Болезнь на острие меча

 Её всегда представляли как «ленивую смерть». И в истории болезнь, окутанная туманом легенд и страхов, обрела массу имён - финикийская, «крымка», болезнь Святого Лазаря. Вавилонские пленники занесли её на север Африки с юго–востока Азии. Из древних папирусов известно, что проказа распространялась и в Египте. Личные врачи фараона Мернептаха, тринадцатого сына Рамзеса II, первыми высказали мысли об изоляции прокаженных.

       Финикийцы, заразившись проказой от древних египтян, разнесли ее по всей Европе, дав болезни своё имя. Недуг не щадил никого - цари, воины, священники – никто не избежал печальной участи. Известная миру с библейских времён под именем лепра, болезнь тихо и постепенно искала свои жертвы на пространствах средневековой Европы. Не обошла беда и воинственных крестоносцев: уже на территории Палестины появилось множество прокаженных, лечившихся в лепрозории за стенами Иерусалима. Рыцари, возвращавшиеся заражёнными из походов, не знали, что заражены и лишь со временем недуг обезображивал тела больных - человек покрывался пятнами, чешуйчатыми наростами, превращаясь в заживо гниющего инвалида, переставая чувствовать даже самую острую боль. Несчастные воины  не знали, что инкубационный период страшной болезни длится от двух до 20 лет. Страдальцы были вынуждены доживать свой печальный век в полной изоляции лепрозориев.

     Тогда и началась любопытная  история ордена прокаженных рыцарей, наводивших на противника страх одним своим видом.   1098 год стал временем  основания крестоносцами в Палестине одного из самых необычных военно-монашеских орденов за всю историю подобных организаций. Сначала это была самая обычная больница для прокажённых в Иерусалиме, среди которых было немало рыцарей. Монахи в ней оказывали помощь несчастным. В этот год многие заражённые рыцари, объединились в госпитальерский Орден св. Лазаря Иерусалимского. Хотя до 1255 года Орден Римом не признавался, у рыцарей – лазаритов были сильные покровители. С проказой, лютовавшей в Европе и на Ближнем Востоке, знать была хорошо знакома, и понимала, что однажды кому-то  понадобится забота и знания монахов ордена. Инфекция не разбиралась в людях, и никто не был застрахован от ползучего гниения проказы, поразившей даже одного из иерусалимских правителей, короля Болдуина IV, Прокажённого.

       Поэтому европейские короли и благоволили больным, но не сломленным рыцарям: орден постепенно набирал силу не только на Святой Земле, но и в Европе. Большую часть времени лазариты проводили, ухаживая за больными. Но  после захвата Салах-ад-Дином Иерусалима в 1187 году, рыцари ордена решили участвовать  в боевых действиях, и неоднократно вступали в бои. А во время Третьего крестового похода отряд прокажённых воинов, бросавшихся в бой с открытыми забралами, наводил невероятный ужас на сарацинов, боявшихся заразиться. Но в битве при Форбии в 1244 году погибли все рыцари ордена  вместе с магистром.

    История проказы начинается в глубокой древности. В Ветхом Завете рекомендовалось уничтожать дома прокаженных, а их одежду и предметы личного пользования сжигать. О ней упоминал Гиппократ и древние индийцы, законы которых Ману (правила поведения для населения Древней Индии) запрещали больным проказой, а также сыновьям и дочерям прокаженных вступать в брак со здоровыми людьми. Но первое научное описание ее представил знаменитый римский врач Клавдий Гален, живший во II в н. э., Он верно указал главные признаки лепры, такие как «львиное лицо», отпадание  отмерших тканей с тела и конечностей, утолщение ушных раковин, но был бессилен определить источник заражения.

   Причина вспышки проказы в XII-XIV веках была в страшной антисанитарии, процветавшей в Европе. Если уж знать и короли считали грязь священной и не мылись долгое время, то уж что и  говорить о простолюдинах. Инфекция  просто выкашивала население. Прокажённые превращались в изгоев, их проклинала церковь, запрещая посещать храмы и находиться в общественных местах.

     На проповедях церковники объясняли, что проказа – это кара божья за особо страшные грехи и прокаженных следует отлучать от служения богу, изолировать и пытаться очистить. На протяжении всего средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников, наподобие такого- «Как только болезнь обнаруживалась, человека отправляли в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть». Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу, сбрасывая на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». Потом несчастного вытаскивали из могилы и отправляли в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех был мертв. Если больной и покидал на какое–то время лечебницу, то должен был носить одежду с капюшоном из серой или черной материи, на которой имелся особый знак из скрещённых рук. Страдалец принуждался одевать и специальную шляпу с белой лентой или колокольчиком, но не для того, чтобы здоровые, завидев или услышав его, в страхе разбегались, а чтобы кто-нибудь дал несчастному подаяние – больные теряли голос и не могли просить милостыню.

     Страх перед лепрой был так велик, что для изоляции больных с VI  века во Франции стали создавать особые приюты – лепрозории, обычно на окраине города или в безлюдных местах. Так прокажённые обрекались практически без лечения на медленную и верную гибель. Первый лепрозорий известен в Западной Европе с 570 года. В период крестовых походов их число резко увеличилось. В начале XIII века на территории Европы было уже несколько тысяч таких приютов. В них имелись общие палаты, часовни, и даже кладбища. Заразных пациентов хоронили в глубоких и тщательно выкопанных могилах. На них устанавливали особенные  надгробия И лишь во время эпидемий чумы прокажённых стали сторониться, но это уже никак не помогло.

      Лечение проказы, по нашим взглядам, было смешным - не помогали никакие тогда известные средства – диета и очищение желудка, ни настой мяса гадюк, который, как полагали доктора того времени, был самым главным средством лечения этой болезни, и даже  клубки паучьей паутины, принятые натощак. Врачеватели пытались лечить больных даже снадобьями с растворами золота, кровопусканиями или ваннами с кровью гигантских черепах.

    Религиозные войны распространяли лепру, а волна средневековой Чёрной смерти – чумы – совершила обратное делам церкви. Проказа резко пошла на убыль - прокажённые, имевшие слабый иммунитет от недоедания и иных недугов, умирали гораздо чаще. Свою лепту в сокращение прокажённых внесли и монархи. Помня о праведности болезни, некоторые европейские владыки пытались участвовать в лечении несчастных.
 
     История болезни пополнилась эпохальным открытием в 1874 г. норвежского ученого Г. Хансена, сумевшего выделить возбудителя болезни – палочковидную микобактерию Mycobacterium lepreae, близкую к туберкулёзным, названную  «палочкой Хансена». Микобактерия неспособна размножаться в питательных средах и зачастую не проявляет себя в течение многих лет. Потому заражённые и не знали о своём гибельном недуге. А в 1943 году . Г.Г. Фаже открывает средство для лечения лепры — сульфоновые препараты, эффективно излечивающие болезнь за несколько лет.

     Исследователи США, занятые в Национальной программе болезни Хансена, сравнили геномы возбудителя заболевания -Mycobacterium leprae – у 50 пациентов и 33 диких броненосцев, отловленных в штатах Арканзас, Алабама, Луизиана, Миссисипи и Техас. В половине образцов тканей человека и у 28 животных обнаружилась одинаковая неизвестная ранее разновидность микобактерии. Это стало весомым подтверждением фактов перекрестной передачи возбудителя между людьми и броненосцами. Теперь же с помощью броненосцев исследователи получили возможность изучать заболевание не только на основе человеческого организма.


Рецензии
Познавательная статья... Творческого вдохновенья Вам.

Юрий Шевченко 3   05.07.2021 09:29     Заявить о нарушении
Спасибо искреннее за Вашу оценку!.

Михаил Андреев-Амурский   15.01.2023 06:41   Заявить о нарушении