мне его отец, лежат в банке, я завещала их Анатолию. И из дома пусть возьмёт то, что захочет.
Фолиант, который лежит в банке я завещала Сергею Петровичу. Он у меня его просил, пытался купить и однажды даже украсть. Пусть забирает.
Не грусти, дорогая, всё будет хорошо».
- Ну вот и мотивы у вас и у Сергея Петровича нарисовались, - заключил следователь, - Поедем в банк?

На следующий день Лера сдала последние зачёты. Хотела ехать домой. Но Генка — активист поймал её в коридоре и затащил на репетицию празднования Нового года в институте.
Пели песни, отсматривали подготовленные номера, что-то предлагали, что-то критиковали, смеялись.

И в этом веселье зазвонил телефон.
- Лера, здравствуй, это следователь. Ты же хочешь, чтобы мы поймали и наказали убийцу Марии Ивановны? Нам нужна твоя помощь. Если согласна помочь. Приезжай в отделение, тут и расскажу всё.

В отделении полиции следователь сказал, что в банковской ячейке кроме перечисленного в письме, лежала расписка Ивана. Он взял в долг у Марии Ивановны 15 тысяч долларов на год и уже на полгода просрочил платёж. Полиция его найти не может, он скрывается где-то.
- Нужно, чтобы ты съездила к нему домой и оставила записку, в которой напишешь о том, что в сейфе нашла его расписку и согласна отдать её, так скажем, за 50 тысяч рублей. Иначе отнесёшь её следователю. И назначишь встречу в квартире Марии Ивановны. Ну как, согласна на такую игру? - спросил следователь.
- Страшно, а вдруг он решит и меня убить, - честно ответила Лера.
- Мы тебя будем страховать — и в квартире, и в подъезде будут полицейские.
Немного подумав, Лера согласилась, преступника хотелось наказать.

В квартире ей повесили микрофон и дали наушник.
- Ты будешь слышать все наши переговоры, а мы — ваши. Только ни чего не ешь и не пей.
Двое полицейских спрятались в спальне, остальные вышли из квартиры. Лера взялась за уборку кухни. Через час в наушнике послышалось: «Он зашёл в подъезд». Сердце заколотилось так, что, казалось, выскочит из груди. В дверь же долго не звонили, видимо, Иван долго решался зайти или нет. Но всё-таки нажал кнопку звонка.

Иван с ухмылкой спросил:
- Что я делал не так? Почему мой код не срабатывал?
- Имя любимой женщины - Екатерина.
- Вот старый козёл. Ставь чайник, я тортик принёс. Обмоем нашу сделку. И неси расписку,- доставая деньги, сказал Иван.

Лера взяла деньги, пересчитала, стараясь казаться равнодушной, принесла расписку. Иван взял её и сжёг над раковиной, пепел смыл.

Чайник закипел.
- А ты чего не ешь тортик, - жуя принесённый торт, спросил Иван, - боишься меня? Правильно, бойся. Старуха тоже испугалась, и начала вам всем названивать, в гости приглашать. Я ж понимал, что у меня было только полчаса, сейф так и не сумел открыть, пришлось второй раз прийти. И снова неудачно.
- Зачем ты её убил?
- Так она грозилась в суд подать. Я и так весь в долгах. Мне бы пришлось квартиру продавать. У меня выхода не было. Вот скажи, зачем ей деньги? Всё же останется пасынку, а он её терпеть не мог. Чем он лучше меня?
- Зачем ты мне всё это рассказываешь? Я могу передать следователю.
- Да кто тебе поверит? Ты и сама подозреваемая. А ещё сейчас ты выпьешь чай и «оставишь» записку, что покончила с жизнью, потому что отравила Марию Ивановну.
- Я не буду пить! - страх сковал её тело.
Иван подскочил, обхватил её голову сильной рукой и попытался влить чай из своей кружки ей в рот.
Но тут появились полицейские, надели на Ивана наручники.
- Так ты подставила меня.
- Умей проигрывать.
- Где доказательства моей вины? Расписка-то тю-тю.
- Это была цветная копия. Оригинал лежит у следователя. Вот тут и промахнулся, не дооценив меня.

Вот и завершилась зачётная неделя, скоро Новый год. Жаль Мария Ивановна не дожила до него.


Рецензии
Зашла прочитать повторно.
Интересно, занимательно.
Легкий удобочитаемый стиль.
Спасибо за доставленное удовольствие
С пожеланиями новых удач в творчестве С уважением,
Людмила

Людмила Половодова   25.04.2021 13:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.