Детская самоволка

Рассказ

 Скупые солнечные лучи заглянули в окно небольшой комнаты, где спали два брата и маленькая трёхлетняя сестрёнка. Братики с малолетства привыкли спать вместе и не потому что им так нравилось, а потому что площадь не позволяла. Семья жила в частном доме, практически в одной комнате и кухне.На кухне спала бабушка, а сестра спала с мамой на второй такой же, как у братьев металлической кровати с панцирной сеткой. Она ещё не проснулась, а то бы уже раскачивалась на сетке, потому что любит так развлекаться, хотя мама постоянно за это её ругает. Лорочка тихо посапывает, вольно развалившись одна, без мамы, которой уже давно нет дома. Она трудится на свекловичном поле, а во второй половине октября идёт погрузка свёклы. Часть звена обслуживает погрузочные транспортёры, а большая часть людей грузит грузовые машины вручную. Этот процесс не отличается сложностью. Машина подъезжает к куче (кагате),а люди берут по корнеплоду и мечут его в кузов. Наполненная машина везёт новый урожай на сахарный завод за 18 километров от поля.

   Антоша ходил с мамой, когда не был занят в школе.Он вместе со всеми грузил свёклу.Он старался выбирать небольшие корнеплоды чтоб докинуть в кузов. Он хоть и третьеклассник, но не каждый корешок может добросить, особенно, когда кузов наполняется с горкой. Если свёкла не долетела или плохо легла на горку, то летит обратно и может кого-то поранить, если чей-то предупредительный окрик не оповестит человека об опасности.
   - Поберегись!- визжала какая-то из женщин.
   - Антошка, что я тебе плохого сделала, что ты на меня охотишься, - отвечал шутя,пострадавший.
   - Что, сынок, мало каши съел?
   - Антоша, это ты такой слабак?
   - Просто, сорвалась с руки,- оправдывался мальчик.
   - Кашу надо есть,- басил мужской голос.
   - Да я ем,- снова оправдывался Антон.
   - Тебе надо печёной свеколки погрызть. Она и сладкая, и вкусная, и полезная.-Снова басил мужчина.- Я в костёр подбросил,и ты сегодня попробуешь.
   - Будешь есть?- спросила мама.
   - Я попробую. Но мне не верится, что она вкусная.Я, что вам корова или свинья, чтоб есть свёклу.
   - Сначала попробуешь, а потом оценишь.
   - Хорошо, мама.
   А вообще, Антону нравилось ходить с мамой на работу. Бывало какой-нибудь водитель покатает до сахарного завода и обратно. Особенно здорово, когда корнеплоды возят солдаты. Пацаны всегда относились к военным с огромным уважением. Они все такие классные, весёлые, как пацаны, только уже взрослые. А гражданские дядьки какие-то строгие, ворчливые и неразговорчивые.

   Может сегодня, в воскресенье, сходить к маме на поле и покататься с солдатами. Но куда мне малыша, Юру деть? Он же не захочет с бабушкой оставаться, а за мной "хвостиком" приклеится. Я-то не против, но захочет ли шофёр покатать двоих?
   - Юрочка, ты спишь?
   - Нет!
   - Ты останешься с бабушкой и Лорой дома?
   - А ты куда?
   - Я к маме на поле пойду.
   - Что делать?   
   - Я буду помогать машины грузить свёклой.
   - Я тоже хочу помогать.
   - Ты ещё маленький, не добросишь в кузов.
   - Я буду маленькие бросать.
   - А мама не заругает нас, что дома не сидели?
   - Я  же с тобой.
   - Ну, да! Значит, не останешься с бабушкой. Антон так и предполагал, что брат прилипнет  к нему "хвостиком".
   "Ну, что ж, придётся попробовать кататься с "Хвостиком"
   - Тогда, встаём?
   - Встаём!
   - Бабушка!
   - Что, мои дорогие?
   - Мы пойдём к маме на поле.
   - Зачем?
   - Будем помогать грузить машины.
   - А звено без вас никак не обойдётся?
   - Зато, если будут солдаты, то они нас покатают на военных машинах.
   - А мама знает, что вы к ней собрались?
   - На этот раз не знает.
   - Нужно сначала позавтракать.
   - Хорошо, мы будем завтракать.
   - Яичницу будете?
   - Будем!
   - Умойтесь и садитесь на кухне за стол.
   - Хорошо.   
   Братья умывались, соперничая "кто первый"; потом долго утирались, как-будто забыв, о своей затее и, наконец уселись за стол, вооружившись вилками.
   Бабушка жарила яичницу на электрической плитке. Из сковородки летели брызги, а по кухне распространялся вкусный аромат растительного масла. Ребята сгорали от нетерпения.Жареная еда раздражала у обоих аппетит, а желание покататься с солдатами подгоняло их в путешествие до сахарного завода. Их вечное соперничество "кто раньше"отвлекало от основных планов действий.

   Но, наконец, яичница съедена, мальчики одеты по-осеннему и стоят на свежем воздухе. Выйдя со двора, в сопровождении дорогой бабушки до самой калитки, ребята направились со своего края улицы - в другой край. Не пройдя и ста метров, братьев остановил сосед, мальчик, на год старше Антона.
   - Вы куда?
   - Мы к маме на поле.
   - А что там делать?
   - Помогать грузить сахарную свёклу на машины.   
   - А зачем?
   - Может сегодня свёклу будут возить солдаты и покататься с ними до сахарного завода.
   - Ясно!
   - И я поеду с вами.
   - Зачем?
   - Я тоже хочу покататься.
   - Нас втроём не возьмут
   - Антон, а ты малыша отправь домой.
   - Нет! Он будет со мной.
   - Зачем он тебе? Он ещё маленький.
   - Я не хочу его обижать.
   - Тогда поедем втроём. Пошли на поле?
   - Пошли!   
   - Только, давайте, прибавим скорости.
   - Я не могу так быстро,- пожаловался Юра.
   - Зачем тогда пошёл с нами? Из-за тебя, нас втроём могут не взять.
   - Я тоже хочу покататься с солдатами,- захныкал обиженный малыш.
   - Братик, я тебя не оставлю. Пошли на поле к маме.
   Братья, расстроенные наглым поведением соседа, дошли с ним до конца улицы и было желание вернуться обратно домой. Но ожидать наступления следующего воскресенья было бы очень долгим.

   Хутор Весёлый остался позади, а впереди был Котовский шлях. Оттуда были слышны гулы грузовиков и тракторный рокот погрузчиков. За шляхом раскинулось бескрайнее свекловичное поле, где сейчас работала их мама.

   Толя молчал, сердитый на Антона за то, что тот не избавил их от "Хвостика", а навязал и ему тоже. Он ещё сердился на Юру за то,что тот не сидит дома с бабушкой. В свою очередь, Юра обижался на соседа за обиды и хотел быстрее добежать до поля и пожаловаться маме на обидчика. Никто не разговаривал, только Толя пыхтел от раздражения. До поля все дошли в расстроенных чувствах и у каждого была своя личная правота. Антон уже готов был грузить корнеплоды.Юра мечтал пожаловаться, а у Толи созрел свой коварный план против "Хвостика". Ему нужно будет договориться с водителем покататься, пропустить вперёд Антона, затем оттолкнуть "Хвостика" и самому запрыгнуть в кабину:"Поехали!" Антон, конечно завоет, но они уже поехали. А "Хвостик" сначала поревёт, а потом найдёт свою маму. Согласно этого плана, Толя внёс новое предложение.

   - А, давайте, на поле не пойдём, а подождём здесь, на шляху, гружённую машину.
   - А почему так?
   - Чтоб было быстрее.
   - Но нам надо к маме.
   - Ты что маменькин сынок? Зачем тебе к маме?
   - Я обещал бабушке, что скажу маме о том, что поедем кататься с солдатами.
   - Зачем маме это знать?
   - Я должен спросить разрешение у мамы.
   - Ты всё делаешь с маминого разрешения?
   - Да, только с маминого разрешения.
   - Ну, да! У тебя отца нет, поэтому спрашиваешь только маму. А у меня отец есть! И я не спрашиваю никого. Пусть мама думает,что я спросил разрешения у отца, а он пусть думает, что я спросил разрешения у мамы. А я, на самом деле, обойдусь без их разрешения. Что я хочу, то и делаю. Вот сейчас я поеду кататься в Котовск
без их разрешения.
   - Правда?
   - Конечно!
   - Так что и тебе не обязательно спрашивать.Пока твоя мама придёт с работы, мы уже будем дома. Давай, поймаем машину здесь, на шляху. Если солдаты возят, они быстрее нас возьмут.
   - Я не знаю, как без разрешения ехать далеко?
   - Разве это далеко, восемнадцать километров? Это, как дважды в Чернушку съездить. Или туда и обратно.
   Пока ребята рассуждали что такое хорошо и плохо в их жизни, к ним подкатила огромная военная машина и резко посигналила.
   - Куда едем, братья-славяне?
   - Мы едем в Котовск!
   - А зачем?
   - Мороженое покушать.
   - Как, без родителей?
   - Да, мы всегда так ездим,-поторопился проинформировать Толя.
   Солдатик выскочил из машины и протянул Юре огромную ладошку.
   - Привет, малыш!
   - Я не малыш! Я уже большой!
   - И куда ты едешь?
   - За мороженым!
   - А мамка отпустила?
   - А не надо маму спрашивать.
   - Кто сказал?
   - Толя.
   - Какой Толя?
   - Сосед.
   - А кто Толя?
   - Я...
   - Ты им сказал, что не надо спрашивать?
   - Да, я. Я никого не спрашиваю и им не надо.
   - Интересная у тебя логика.
   - А зачем им спрашивать? У них отца нет! А мама, что сделает? Ну, поругает немножко и - всё! Ну, что возьмёшь нас в Котовск?
   - А у вас деньги есть?
   - Что солдат с детей деньги берёт?
   - Я-то не возьму. Но как вы обратно приедете?
   - Денег у нас нет.
   - На что вы мороженное собираетесь покупать. У солдат, к сожалению,тоже денег не бывает.
   Откуда у нас деньги? Мы живём вон в том хуторе.
   - И я ничем вам помочь не могу. Как вы обратно поедете?
   - А ты нас не заберёшь?
   - Я обратно не поеду, поэтому не заберу. Я из Котовска поеду в Балту. Такой приказ.
   - Могу довезти вас до сахарного завода, а дальше - сами. Хотите?
   - Поехали! А вы, соседи, поедите со мной?
   - Едем! Очень сильно мороженого хочется.
   Старшие ребята загрузились в кабину, а Юру подхватил на руки солдатик и посадил его рядом с собой. Этим был сорван коварный Толин план, о котором он до сих пор тихо умалчивал.

   Ребята разглядывали сквозь окна новые картинки: поля, лесополосы, дорогу со спусками и подъёмами, а в некоторых местах ровную, как стол на кухне. Они весело прыгали, когда встречались машины, ехавшие навстречу. Солдатик сигналил встречным военным, а пацаны вытягивались в струнку и лихо отдавали им честь.

   Для военной машины восемнадцать километров оказались очень коротким отрезком и путешествие подошло к концу. Машина остановилась у сахарного завода, такого далёкого от хутора Весёлого, но такого огромного и грандиозного рядом с военным "захаром".

   - Всё ребята. приехали! Куда вы теперь?
   - Не знаю,- промычал такой шустрый на поле и такой перепуганный в городе Толя.
   Он только вблизи своего огорода чувствовал себя героем, а сейчас оказался натуральным "валенком".
 
   - Солдатик, подвези нас к автобусной остановке, с которой можно будет доехать до военного городка.
   - А деньги у тебя на автобусный билет есть?
   - Нет!
   - В автобусе кондуктор спросит: - У вас билет есть?
   - Может не спросит?
   - Спросит-спросит! Давайте, так! Посидите пока на той лавочке, а я поеду выгружу в кагаты корнеплоды и отвезу вас в военный городок. А кто у вас там есть?
Там живёт бабушка Наташа, сестра нашей бабушки Поли.
   - Она вам обрадуется или не очень?
   - Она не обрадуется, потому что мы приехали без разрешения и без старших.
   - Так что? Поедем к бабушке Наташе?
   - Даааа!
   - Тогда, бегом марш на скамеечку возле весовой!
   - Нет!- расплакался Юра.
   - Что такое, малыш?
   - Я не малыш!
   - А кто ты?
   - Я - Юра! И хочу к маме. Ты нас бросаешь?
   - Нет, что ты? Я вас отвезу к бабушке Наташе. Хорошо? Ты меня подождёшь?
   - Да!
   - Не бойся, солдат никогда не обижает детей!
   - Ребята,и вы меня подождёте? Я разгружу свёклу.
   - Ты нас не бросишь?
   - Нет! Что вы, ребята, не брошу!
   - Хорошо.
   Солдат не долго отсутствовал и разгружался, но пацаны понервничали и очень обрадовались, когда мощный "захар" завизжал тормозами в непосредственной близос-ти от путешественников.
   - Привет, пацаны! Признайтесь, братцы-славяне, думали, что я сбежал от вас?
   - Нет, не думали,- чётко произнёс Юра,- потому что солдат никогда детей не бросит!
   - Вот и правильно! Малыш, иди ко мне на руки!
   - Иду!
   - Вот и молодец! Поехали к вашей бабушке? Кто знает, где она живёт?
   - Я!- смело ответил Антоша.- Я даже знаю, где она продаёт семечки у военторга.
   - Это же замечательно,- похвалил солдат.- Все сели? Держитесь!Я стартую! Малыш, ты готов?
   - Я не малыш! Я - Юра.
   - Какой молодец,Юра! Поехали?
   - Поехали!
   - А ты - Антон?
   - Да!
   - Скажи, Антоша, а ты помнишь, как ехать к военному городку? Ты на автобусе, наверное, ездил, в окошко смотрел?
   - Я знаю, как туда ехать.От военного городка до сахарного завода - автобусный маршрут. Он проходит по "Черёмушкам" и по центральной улице. Вот это та дорога, по которой едет тот автобус.
   - Молодец!Поехали к вашей бабушке?
   - Да
   - Только бы она была дома!
   - Будет, солдатик, надо, чтоб была!
   "Захар" прогромыхал по "Черёмушкам, мимо милиции, автовокзала, кинотеатра и стадиона, а на Осипенко повернул направо.
   - Вот наша бабушка Наташа,- заорал Антон, показывая вытянутой рукой в сторону сидевших за тротуаром нескольких женщин.- Семечки продаёт.
   - Ребята, вы сидите, а я схожу с ней поговорю, ладно, братцы-славяне?
   - Хорошо.
   Солдатик вышел, купил у бабушки нашей пару стаканчиков семечек и позвал Антона.
   - Здравствуйте, бабушка Наташа!
   - О, привет, мой свет! Мамы нету, денег - нет! А ты с кем?
   - Я с Юрой и соседом Толей.
   - А куда вы собрались?
   - Мы приехали с солдатом поесть мороженое и сегодня обратно домой.
   - Хорошо! Спасибо, солдатик, мой свет! В школу ходят, ума - нет! Считай себя свободным. Ещё раз тебе - спасибо!
   - Пацаны-славяне! Держите лапу! Юра-малыш, держи!
   - Держу, солдат!
   - Малыш, я тебе посоветую, как солдат, что разрешения детям нужно спрашивать, обязательно! Я спрашиваю своих командиров, а вы должны спрашивать своих родите-лей.Родители ваши командиры. А, если не будете спрашивать разрешения у родителей, то из вас никогда не получатся хорошие солдаты. Вы же хотите стать солдатами? И это касается всех: и тебя Антон, и тебя, Толя. Запомните мои слова,братцы-славя-не,на всю жизнь, если хотите стать солдатами и, вообще, хорошими людьми.
   
   Прощайте, ребята! Я вас никогда не забуду! И не слушайте таких, как Толя!
   - Прощай, солдат. Мы тоже тебя запомним.
   Дети высадились из военной машины и столпились на тротуаре. Солдат из кабины посылал им дружеские рукопожатия и, погазовав, покатил в сторону Балты,посигналив им на прощание. Ребята помахали ему на прощание вслед и, почему-то у всех увлажнились глаза.
   - Какой хороший человек этот солдат,- грустно заключил малыш.
   - Мы даже не узнали, как его зовут,- поддержал брата Антоша.
   - Ребятки, пойдёмте, я вас накормлю. Потом купите себе мороженое и поедите на Косянский переезд, а то родители будут за вас переживать.Хорошо?
   - Да, бабушка Наташа!
   - Апетит у них, как у взрослых, - ворчливо констатировала бабушка, подмигивая сама себе в настенном зеркале.- Привет, мой свет! Ума мало, денег - нет!
   - Покушали? Кому добавки? Не надо? А я и рада!
   - Антоша, вот вам рубль на мороженое и не забудьте угостить своего соседа. За пять копеек доедите до переезда, а там на попутной машине - домой. Я буду за вас переживать. Как вы там живёте: ни телефонов, ни автобусов - ничего нет. Когда я вас увижу, не знаю. Мороженое, хотите здесь покупайте, хотите - на переезде.Там есть магазин, я знаю. И не стесняйтесь, останавливайте все машины подряд. Кто-нибудь - довезёт! Скажите, что потерялись с мамой на базаре.
   Всё! Ла реведерче, как говорят румыны, поцелуй будет крепче! Хотя,я-не румынка.
   Маме и моей сестричке Поле - пламенный привет! А вам - воздушный поцелуй. Марш в автобус! Он едет до Косянского переезда!
   Дети вошли в автобус и прошли на задние места. Кондуктор противным голосом:
   - Кто там хочет "зайчиками" проехать? Ребята, 5 копеек - это не много, оплатите проезд.
   - Тётя кондуктор,-с кривил рожицу Толя-сосед,-мы потеряли маму на базаре и пол дня ждали её у ворот. Можно, мы доедем до Косянского переезда. Может она там нас ждёт? У нас всего один рубль. Если его разменять, а мамы на переезде не будет, что нам делать?
   - Дети, а вы откуда?
   - Из хутора. Нам восемнадцать километров добираться, а мамы нету и скоро стемнеет. И что тогда нам делать?
   - Я не знаю, что вам делать, но до Косянского переезда я вас довезу, а дальше сами, хорошо?
   - Спасибо, тётечка кондуктор.
   - Какая я тебе тётечка? Я ещё не замужем.
   - А как сказать?
   - Лучше помолчи и ехай до переезда.

   ...Ребята надеялись на военные машины, но их, почему-то, уже не было. Наверное, уже все проехали до их приезда. Другие машины ехали только до ближнего села, Коссы.
   Ещё не вечер, но его приближение нависало над детьми тревожной тенью. Чем ниже солнце приближалось к горизонту, тем темнее тень тревоги. "Мы останемся на железнодорожном переезде на ночь, в восемнадцати километрах от дома? Не хотелось в это верить и ждали какого-то чуда".

   Этим чудом оказался автобус до села Коссы, а дальше чуда не было, оставалась только надежда на свои ноги и на стойкость характера. Предстояло прошагать двенадцать километров и вернуться домой ночью. А как мама и бабушка? Они нас потеряли и сильно переживают. Наверное, сильно заругают или обрадуются. что мы нашлись и не будут ругаться, а пристыдят, что мы не правильно поступили. Это дети и сами уже осознали.

   Дядя автобусник слушать Толину песню про маму на базаре не стал:
"Платите или вышвартовывайтесь!" Деньги за проезд взял и пожалел только Юру.
Рубль мы разменяли в магазине, на переезде. Толя снова попытался предпринять прессинг:
   - Ваша бабушка Наташа сказала чтоб меня вы не обижали, и не забыли угостить соседа мороженным.
   - Сейчас купим!..
   - Так нечестно. Мы рубль должны поделить пополам: мне 50 коп. и вам с Юрой - 50 коп.
   - Это почему так?
   - Потому что, если на троих поделить, то мне мало будет 34 коп.
   - Ты, наверное забыл, что это наша бабушка Наташа.И она сказала тебе купить только мороженое, а проезд не говорила тебе оплачивать.
   - Ты что хочешь, чтоб я тебя считал жмотом и нечестным человеком? Я всем расскажу, что ты - жмот! Это я уговорил тётю кондуктора не брать с нас за билеты.
Я просил за тебя и за твой "Хвостик". А это 15 коп.
   - Хорошо, ты просил за нас с Юрой, и это - 10 коп.
   - Снова "Хвостик" мешается мне.
   - Никто не мешается и лишних денег нет. Три мороженых - это 30 коп. Не забывай, мы тебя угостили. Два билета до с.Коссы - 40 коп.
   - Я уговорил дядю автобусника подвести нас бесплатно. И он не взял денег за Юру.
   - И что, уговорил дядю автобусника? Он тебя бесплатно провёз или я за тебя заплатил 20 коп.?
   - Ты за меня заплатил.
   - Я тебе должен за проезд в городском автобусе - 10 коп. А ты мне за проезд до Косс - 20 коп. Вычитаем! И получается - ты мне должен будешь - 10 коп. Задачку решили?
   - А как же остальные деньги? Ты меня обманул?
   - Почему? Сколько у тебя денег было до поездки в Котовск? - 0 коп.
   - Сколько ты заработал в городском автобусе? - 10 коп., а потратил на Коссинский автобус - 20 коп. Где взял 10 коп. - Я тебе дал.
   - Но это же не честно. Нужно было сразу разделить рубль пополам и каждый покупал бы себе что надо.
   - Какой ты наглый и нудный! И как сильно твоё желание обидеть младших. Я малыша обижать не намерен. Он что не хочет полакомиться мороженым?
   - Но ты ему целую порцию купил. Вы же братья, нужно было купить одно на двоих.
   - Может тебе нужно было бы купить полпорции?
   - Половинки не продаются. А у меня брата нет чтоб с ним делиться.
   - Ты всегда получаешь самое вкусное и много?
   - Да!
   - А мы всегда делимся.
   - И чтоб ты понял в чём ошибаешься, давай, сделаем так. Завтра я приду к тебе,
а ты у мамы своей попросишь рубль и мы с тобой купим конфеты, но перед этим попросим деда Чулкова поделить нам деньги пополам.
   - Зачем? Чтоб ты понял, как ты сегодня хочешь поделить тот рубль, который мне дала бабушка Наташа.
   - Так это же разные случаи.
   - Случаи и место - всё разное и деньги разные: сегодня ты пытаешься поделить наши деньги, а я завтра захочу поделить ваши.
   - Антон, ты не понимаешь. Бабушка Наташа, когда давала нам рубль, то рассчитывала и на меня.
   - С какой радости? А твоя мама, когда тебе рубль даст, а я буду с тобой рядом стоять, на меня будет рассчитывать?
   - Нет.
   - Почему?
   - Там мы были в сложной ситуации.
   - Вот в той сложной ситуации, мы с Юрой поступили, по-дружески. Привезли тебя к нашей бабушке. Она тебя пустила в дом и накормила чем могла. Посочувствовала, дала деньги на дорогу и мы тебя довезли до Косс. Мы не бросили тебя у сахарного завода, а привезли к бабушке. Не оставили на дороге, а вместе поели. Не ели одни мороженое, а тебе купили порцию. Не уехали вдвоём в Коссы, а и тебе купили билет.
А ты постоянно хочешь обидеть маленького брата да и меня тоже. Сколько ты гадости мне наговорил за сегодняшний день? Ещё и оставшиеся копейки пытаешься разделить или даже присвоить.

   - И всё-таки ты не правильно рассуждаешь.
   - А ты правильно? Ребята, которые буду читать этот рассказ нас обязательно рассудят.
   Эти разговоры велись на ходу по Котовскому шляху в обратном направлении и пешим способом. Они сегодня утром ехали по этой дороге на военном "захаре" с замечательным солдатом и человеком, которого даже забыли спросить, как его зовут.
   А сейчас им предстояло преодолеть пешком три спуска и три затяжных подъёма.
Сможет ли шестилетний Юрочка пройти эту сложную дистанцию, которую проходит впервые, без жалоб и слёз? А за себя десятилетнего, Антон был полностью уверен? Конечно нет. Но они очень сильно постараются и выдержат испытания, как наши доблестные бойцы выдержали, выстояли в войну. Об этом они читали в Весёловской библиотеке. Там стоит 24 полных шкафов. И Юра, читающий с пяти лет, получал книги, но ему выдавали только детские книги, а он с интересом листал те, которые получал Антон. Разглядывая картинки, малыш перерисовывал их в свой альбом, а потом лепил пластилиновые армии и воевал по своему личному сценарию почти до восьмого класса.
   
   Ребята даже не заметили, как вышли на самую крутую гору и пошли веселее по равнинной дороге. Хорошие мысли ведут, как за руку по ровной дороге и подпихивают в спину - под горку. А с горки под хороший уклон - только успевай ногами перебирать и постарайся твёрдую дорогу не потерять.

   Когда поднялись на крутой южный подъём, второй по счёту, вечерело. Октябрьский вечер клонил осеннее солнышко к горизонту, а оно сопротивлялось и пыталось выскользнуть из лап ночи, но осень теряла силу и не могла ему помочь.
   Антона радовало обстоятельство, что осталось пройти ровную поверхность, километр - полтора , потом один короткий спуск и такой же подъём, в местах бывшего села - Валярка. А за подъёмом - кабаковская лесополоса и, наискосок через поле, их дом под красным железом.
   Что маме сказать, как оправдать свои ошибки?
   А никак не оправдывать, просто нужно честно маме рассказать и не искать виновных, а извиниться и пообещать, что такого больше не повторится.
   Особенно радостно, что Юрик держался молодцом: не ныл, не скулил и не плакал.
   Хорошо видно, что устал, но держится, как Николай Кузнецов - герой-разведчик.
Даже Толя-сосед выглядит хуже чем Юра.
   
   Вот и спуск. Переставляем ноги ускоренно, а тело несёт инерция вперёд, как-будто не мозги управляют телом, а тело и сила инерции руководит мозгами.
   - Юра, смотри, в самом низу балочки, где образовалась лощина,  раньше, когда ещё не было ни тебя , ни меня, здесь существовало село Валярка. Если хорошо присмотреться, то можно ещё легко определить, где были дома и сараи, где был колодязь, а где содержали скот. Но что-то не сложилось у людей и Валярки не стало и, скорее всего, что не стало уже и тех людей, которые знают причину по которой люди покинули эти места. Таких сёл и посёлков очень много. Разве мы можем себе представить, что когда-то исчезнет и наш небольшой хутор? Я, например, не могу.
   - Я тоже.
   - Ты заметил, что мы вышли на самый крутой наш подъём. Это значит, что расстояние в 18 километров подходит к финишу. За той лесополосой - последнее поле, которое упирается в наш огород. Через 15 минут мы будем дома. Я специально заговорил тебя чтоб помочь преодолеть крутой подъём и последние километры. А ты меня удивляешь. Ты лучше выглядишь чем сосед, который отстал от нас. Я сегодня столько о нём узнал, что даже до свидания не хочу ему пожелать. Пойдём быстрее?
   - А может пробежимся?
   - Нет, это - слишком. Да и силы нужно экономить. Ты ничего не бойся. За всё отвечаю я. Мы сегодня совершили много грубых ошибок и не будем это скрывать, а просто расскажем, что поняли свои ошибки и не будем ничего придумывать в своё оправдание. Договорились?
   - Да!
   - Смотри, видишь, крыша нашего дома?
   - Такая маленькая?
   - Подойдём ближе, вырастет.
   Когда братья зашли во двор, в окне горел мягкий свет керосиновой лампы. В окне можно было рассмотреть, играющую с куклой Лору,мама что-то шила, а бабушка о чём-то говорила, скорее всего о нас.
   Зашли в комнату, все повернули лица к двери. Вид был у всех расстроенный и жалкий. А мама смотрела на нас с заплаканными глазами.
   - Мама, извини, пожалуйста, я перед тобой виноват, послушав плохого человека,
что разрешение у мамы брать не обязательно. Я хорошо понял, что это была моя ошибка.
   - А где вы были?
   - Катались до Котовска. Заходили к бабушке Наташе. Она нас накормила, дала рубль на мороженое и передала вам привет.
   - А, как обратно?
   - С Косс пешком...
 Тула, сентябрь 2020г.
   

     Конец.
 


Рецензии