Верба

    На окраине деревни, у реки, росла старая верба. Она не была похожа на остальные деревья. Жизнь часто проверяла ее на прочность. То люди пытались сломать ее ветки, то холодный ветер в порыве своего буйства нещадно клонил ее к земле. Но верба не сдавалась. Продолжала расти, набирала силу и распускала зеленые листья навстречу солнцу. Ее не пугали самые лютые морозы. Она смело распускала свои почки зимой. Верба стремилась жить.

   На окраине деревни, у реки, одиноко жил дед Игнат. Вот уже больше года никто из родственников его не навещал. Они звонили, писали письма, отправляли посылки. Но не приезжали. Городская жизнь поглотила их с головой. А дед Игнат не терял надежды. Он часто выходил на крыльцо и устремлял взгляд в сторону луга. Ждал. Верил, что может быть сейчас он увидит бегущего к нему внука Сеню и быстро шагающего сына Андрея.
   
   Так было и сегодня. Дед Игнат рано вышел на улицу и устремил свой взгляд на луг. Солнце неуклонно стремилось ввысь и скользило к закату. Только на лугу никто не появлялся.
 
   Он еще немного постоял на крыльце и быстро зашел в дом. Достал старый потертый альбом и начал всматриваться в фотографии. На него смотрели молодые, уставшие, но улыбающиеся лица солдат. Лица его сослуживцев и тех, с кем свела его жизнь в годы войны. Каждый из них был героем. Дед не понаслышке знал, что прожить хоть один день в это время уже было героизмом. Тем более на поле боя. А они не просто проживали день, но и совершали подвиги в нем.

   Дрожащими руками дед Игнат перебирал фотографии, вспоминая каждого солдата поименно. Вот это Сашка из Саратова. Он не дожил до победы всего лишь трех часов. Это Лешка из соседней деревни. Он сбежал из госпиталя лишь только боль немного стихла. А это Варя. Совсем юная, почти ребенок. А ведь она вынесла с поля боя сотни раненых. “Как она там?” - подумал дед Игнат, осторожно проводя пальцем по выцветшему снимку. Это старший лейтенат Бодров, вспомнил он. Лейтенант вынес из горящего танка всю свою команду. На этом фото группа разведчиков. С последнего задания никто из них не вернулся. По щеке деда скатилась слеза.

    Смахнув ее рукой, он поднял следующую фотографию, и теплая улыбка озарила его лицо. На него смотрели его друзья - Мишка и Борька. Вместе они прошли все фронтовые дороги. Прошли сквозь пули и ранения, сквозь потери и встречи, сквозь слезы и улыбки. Их пытались сломать лишениями, гневом и ранениями. Их клонил к земле ливень пуль, засыпал землей фонтан от взрывов. А они вставали и шли вперед. И дошли. До Берлина. Гордо подняв головы, они радовались победе, подставляя лицо солнцу, обнимая весь мир и даря улыбку каждому прохожему.
 
    Улыбнувшись воспоминаниям, дед Игнат перевернул фотографию. Сзади еще виднелась надпись - “Вербе на память. Не забывай, что мы есть”. Дед Игнат встал из-за стола и вышел на улицу. “Вербе на память”, - повторил он, стоя на крыльце. - “На память мне, Игнату Вербину, по прозвищу “Верба” Не забывай, что мы есть - цени жизнь и береги ее”. Вот что означали слова на фотографии. Дед Игнат спустился с крыльца и шагнул вперед.

    На окраине деревни, у реки, стояли две вербы. Дерево и человек. Вербы, не сдавшиеся, не смотря на лютые морозы, вербы, стремившиеся жить.
    Так они и стояли в тихом молчании, пока до деда Игната не донесся голос: “Дедушка, мы приехали!”. Он обернулся и увидел бежавшего к нему внука Сеню. Дед Игнат улыбнулся. В ответ своей улыбке он услышал легкий шорох вербы. Человек и дерево были счастливы.


Рецензии
Красиво, тепло, грустно. Одним словом - жизненно. Спасибо

Енилеева Лия   18.01.2021 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Лия, за тёплые слова!)

Мария Шихова 2   19.01.2021 14:56   Заявить о нарушении