Тайны Петры

Затерянный во времени мифический город искали крестоносцы, ученые и авантюристы всех мастей. Богатство, спрятанное в нем, не давало покоя и христианским властителям, и мусульманским владыкам. Но век за веком поиски были бесплодны, и о Петре говорили уже как о красивой легенде, пока в 1812 году швейцарскому путешественнику-авантюристу не удалось обнаружить призрачный город.

1.Строители-кочевники из мифов.
  Сегодня приоткрываются тайны, кем и когда была построена Петра. Лавры основателей города  историки и археологи отводят кочевникам-набатейцам,  появившимся на землях древней Иордании за тысячу лет до Христа. Сведения о Набатейском государстве дошли до нас через компендиумы Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древнекитайских источниках о Великом Шелковом Пути. Но происхождение самих набатейцев сокрыто глухим временем. Жизнь ранних набатеев – была трудной и по-настоящему,  мужественной. Мужчины, объединённые в союз под знамёнами шейха, профессионально, на прекрасно дрессированных верблюдах перевозили ценнейшие во все времена товары – благовония, пряности,  шелка, золото, минералы и металлы. Караваны шли от Персидского залива, Йемена, через Аравийскую пустыню в Сирию, Финикию и Газу. Дорожа своей профессией и  храня  её, набатеи жертвовали радостями осёдлости: не строили домов, не разводили садов, и даже не пили вина. Ирригацией они владели в совершенстве.

Для монопольного владения торговым путём через безводную пустыню, они сооружали в ней замаскированные хранилища для воды, собиравшейся из редких дождей. К тому же, караванная торговля обязывала знать языки, иметь независимый  характер и дипломатический ум. В начале своего существования, в IV-III вв. до н.э., в труднейших условиях они создали государство, включившее центральную и южную часть Иордании, юго-восток Израиля (Аравийскую впадину) и центральный и южный Негев. Во II в. до н.э. жизнь набатеев меняет настоящий переворот, связанный с интенсивной урбанизацией Ближнего Востока в период правления Селевкидов(к.IV- н.I вв до н.э.). Набатейцы не позволили завоевать себя греко-македонцам, но культурной мощи эллинизма уступили. В течение двух столетий они сумели стать осёдлыми – контролировать торговлю было выгоднее, чем грабить караваны в пустыне.
 Гениально совершенствуется ирригация - Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях, на удивление самим римлянам. Теперь они сами назначали цены, взимали пошлины. И сделали  своей столицей великую Петру, расположенную на пересечении трех главных торговых путей аравийского мира, где хранили, по преданию, несметные  сокровища..

     Нажитое добро свозилось в затерянную в горах долину, где кочевники возвели свой город. Хитрые набатейцы нашли выход, как обойти  древние запреты на строительство - они вырезали жилища и дворцы  из камня. О чудесном городе узнали другие страны. В него в поисках лучшей доли потянулись люди. Город быстро богател на торговле. Петра стала не просто караван-сараем на пути купцов, она исполняла роль биржи. Многие купцы боялись идти дальше через пустыню и сдавали товар её жителям, а те потом его перепродавали. Здесь даже ходили монеты собственной чеканки. Разговаривая на  проарабском языке, набатеи адаптировали «(имперский)» язык, создают письменность на арамейском, которая позже сильно повлияет на арабскую культуру. Их письменность надолго переживет само царство. А набатеи к концу царства перешли на греческий.Харизматических шейхов сменяют цари, копировавшие  эллинизм в стремлении к полному обожествлении власти. Набатейская верхушка роднится с иудейской. Мать царя Ирода – набатейская царица-сестра.

     В 106 году н.э. независимое государства погибло. Этого добился римский император Траян. Его легионы несколько месяцев безуспешно осаждали неприступные стены города, пока не исхитрились и перекрыли водопровод. Умиравшие от жажды набатейцы были вынуждены сдаться. Петра стала частью римской провинции, сохранив бойкую торговлю. Но с упадком Рима в IV веке н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно исчезает в Средневековье .Когда сюда пришли арабы, то их встретил мертвый город. Им представилось, что на Петру обрушилась страшная эпидемия, погубившая в одночасье всех и всё.

Город, отворись!
  Открыл диковинный город миру  в 1812 году швейцарский путешественник и исследователь-авантюрист Иоганн Буркхардт, который, перевоплотившись в купца, странствовал по просторам Востока в поисках открытий. Прослышав  от караванщиков о таинственном городе, он нанял проводника-бедуина и под предлогом совершения обряда жертвоприношения уговорил его провести к городу. С трудом добравшись до места, Буркхардт вступил в горное ущелье, спускаясь всё более и более вниз. Оказавшись на дне ущелья, он увидел древний храм изумительной красоты, мерцающий розовато-красным сиянием...

Город настолько впечатлил исследователя, что Буркхардт скакал и прыгал от радости, а проводник решил, что в купца вселился бес. Едва только весть об открытии города облетела мир, как в Петру вереницей потянулись все, кому не лень. В соседстве с историками, археологами и грабителями шла работа по "выкапыванию из скалы" зданий, храмов, гробниц, водных каналов, лавок, бань... Раскопки затянулись на два столетия и открыли миру лишь половину построек. Древний город простирается на несколько километров. С востока на запад проложена главная улица, украшенная по бокам колоннадой. На восточной ее оконечности стоит трехпролетная триумфальная арка, а на западной - большой храм. Главный архитектурный памятник Петры -древний театр на 3000 зрителей, целиком вырубленный в скале.

Он был построен еще в н. I века н. э., почти в одно время с величественной громадой вырубленного в скале на вершине утеса монастыря Эль-Дейр. Здание шириной 50 м и высотой более 45 м с вырезанными на стенах крестами недолго служило христианам. Арабы приспособили его своих нужд. С откоса рядом с Эль-Дейром можно увидеть гору Джебел-Харун со знаменитой белой мечетью, небольшой и скромной по своему убранству усыпальнице Аарона, брата Моисея. По легендам, Петра - именно то место, где Моисей ударил посохом в камень, и из него заструилась вода. Здесь же где-то, по преданию, покоятся и мощи пророка. Многие ученые называют Петру не городом, а усыпальницей, так как гробниц в скалах - тысячи. Набатеи создали сложные инженерные сооружения с каналами и дамбами, учитывая перепады высот в горах. В самом городе находилось около 200 резервуаров для дождевой воды, а через каньон Сик поступала вода, собранная за пределами столицы. И сейчас можно увидеть в каньоне Сик остатки древнего водопроводного желоба. Кое-где через акведук перекинуты каменные мостики. Набатеи использовали два желоба из гигиенических соображений: из одного в город поступала питьевая вода, из другого - вода для скота и полива растений. По мнению археологов, в Петре жили до 30 тысячи человек.

3. Тайна Петры
В Петре может храниться часть сокровищ фараонов. По другой версии, там спрятано духовное сокровище крестоносцев - Святой Грааль. С интересом исследуются подземелья города набатеев. Петра была перекрёстком караванных путей античности, способным скрывать бесценные артефакты, как знаменитая Александрийская библиотека. Исследование нетронутых мародёрами рукотворных пещер называют открытием подземной Атлантиды! Основное место кладоискателей – храм-мавзолей Эль-Хазне – "казна". Ища золото, бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания.

 Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок, скрывающий, по легенде бедуинов, древние сокровища. Меткого выстрел в него осыплет стрелка золотом и драгоценными камнями. Мавзолей - гигантский фасад 30-метровой ширины и 42-метровой высоты, высеченный в красно-розовой скале и украшенный причудливыми фризами, статуями и узорами. Создан в к. I века как усыпальница первого из набатейских царей. По преданию, здесь хранились сокровища фараона. Сегодня раскопаны те здания, что находятся близко от поверхности земли. Похоже, Петра лишь сейчас начинает открывать свои главные тайны.


Рецензии