Школьные годы чудесные

Отрывок из мемуаров http://proza.ru/2016/10/07/341

Наша школа была одной из самых лучших. Не в районе или крае, а в стране.  Что удивительно, я и сейчас придерживаюсь такой же точки зрения, но в отличие от эмоциональных юношеских ощущений полувековой давности могу ее всесторонне аргументировать. Райцентр Павловск – жемчужина равнинного Алтая - действительно напоминает рай. Роскошное водное зеркало в обрамлении вечнозеленого бора, а на берегу белокаменный дворец. Это наша школа – до сих пор, если смотреть издалека, самое красивое и величественное здание в окрестности. Но дело, конечно, не только в этом.

Высочайшее качество обучения
весьма посредственного исходного (извините) контингента. Великолепное воспитание – патриотическое, физическое, эстетическое. Как это все было здорово: спортивные соревнования, художественная самодеятельность, костюмированные балы, репетиции оркестра, регулярные выпуски стенгазет, передачи школьного радиоузла. Скажете, что такого? Так ведь нищета была послевоенная. Лыжи и коньки к залатанным валенкам крепили, в школу с тряпочными сумками ходили. В телогрейках. Впрочем, это все забылось. А вот что мы были беззаботно счастливыми людьми – помнится очень хорошо.

 Педагогический коллектив
В школе работали настоящие профессионалы – мастера своего дела. Уникальные словесники. Основательные знатоки предметов физико-математического блока и естественных дисциплин. Великолепная постановка изучения иностранного языка. Убедился позднее, стажируясь в Германии. Рисование и черчение вел настоящий художник, да еще боевой партизан - орденоносец Великой Отечественной. Подбор такого состава преподавателей – большая заслуга руководителя. Но это лишь часть проблемы. Надо было еще обеспечить его работоспособность, пробудить творческую инициативу, позаботиться о преемственности опыта, традиций, профессиональном росте педагогической молодежи. И это, как я понимаю, был главный результат директорской работы Петра Васильевича Копытова. Какими усилиями, нервами, здоровьем – можно догадываться. Прожил  всего 56 лет. 

Наш директор
Директорский домик стоял в сотне метров от школьного здания, так что невозможно было разделить его служебное и личное время. Может, поэтому мы постоянно чувствовали его присутствие где-то рядом. Он всегда всё знал. Особенно о том, что с нашей мальчишеской точки зрения, знать ему не полагалось. Доносительство я исключаю категорически. Этого у нас не водилось, почиталось предательством. Просто он жил с нами одной жизнью. Как у всех учителей, у него была кличка-прозвище – «Петр». Ассоциировалось оно с именем первого российского императора. Не только потому, что он преподавал историю и особенно увлекательно рассказывал о делах своего тезки. За этим стоял характер творца, преобразователя, хозяина – настоящего русского мужика.
 В те времена, как и сегодня, директор школы занимался не только и не столько вопросами организации учебно-воспитательного процесса. Начиная с 6-7 класса, каждый год по 2-3 недели мы участвовали в сенокосной страде, уборке картофеля и овощей, заготовке дров для школы. Это был настоящий лесоповал где-то в пойме Оби. Острые топоры, наточенные пилы, погрузочные работы, массовые перевозки подростков в кузовах грузовиков с лихими водителями, не имеющими представления о ГАИ. Директор отвечает за каждого головой. К счастью, не припомню никаких неприятностей, кроме мозолей. Школа, а это сотни квадратных метров помещений, содержалась в образцовом порядке: ни оторванных дверных ручек, ни битых стекол, ни протечек кровли. В то время, как лист шифера и рулон рубероида были немыслимым дефицитом. За счет каких средств? Какими силами? Ума не приложу. Большой секрет.
Вспоминаются футбольные состязания на районном стадионе, спортсмены в форме, вокруг поля (какие там трибуны!) масса болельщиков, естественно, полно школяров. У нас особый интерес. Сам директор в составе одной из команд, причем, в качестве капитана. Не боялся уронить авторитет, выйдя на поле без костюма или из опасения проигрыша. Но зато какой пример подавал!
Как он на все находил время? Включая исследовательскую краеведческую работу. Написанная им книга об истории райцентра - одна из немногих такого рода. В ней имена, события, от далекой истории вплоть до наших дней.

 Спорт
  В 7-м классе меня, неизвестно из каких соображений, скорее всего, чтобы нуль не получить в зачете, выдвинули от нашего класса для участия в лыжных соревнованиях школы. Всё бы ничего, но дистанция была 10 км – десятка, как тогда говорили – а я более 3-х км в жизни не бегал, просто с горки катался. Отказаться и мысли не было. Накануне плохо спал, всё проигрывал в памяти предстоящую гонку и своё в ней место. И вот  - старт. Далее интересного мало, и я бы не вспомнил об этом эпизоде, если бы не последствия. Пришел последним, с зачетным временем 1 час 30 мин., замерз, палки нёс под мышками, а руки грел в карманах. Со стороны – картинка Кукрыниксов типа пленный немец под Москвой. Судьи уже ушли, оставив дежурного на случай организации поисков. Но всё дело в том, что после этого жуткого поражения я начал регулярные тренировки, порой просто изнурительные. Однажды с утра пробежал, как обычно, 10-километровую дистанцию, вернулся домой голодный, достал из печки чугунок картошки, приготовленный для всей семьи, и… опростал его в одиночку. Что будут есть остальные, даже не подумал. Только успел переодеться в сухое и побежал в школу, учились со второй смены. Постепенно втянулся, был включен в состав общешкольной команды, и даже получил для тренировок казенные лыжи с ботинками. Тогда это была редкость. Правда, крепления были не рантовые, с дужками впереди, а универсальные, с патефонной застежкой на пятках. Бегали много и с удовольствием 
Нас ни разу не осматривал никакой врач, если не считать общих для всех прививок, уколов и прочих подобных мероприятий. Так вот, на первых    километрах гонки приходилось преодолевать такое состояние организма, когда хотелось просто лечь и умереть. По крайней мере, мне. В какой степени этот «кайф» испытывали другие – трудно сказать, я думал, что все так же. Когда этот период проходит, и ты его выдержал, наступает, как говорят, второе дыхание и дальше бежать можно долго и успешно, в полную меру сил. Сейчас, когда за плечами немалый опыт жизни со стенокардией, мне кажется, что это была элементарная сердечная недостаточность. Абсолютно одинаковые впечатления. Потом организм понемногу адаптировался. Так что трудно сказать, каким был бы итог, если бы я перегнул палку в погоне за результатом. 

Водные забавы
. Сколько незабываемо счастливых моментов связано с  водной гладью пруда, его дальних заросших кувшинками и камышом проток, и таинственных, окруженных лесом, притоков и бухточек. Купались с весны до осени.   Летом частенько устраивали .гонки на весельных лодках. Потом додумались поставить мачту метра 2-3 высотой, простенький прямой парус, получилась почти яхта.   После этого стала привлекать уже не штилевая, а ветреная погода. Волны, конечно, не тихоокеанские, но при некотором воображении, а в этом недостатка не было, можно представить себя и мореходом.
Пруд не отпускал нас и зимой. Когда появлялось ледовое покрытие, мы использовали его как гигантский каток. Уходили против ветра в верховья, и оттуда, растопырив полы одежонки, неслись как на буерах под парусами. Случались конфузы, когда лед проламывался. Трагедий не было, хотя остается удивляться нашему везению. Но сушиться приходилось идти к друзьям, у которых родителей не было дома, чтобы не оказаться разоблаченным и наказанным. Возле школы прямо на льду пруда ежегодно создавался каток, которым мы все активно пользовались. Не лишне упомянуть, что коньки крепились к валенкам ремешками и веревочками системой специальных закруток. Крепежный материал, особенно мягкие сыромятные ремни, были большой ценность и жутким дефицитом. Однако, развитых товарно-денежных и даже простых меновых операций не было. Делились, кто чем мог.

Трудовая закалка
Осенью нас, школьников, регулярно привлекали на сельхозработы. Участвовали без принуждения, с удовольствием, остались самые приятные воспоминания. Но из наиболее запомнившихся событий в памяти сохранились поездки на заливные приобские луга на заготовку сена. Атмосфера  серьезного труда во взрослом коллективе привлекала и завораживала. Работа была утомительная, но вполне посильная, на свежем воздухе, в аромате луговых трав, с приличной кормежкой (там такие караси!) и чудесными ночевками в шалашах. Мы были копновозами.  Кто знает – улыбнется, кто не знает – долго объяснять. И ни к чему. Главное – мы были при лошадях, хотя и на смирных.
Сенокосная страда постоянно в динамичном круговороте.. Июльская погода неустойчива,  дорога каждая минута. А если тучка на горизонте? Настоящий аврал. И когда капли первого дождя застают под свежесложенным стогом – чем не победа? Когда мы стали постарше, появилась и более ответственная работа: на конных граблях. Тут уж не зевай, иначе сам под граблями окажешься. Впрочем, такого в нашей практике не случалось. Привлекали для помощи женщинам на копнежке. Женского в этом деле мало, но мужиков было ещё меньше, не забывайте, о каких годах  речь идет. Они на стогометании. Эти копёшки нужно забросить специальными трехрогими вилами на стожок, это метров 3-4 в высоту. И вся сенная труха у тебя за воротником или на голом теле, если, разгорячившись, разделся. Змей тоже опасались. На лугах их полно. Но, кажется, они нас опасались ещё больше.
Одним из самых памятных эпизодов на последние беззаботные каникулы после 9-го класса. Ручная косьба в одной шеренге с мужиками, где ритм работы общий. Отставать нельзя, задержишь сзади идущих косарей. Работа в общем приятная: трава медовая росистая, коса-литовка отлажена, подогнана по росту, отбита и навострена, только посматривай, чтобы в кочку не врезаться. Но проходит десять, пятнадцать минут, полчаса, руки, устают, плечевой сустав ломит, весь уже мокрый от пота, как мышь, а надо держаться. Горжусь, что удержался, хотя было нелегко. 

Последний блин - комом
Экзамены прошли как в сомнамбуле, на автомате. Знания у меня были неплохие, но гонор и самоуверенность ещё лучше. На письменном экзамене по геометрии с применением тригонометрии я решил свою задачу без проблем. Но когда по рядам втихаря сообщили ответы, мой не сходился ни с одним вариантом. Я решил задачу другим способом, тщательно перепроверил расчеты – получалось то же самое. Сдал работу комиссии, не догадавшись проверить условие, и вышел из класса с легким сердцем. Эйфория продолжалась недолго. Выяснилась жуткая вещь: по непонятной логике в свой вариант задачи я подставил цифры из второго варианта. Получился ни один, ни другой, а третий, не предусмотренный экзаменационным заданием, утвержденным Министерством. Комиссия оказалась в сложном положении. Формально, да и по сути, я экзамен не сдал. Но если поставить двойку, я теряю год жизни, следующий экзамен через год, а как с остальными экзаменами быть? Они сделали всё, что могли... И мне поставили ТРОЙКУ. Фактически ни за что. Рисковали репутацией.
Ощущения провала не было, я, как последний придурок, чувствовал себя правым. И не боялся будущего. В институт не хотелось, учиться надоело. В то время экзамены были, начиная с 4-го класса. Работать любил и кое-что уже умел. На такой драматической ноте – вполне шел на медаль – я распрощался с детством и школьными действительно незабываемыми годами.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Георгий! С большим интересом прочитала Ваш рассказ про
школьные годы, и вспомнились свои. Нас тоже посылали в совхоз помогать: то капусту сажать, то помидоры собирать или картошку. Не скажу, что мне это нравилось - у меня эти работы получались не так сноровисто, хоть я и старалась. Но общее впечатление было хорошее.
Поздравляю Вас с праздником 1Мая! желаю Вам крепкого здоровья, счастья, творческих успехов и отличного настроения!
Шлю Вам замечательную песню С. Ротару "Песня медсестры\ Школьный вальс.
http://www.youtube.com/watch?v=kMou3fYjvqY
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   01.05.2023 07:07     Заявить о нарушении
Спасибо!
Прослушал с удовольствием!
С Первомаем Вас!
Здоровья, счастья, радости духа и бытия!

Георгий Иванченко   01.05.2023 07:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.