Сын достойного отца

Жил когда-то давно на Востоке богатый человек, и был у него один-единственный сын.
Когда пришел сыну срок выбирать жизненный путь, отец спросил его:
- Чем ты хочешь заниматься, сын мой? Какую науку ты хочешь изучить?
- Отец, - ответил сын, - я бы хотел стать архитектором. Строить новые дома, мосты, возводить целые города, жить в которых людям было бы светло и радостно!
- Это очень хорошо! - обрадовался отец, - Поезжай учиться, я хочу, чтобы ты стал знаменитым архитектором!

Сын уехал, и много лет учился вдали от дома. Отец мечтал, как тот вернется и построит себе самый красивый дом в округе - ведь дом архитектора должен быть самым видным! А потом он построит еще много красивых домов, и даже мечеть, и все будут уважать его, и говорить о его творениях.
А еще он разобьет большой парк на месте той маленькой и грязной деревушки на окраине, что давно уже подлежала сносу. Там жили самые бедные люди, в крохотных лачугах. У них не было воды, и они ходили за ней далеко на реку. Они жались к городу в надежде найти работу и кое-как свести концы с концами, но в городах всегда полным-полно никому не нужных неудачников. Будет лучше, если они исчезнут, а на месте их тесных улиц появится роскошный сад с фонтанами, клумбами, теннистыми аллеями.

Отец регулярно посылал деньги сыну, много денег. Пусть все знают, что он ничего не жалеет, и никто не посмеет сказать, что сын такого уважаемого человека перебивается на чужбине с хлеба на воду.
Сын писал отцу длинные восторженные письма, но отец почти никогда не дочитывал их. Молодость! Когда ты молод, все тебя восхищает и радует, кто из нас не был в молодости романтиком и идеалистом? Довольно знать отцу, что сын жив и здоров, что он успешно учится, а все остальное - что ж, пусть молодежь забавляется, пока не прошло ее время.

Шли годы. Сын получил диплом архитектора и написал отцу, что его отправляют на год работать в ту самую деревушку рядом с городом, которую планируют снести. Отец очень обрадовался: пускай сын наберется опыта, а заодно и избавит город от этой язвы!
Он всем своим друзьям рассказывал, что его сын трудится над сносом этой деревни, и что совсем скоро их город станет чище и прекраснее.

Однажды сын прислал письмо, в котором писал, что встретил прекрасную девушку, умную и добрую, и что ему бы очень хотелось, чтобы отец познакомился с нею. Отец задумался. Женить сына было его мечтой, но невеста его должна была происходить из богатой и уважаемой в городе семьи. Например, дочь председателя суда - хорошая партия! А что это за девушка, о которой пишет сын? Вдруг она бедна, необразованна и безродна?
В тот же день друзья принесли отцу и другие тревожные вести. Ходили слухи, что его сын выкупил большой участок земли у реки. Отец задумался еще крепче. Зачем его сыну земля так далеко от города? Откуда у него деньги? Сердце отца билось так, что он не смог уснуть ночью, а утром упросил двух друзей поехать с ним в ту самую деревню.

Они добрались к вечеру, и едва ступили на деревенскую улочку, как их окружила толпа босоногих ребятишек.
- Вы к кому, почтенные?
- Мы ищем архитектора Карима.
- Его сейчас нет. - отвечали дети. - А зачем он вам?
- Я его отец.
Услышав это ребятишки зашумели все хором, а потом помчались по улице с криками:
- К нам приехал отец архитектора Карима! Этот господин - отец архитектора Карима!
Из домов высыпали люди, они улыбались, кланялись, приветливо здоровались, выносили цветы. Отец был удивлен, когда некоторые пытались коснуться края его одежды.
- Эти люди совсем сошли с ума от нищеты... - пробормотал он. - Я только хочу видеть своего сына, а не выслушивать их любезности... Эй, вы! Кто у вас тут главный? - крикнул он.
- Дедушка Сабит! - отвечали ему. - Да вон он и сам идет сюда!

Из одной из хижин вышел высокий худой старик, а за ним - красивая стройная девушка. Увидев гостей, они поспешили к ним.
- Отец нашего Карима - всегда дорогой гость у нас! - приветствовал их старик. - Прошу вас, проходите пока в мой дом. Сейчас мы устроим для вас угощение, а потом...
- Я не хочу входить в твой дом. - резко перебил старика отец. - Я хочу знать, где мой сын!
- Не волнуйся, господин, - с улыбкой отвечал старик. - Твой сын сейчас там, у реки. Он на строительстве.
- Что он строит там, у реки?
- Господин, ты, наверное, знаешь, что совсем скоро наши дома снесут отсюда. Мы были в отчаянии и не знали, куда нам податься. Но тут пришел твой сын. Он купил землю у реки, и строит там новую деревню!
- Ах вот оно что! - вскипел отец. - Вот, значит, куда он растрачивает деньги!
- Что вы, господин! - воскликнула девушка, - Ваш сын никогда не растрачивал деньги! Все, что вы ему посылали, он сумел приумножить, а теперь этих средств хватит на постройку целой деревни!
Гневу отца не было предела. Как он жалел теперь о том, что не вчитывался как следует в письма сына, и не смог вовремя остановить его!.. Он смерил девушку презрительным взглядом:
- Ты и есть та самая девчонка, на которой мой сын вздумал жениться?
Девушка покраснела и опустила голову, вместо нее ответил дедушка Сабит:
- Да, господин, это моя внучка. Карим и она любят друг-друга...
- Ну, хватит! - грубо оборвал его речь отец. - Я возлагал все мои надежды на сына, а он стал моим позором. Бессовестный и бессердечный!
- Здесь люди думают иначе. - спокойно ответил дедушка Сабит.
Отец повернулся к своим друзьям:
- Вы слышали, уважаемые? Здесь люди думают... Вы видите тут людей?
Уважаемые друзья отца горестно качали головами и вздыхали.
- Мы приняли вас, как друга. - вздохнул дедушка Сабит, - Но мы ошиблись.
- Мне не нужны друзья в этой нищей деревне. - бросил отец. - А ты! - он ткнул пальцем в девушку, стоявшую с опущенной головой позади дедушки, - Я еще мог бы нанять тебя прачкой, если бы ты выросла в приличном месте.
Девушка закрыла лицо руками и убежала в хижину.

Люди молчали. Отец и его друзья двинулись по улице к выходу из деревни, и на всем их пути люди молча расступались, входили в свои дома и закрывали двери. На краю деревни отец остановился и обернулся:
- Передайте моему сыну, чтобы он не показывался мне на глаза. У него больше нет отца!

* * * * *

Прошло много-много лет. Отец жил в одиночестве в своем большом доме. Всего друзья его уже умерли, и никто больше не навещал этого одинокого старика, только старый слуга приходил по вечерам. Старик бродил один по огромному саду, и с тоской прислушивался к веселым голосам за соседскими заборами. Там смеялась молодежь, играли дети, звучала музыка. И только в его доме царила тишина.
Ночами старик лежал без сна, и думал о том, где сейчас его сын. Один раз, давно, он получил от него письмо, в которое был вложен портрет: Карим с женой и сыном. Тогда отец не стал читать этого письма, разорвал его, а портрет бросил за шкаф, где он, должно быть, валялся и до сих пор.

Как-то утром старик вышел по привычке в свой сад, и увидел под деревом молодого человека с книгой.
- Ты как сюда попал? - спросил он его.
Юноша поднял голову от книги и растерянно огляделся:
- Простите!.. Я читал на ходу, и не заметил, как забрел в Ваш сад. Я сейчас же уйду.
- Ничего страшного, - добродушно ответил старик, которому от одиночества очень хотелось хоть с кем-то поговорить. - Ты, должно быть, живешь где-то рядом?
- Нет-нет, я здесь проездом. Мои родители были отсюда родом, а живу я за рекой.
- За рекой? - воскликнул старик, - В той маленькой деревеньке?
- Что вы! - засмеялся юноша. - Сейчас это красивый город. Неужели вы там никогда не были?
- Не был... Так ты говоришь, твои родители жили где-то здесь? Расскажи-ка мне о своей семье, возможно, я про нее что-нибудь знаю, ведь я всю жизнь прожил в этом городе.

- Охотно! - обрадовался молодой человек. - Мой отец - уважаемый в нашем городе архитектор. Это он построил почти все дома за рекой, и школу, и больницу, и мечеть! А моя мать была дочерью старейшины еще в старой деревне, а сейчас она учительница.
- А как... как зовут твоего отца? - дрожащим голосом спросил старик, вглядываясь в лицо юноши.
- Его звали Карим. Он умер год назад... Теперь я заканчиваю строительство моста, которое начал мой отец. Я тоже архитектор.
- А как твое имя?
- О, меня назвали в честь дедушки, Агзамом. Он жил где-то здесь. Но я ничего о нем не знаю... Вот такая у меня история, дедушка.
- Как ты меня назвал? - со слезами на глазах переспросил старик.
Юноша смутился:
- Простите, господин. Так называют почтенных людей у нас в городе...
- Это очень хорошо! - растрогался старик, - Зови меня так и дальше!.. Значит, тебе сказали, что твой дедушка - злой человек?
- С чего вы взяли? - удивился юноша, - Никто и никогда не говорил мне такого! Отец считал, что дедушка был человеком очень гордым, а потому - несчастным.
- А твоя мать? - старик со стыдом вспомнил оскорбленную им девушку.
- Она всегда повторяла, что дедушка - очень достойный человек, раз сумел воспитать такого сына, как мой отец, которого люди почитают, как героя.
- Это правда? - с сомнением спросил старик.
- Конечно, дедушка. У нас никто не посмеет сказать ничего дурного об отце архитектора Карима!.. Почему вы плачете? Вы знали моего дедушку?
Старик утер глаза, положил руки на плечи молодого человека и долго задумчиво всматривался в него, так, что юноше даже стало неловко. Наконец, старик опустил глаза и тихо сказал:
- Я знал твоего дедушку, внучек. Он был гордым и несчастным. Он давно умер... Спасибо, что ты навестил меня сегодня! Ты такой же великодушный и благородный, как твои родители. Я был рад с тобой познакомиться.
- Я тоже был очень рад, дедушка.
Молодой человек вышел из сада и помахал на прощание рукой. Старик постоял на дорожке еще какое-то время, щурясь на солнце, и вернулся в свой тихий дом.

Вечером старый слуга, не найдя хозяина на веранде, где он обычно сидел, заглянул во все комнаты, и нашел его в кабинете. Тяжелый резной шкаф был отодвинут от стены, старик сидел в неловкой позе, привалившись к нему. Одна рука его бессильна свесилась на пол, а в другой был зажат поблекший старый портрет.
- И зачем надо было двигать такой тяжелый шкаф? - охнул слуга, - Вот и надорвался... Можно ли в его годы?..
Он сокрушенно покачал головой и поковылял на улицу, известить соседей.


Рецензии
Мари, у вас получилась замечательная классическая сказка, с неспешным повествованием, детальным описанием характеров и антуража. С ярко выраженной моралью и тонкой иронией. Играя на логическом противоречии названия сказки её содержанию вы элегантно вынесли приговор "достойному отцу". Хороший ход, но слишком тонкий, боюсь не все это заметят! Возможно, это надо было каким-то образом подчеркнуть, чтоб читатель не сомневался в авторской задумке. А может это мне показалось?.. А если не показалась, то эпиграф был бы к месту и развеял сомнения таких тугодумов, как я)) И ещё! Мне не хватило детальки, штришка из нашего настоящего. То ли это был бы ненавязчиво отмеченный инверсионный след самолёта в печальном закатном небе в конце повествования, то ли, уж не сочтите за прикол, планшет в руках юноши, здесь есть разные варианты, но смысл один - показать читателю актуальность произведения, другими словами: Так было, есть и будет! Увы, увы, увы! А может и не "увы". Дети должны быть умней родителей, а если глупей, то куда забредёт человечество?..

Понимаю, какого-нибудь приверженца классического стиля такой авторский ход возмутит, зато для людей с развитым чувством юмора, нестандартно мыслящих - это было бы праздником души. Эк я выразился))
Понимаю, мой совет и домыслы на грани фола. Вторгаюсь, как раньше говорили, в авторскую творческую лабораторию, но это со мной случается, когда я читаю незаурядное произведение и мне хочется сделать его лучше, лучше, лучше! Однако, если сочтёте мои фантазии бестактными, удаляйте без всякого сожаления эту возмутительную рецку, ибо произведение имеет вполне законченный вид и портить его не стоит.
С уважением,

Рябцев Валерий   27.01.2021 14:15     Заявить о нарушении
Да что Вы, Валерий! Вторгайтесь, обязательно вторгайтесь! Такой замечательной рецензии у меня еще не было! Спасибо огромное!

Кстати, об эпиграфе. А есть ли идея?

Мари Павлова   30.01.2021 02:30   Заявить о нарушении
Мари, тут возможны два варианта: Эпиграф или послесловие. С эпиграфом легче, в поисковике набираем запрос на интересующую тему и выбираем подходящий вариант. Это лёгкий путь, я им воспользовался и нашёл высказывание Гёте: "Учатся у тех, кого любят". Это как пример, он подходит в целом к произведению, но не к тому случаю о котором я писал. Ценный вариант - придуманный автором. Трудно, но спешить не надо, если озаботиться этой темой решение придёт.
Послесловие может быт не столь афористичным, но точнее передаёт то, что хочет подчеркнуть автор. Там буквально можно нюанс преподнести читателю на тарелочке))

Спасибо, Мари, за эмоциональный ответ!


Рябцев Валерий   30.01.2021 11:25   Заявить о нарушении
Послесловие больше подходит роману, нежели сказке, мне кажется.
А вот эпиграф к чему-то такому восточному - тут придется поломать голову!

Мари Павлова   31.01.2021 06:25   Заявить о нарушении
Мари, у меня был случай, когда подслушанная фраза на улице стала прекрасным эпиграфом))

Рябцев Валерий   31.01.2021 23:16   Заявить о нарушении