Четыре старца

   Ольга бесцельно бродила между камней мегалитического комплекса, потеряв всякую надежду на обретение смысла в Месте Силы Алтая.   Видят духи - она пыталась отыскать камень или точку, в которой почувствовала бы истечение энергии земли. Но после двух часов, отведенных экскурсоводом на общение с камнями мегалита, поняла, что сегодня не ее день.  Осознавая назначение своего имени: «великая», «большая», «солнечная», понимала происхождение от мужского начала Волх - непоколебимого мужества и ярости русских воинов, относила эти качества и к себе.  Даже в характере ее наблюдалась решительность и смелость. Согласилась же она поехать в день солнцестояния, хотя не верила во все проявления чудес, возникающих «на ровном месте». Всегда проявляя осторожность к переломным дням в летоисчислении, почему-то быстро согласилась на авантюрную экспедицию.

   Тархатинский мегалитический комплекс являл собой культурно-историческое каменное сооружение, сакральный центр, древнейший календарь конца III – середины II тысячелетия до н.э., расположенный в Кош-Агачском районе на южной окраине Чуйской степи. Само по себе удивительно, что посреди голой степи сложен круг диаметром шестьдесят метров из камней разного размера. Поражало сознание – как столь большие куски скал попали сюда, и нашли место. Более непонятным являлись знания, с которыми расположили эти обломки посреди степи древние люди.

   Когда автобус остановился, пассажиры направились к выходу.Через северо-западные ворота направились к центру мегалита. Для нее же удивительным являло – как они видят в двух огромных камнях:  Богатырь и Камень со щелью, - вход. Но подчинилась установленным правилам и вошла вместе со всеми, прошла ко второй паре: Камень с носом и Сфинкс. Остановилась перед пятым большим камнем, который в виде огромного стула замер за юго-восточными воротами. Его называют «Кабай-таш» — «Камень-колыбель», «Кресло Шамана» или «Колыбель Сартакпая», по имени легендарного богатыря Алтая.

   Женщины расположились по всему комплексу, и интересно  было наблюдать за их действиями.  Некоторые прижимались к большим камням спиной, раскинув руки в стороны, закрыв глаза, пытаясь всей спиной и затылком слиться с поверхностью мегалита.  Другие ладонями прикасались к шершавой поверхности, стояли, закрыв глаза, и чему-то своему улыбались. Третьи находили небольшие обломки, становились на них и,  подняв руки к солнцу,  ждали истечения энергии Земли. Спустя время передвигались в хаотическом порядке и занимали освободившиеся места. Работала устоявшаяся система, незаметная на первый взгляд, но довольно стойкая для небольшой группы людей.

   Ольга думала о том, как все эти женщины, исповедующие веру  во Христа, соединяли себя с язычеством. Ужели им близки духи и они понимают их знаки и слышат голоса? На каждом камне лежали бусы, игрушки, украшения. Тут же лежали монеты, оставленные просящими о здоровье. Как можно сочетать просьбу о помощи с деньгами, тоже не вполне понятно. Или именно научные выкладки об особом магнитном поле каждого камня сказывались на их мышлении? Несомненно, здесь свершались обряды плодородия, о чем говорили петроглифы на больших камнях. Большой бык – символ солнца, мужского начала; ведом женщиной с длинными руками – символ Земли. Именно от их союза и появилось все живое на Земле, от этого и проистекает вся нынешняя жизнь! Экскурсовод рассказала, что в древние времена в такие дни закатный луч падал через весь круг из одних ворот в другие и освещал край кресла Сартакпая. Сегодня это невозможно увидеть в силу астрономических изменений.
 
   Но почему решили, что камни лечат? Может отсюда и пошло учение буддизма о живых некогда камнях, которые по неизвестной причине отвердели и замерли до определенного момента? Ольга честно обошла все точки мега комплекса, стараясь почувствовать хоть какие-то изменения в своем организме. Тщетно.  Виновато  ли в этом  ее неверие, или действительно не воспринимала струящейся из земли энергии, она не могла сказать однозначно. Ну, ничего она не чувствовала!  Ничего! И привычно занялась разглядыванием интересного места.  Особо заинтересовали рисунки на камнях и необъятная фантазия древнего художника. Он так сумел передать мироощущение того времени  через простые очертания людей и фигурок животных. Вот солнечный олень, с перекладинами на рогах, обозначающие многие годы жизни – символ плодородия. Горные козлы – главный источник  питания от древней охоты и люди с длинными руками и ногами. Поражал труд.  Каким инструментом это исполнено, что столь длительное время осталось в камне?  Ольга трепетно прикасалась руками к петроглифам, которые иголочками покалывали подушечки ее пальцев. Рядом трепетали ленточки, повязанные на камни и кустарники – обряд дьялома.

   Попробовала сесть на камень и замереть. Из земляной норки, выглянул добродушный зверек – пищуха.  Чуть крупнее большой мыши,  серого цвета с рыжинкой. Уставился на гостя и пискнул, предупреждая сородичей об опасности – чужак появился. Но скоро освоился и привычно принялся сновать между камнями, подбираясь вплотную к обуви Ольги. Она, не делая резких движений,  нащупала галету в кармане и раскрошила на землю. Появилась еще пара зверьков, которые смешно принялись запихивать крошки за щеки. Скоро они принялись позировать человеку, устроив фотосессию.

   Блеск  чего-то на земле привлек ее взгляд.  Ольга направилась к этому месту и принялась рассматривать поверхность.  Небольшой, отличающийся по форме и цвету камень  обратил на себя внимание.  Черный, с четкими гранями, словно обломок карандаша.  Ни по структуре, ни по цвету подобного рядом не наблюдалось.   Ольга положила обломок на ладонь, сжала кулак, ощущая, как камень влился в складки руки.  Она проносила его до окончания экскурсии и не в силах оставить столь необычный экземпляр, завернула  камушек в носовой платок,  положила во внутренний карман куртки.

   Людям, собравшимся у автобуса, экскурсовод настоятельно порекомендовала не брать на память сувениров из сакрального места. Женщина улыбнулась, подумав, что за ней наблюдали. Нет.  Только  они вдвоем знали тайну. Ольга и камень!
Дальнейшее сложилось в череду экскурсий по пути следования, которые отняли время, и группа приехала в город близко к полуночи. Приятный расслабляющий душ и кружка чая  окончательно вернули Ольгу домой. Она выложила свой сокровенный сувенир на стол.  Камень  моментально  превратился в неотъемлемую  часть внутреннего убранства,   заполнил собой дом и  ее мысли. Любовно гладила подушечками пальцев поверхность, передавая тепло своего тела  и казалось, маленький обломок блестел еще сильнее.  Наконец, упала в постель, зарывшись лицом в подушку,  отбросив жаркое покрывало. Провалилась в сон моментально, как в глубокую черную яму.

   Посреди комнаты вихрем закружился воздух, наполняясь непривычными для города красками, слагающимися в картинку бездонной степи.  Место не освещено лучами солнца.  Наоборот бледность указывали на присутствие Луны с ее желтовато туманным цветом, заполняющим все округ.  Из-под земли заструились четыре небольших вихря и в секунду эти воздушные потоки превратились в четырех старцев в черных одеяниях.  Они молча сидели возле маленького костра и качали головами - беседовали молча.
Вокруг этих фигур вспыхнул круг прозрачной ленты и стремительно начал раскручиваться. На полотне возникали картинки, меняющие друг друга. Люди, разбуженные у костра, соскочили на ноги, сгрудились у костра, мужчины приняли оборонительные позы. Из темноты на них выпрыгивает огромный зверь и клыками рвет всех, кого встретил на пути. Всадник, без стремени несется на коне вперед, размахивая коротким мечом. А позади огонь и дым, в нем женщины и дети. Эту картину сменяет человек в странных одеяниях, он стучит в бубен и извивается у костра, словно от страшной боли. Обвал и камни летят на людей, которые рукой и телом прикрывают детей от стихии. Ураганный ветер бросает в горстку народа снег ледяными иголками, а они сгрудились у погасшего костра и шкурами пытаются укрыться.  Солнце садится за горизонт и бросает последний луч между двумя камнями.  Свет  устремляется дальше, но упирается в стену и, преломившись,  отражается и бешено пляшет, беспорядочно ударяя в фигурки людей. Две группы воинов бьются на мечах, кровь льется на землю, а поверх этой сцены злые духи шулмусы набрасывают волосяные арканы на души человеческие и утягивают их  под землю.

   Ольга поняла, что уже не спит.  Она боялась открыть глаза и увидеть, что рядом пронесется, скаля клыки, зверь, или проскачет ярый жеребец, сбив с ног.  С трудом преодолела страх и сквозь ресницы осмотрела комнату.  На ковре ярким светом луна рисовала узоры.  Тень от дерева падала через окно, и листва, шевелясь под ветром, устраивала дикую пляску на полу комнаты.   В горле пересохло и страшно хотелось пить, но нет возможности пошевелиться, не говоря об отважном походе на кухню.
Так и не сомкнув глаз, пролежала до утра, уже укрывшись покрывалом с головой. Рассвело,  в комнате забегали солнечные зайчики. Жара сегодня спуску не даст, а тут еще и не выспалась. Давно так впечатлительно она не переносила поездки в горы. Рядом с будильником, который сегодня так и не понадобился, лежал почти отполированный черный камень. Ужель события ночи связаны с ним? Полноте, не верить же в сказки, в самом деле.

   В дневных заботах она ожила и почти забыла картинки прошедшей ночи. Перед сном убрала камень в ящик шкафа, для надежности завернув в полотно бархата и положив в коробочку. Посмотрелась в зеркало, отметив покрасневшие глаза, улеглась на кровати.  Заструились вихри, по спиралям спустились к костру четыре старика в черных одеждах.  Знакомо закружилась лента, и Ольга увидела сцены гибели племени от голода. Первыми от костра не могли подняться мужчины. Им больше пищи требуется, чтобы поддержать работоспособность мышц. За ними уходили матери, которые отрубали части тела и варили на костре, чтобы поддержать детей. К очагу, спустя время, подходили черные звери и рвали клыками детей, которые не могли встать на ноги и ответить.  Угли от огня угасали под каплями дождя. Неустанно танцевал шаман, он гнал своего коня к мировому древу, чтобы задобрить духов и вернуть на землю оленей и козлов. Чтобы пища доступной стала людям племени.

   Никто и никогда не знает, что произойдет завтра – следующее утро или следующая жизнь.  Ольга лишь увидела, как старики поднялись, взяли свои камни и растаяли в предрассветном окне. 

   На рабочем месте тянуло в сон.  Стоило закрыть глаза, появлялись четыре фигуры, и она в страхе соскакивала на ноги и бежала, придумав какие-то дела.

   Огромная волна казалось, смоет стариков, но она, разрывая в клочья камни, неслась вниз к подножью гор, сметая на своем пути живое. На небольшом карнизе, сбившись в кучу, прижимаясь к стенке, пряталось племя. Женщины закрывали глаза детям, чтобы те не видели гибели соплеменников. Не наблюдали, как к краю подходили старики и бросали свои тела в поток. Бросали, чтобы освободить место тем, кто должен   выжить и кормить  оставшихся. Пришедший следом за ливнями холод, сковавший водоемы льдом и цепочка людей, что двигаются, чтобы не замерзнуть, идут в поисках огня и пищи.

   Громыхнуло за окном и раскаты застучали о стены домов.  Следом полилось как из ведра, заполняя собой асфальт улиц, газоны и кроны жадно ждущих влаги деревьев. Для нее этот гром прозвучал как божье проведение, призывающее к раскаянию.
Утро, спасительное утро.  Необходимо двигаться, как и тем людям в снежных просторах. Не упасть! Не дать глазам закрыться.  Дождавшись, времени открытия туристического бюро она  записалась на поездку в Чуйскую степь, на ближайшую субботу.

   Всю ночь играл комус. Стены квартиры разрывались от гортанных звуков. Вновь крутилась лента событий. Доблестные воины Джунгарии большой конной группой выскочили на открытые просторы  и, убивая всех, кто попался на пути, закуролесили,   устанавливая свои порядки. По горным тропам шли караваны купцов с товарами, которых безжалостно сбрасывали с обрыва в бурлящую реку. Вспарывали мечами тюки с товаром, грабили и уводили лошадей.  На площади перед дворцом ребенок китайского императора, тело которого услужливые жрецы выщипывают через отверстия в монетах. Борясь таким образом с Ойрот ханом  душа которого переселилась. Трехглавая вершина, у которой от сотрясения земли отвалилась снежная шапка. И смерть, смерть людей в этой вертящейся карусельной ленте истечения веков…

   По Чуйской степи пылил по дороге автобус. Возле небольшой группы камней он остановился. Первой из салона вышла женщина с усталым лицом, прошла через северо-западные ворота комплекса и, внимательно вглядываясь, что-то искала.  Нашла место, положила предмет на землю. Прошла поочередно ко всем большим мегалитам, поклонилась.

   Приехавшие женщины и мужчины привычно расположились по камням мега комплекса. Многие приехали не впервые и знали свое дело.

   На заднем сиденье автобуса сладко спала Ольга. Она вернула вечности вечность!!


Рецензии