Поздравляю!

Я редко вступаю в разговоры с попутчиками в поезде. Больше люблю полежать - подумать, почитать что-нибудь. Мне предстояла командировка в один из районов нашей области по поводу освещения работы местного агропромышленного предприятия. Заранее настроив себя на подготовку к предстоящему заданию, я решила, что займусь этим в поезде и взяла с собой планшет с подобранными материалами с целью изучения вопроса. Ехать предстояло около восьми часов. Зайдя в купе, я оказалась в компании со спокойной пожилой женщиной и обрадовалась, что никто мне не будет мешать.

Первое время мы молча занимались своими делами, но потом как-то ненавязчиво, отдельными высказываниями эта женщина вызвала у меня любопытство и интерес, и у нас завязалась неторопливая беседа. Благо нам никто не мешал : мы с ней были вдвоем в купе. Её звали Мария Михайловна, она была  педагогом на пенсии  и направлялась в санаторий на лечение. У нас оказалось много общих интересов и мнений, особенно по экранизациям литературных произведений. И самое интересное то, что она выражала почти мои мысли по вопросам отношений между мужчинами и женщинами. Мы с ней принадлежали к разным поколениям, но высказываемые ею рассуждения перекликались с моими самыми сокровенными мыслями и просто ложились на душу. Я еще раз убедилась в том, что во все времена духовные ценности остаются неизменными, и каждый в свое время испытывает похожие чувства и выносит свои решения из жизненных перипетий.

Все пожилые люди любят вспоминать прошлое, в это время они как будто переносятся во времени, становятся молодыми, а ещё если есть слушатель, то это становится прямо «лекарством» от старости. Я наверно показалась ей таким благодарным слушателем, потому что она решилась как-то после очередного обмена мнениями по романам Тургенева, рассказать мне о своей неудачной влюбленности.  И начала очень литературно - с описания времени года происходящих событий. Мне было очень интересно послушать её рассказ.

Вот он :
«Этот ноябрь выдался сырой, с пронизывающим ветром, который гнал серые лохматые тучами по хмурому низко нависшему небу.  Почти каждый день сеял мелкий дождь и все вокруг так напиталось влагой, что с веток деревьев, с крыш домов - отовсюду капали крупные капли воды, а воздух был тяжелый и влажный.
Это была суббота, и мы с девчонками вечером собирались пойти на танцы в одно из студенческих общежитий нашего института. Там по субботам в фойе всегда устраивали музыкальные вечера для студентов, включали самую современную музыку. Надо было ещё привести себя в порядок, и мы все вместе старательно готовились: мыли голову, примеряли наряды и, конечно, наводили макияж. Мы - это я и две однокурсницы Наташа и Люба, с которыми я жила в одной комнате. Мы вместе жили  с первого курса, привыкли друг к другу и знали о каждой все её девичьи тайны.
Осенью в самом начале семестра у меня случился разрыв с моей первой влюбленностью - мальчиком, который мне очень нравился, но, к моему сожалению, мы расстались, вернее я сама прервала наши встречи, так как видела, что все идёт к концу. Я страшно переживала по этому поводу,  девчонки утешали меня как могли, а я старалась поскорее забыть его. Мы ходили на эти музыкальные вечера, а также в театры и кино, пока ещё было время до сессии.
Вот и в этот вечер, собравшись наконец, мы побежали к метро. Погода была самая неприятная и холодная, но мы предвкушали интересный вечер и не обращали внимание на это. Подбежав к входным дверям общежития, мы увидели, что в фойе никого нет, и значит - сегодня никакого вечера не будет. Потоптавшись у дверей, никого не увидев и замёрзнув на холодном ветру, мы пошли обратно. Сегодня мы уже никуда не успевали, поэтому пришлось возвращаться к себе в общежитие. 

У дверей нашего студенческого общежития я вдруг наткнулась на моего бывшего возлюбленного. Я удивленно вскинула брови и остановилась перед входом :
-Ты что здесь делаешь? -
Сердце и дыхание замерло в моей груди: мелькнула слабая надежда на возобновление встреч.  Девчонки тоже удивленно посмотрели и проскользнули в дверь. Но он замялся, видно было, что он не знает, что сказать.
-Да..а....тут... она, в профилактории  - пробормотал он наконец, глядя куда-то в сторону.      - А вообще-то... я женюсь, она…... беременна...
Я не успела спросить, кто она. В это время распахнулась дверь, вышла какая-то девушка, весело сказала:
- Ну все, нормально, пошли - и только сейчас увидев, что он с кем-то разговаривает, недовольно кинув на меня взгляд, потянула его за руку. 

Я стояла как оглушенная, помню только, что тихо проговорила ему : - Поздравляю ... -     Но это не я проговорила ему, а мои губы пробормотали сами собой на автомате, потому что я не осознала ещё смысла сказанных им слов. А он услышал это мое бормотание и, уходя, оглянулся удивленно и уже не пряча глаза, а наоборот широко раскрыв их, посмотрел на меня и воскликнул: - Спасибо! -

Я повернулась и открыла дверь, потом быстро побежала по ступенькам лестницы к своей комнате. И тут что-то произошло с моим сознанием, я как будто пришла в себя после обморока: слезы хлынули у меня из глаз, из горла вырвался вопль рыдания. Надо было добежать скорее до своей комнаты, чтобы упасть лицом в подушку и никого не видеть. Мне стало так плохо, что я боялась упасть прямо здесь, в коридоре. Девчонки очень испугались, когда я влетела в комнату с громкими рыданиями и рухнула на кровать, не раздеваясь. Я не могла остановиться и прошло несколько часов, пока я наконец, обессилев от рыданий, смогла хоть как-то говорить. Выслушав меня, они стали опять утешать и старались всеми силами отвлечь.

Прошло несколько дней, я с трудом ходила в институт на занятия, боялась увидеть его и опять почувствовать эту боль. Обходила стороной те места, где раньше мы стояли с ним на переменах, где он встречал меня после занятий. Все это было больно видеть. Самое обидное было то, что месяца два назад, когда я преодолев свою робость, спросила у него про женитьбу, он как-то неопределенно протянул:
-Поженимся?..... ммм…..Не знаю..., а где же мы будем жить?...
Я тогда больше ничего не спросила, одна эта фраза показалась мне достаточной и говорила о его нежелании жениться сейчас.

Прошло несколько месяцев. Наступил последний семестр учебы в институте. Я почти не встречала его в коридорах, а если издалека и видела, то старалась скорее свернуть в сторону. Это помогало мне унять эмоции, и я уже думала, что справилась с этой жгучей обидой и забыла его. Но вот, готовясь к диплому, я зашла в библиотеку за литературой. Там стояли студенты в очередь перед стойкой регистрации. Я встала за одним из них, и вдруг он поворачивается ко мне и я вижу -  его. Улыбаясь, как будто мы вчера виделись и ничего не менялось в наших отношениях, он протягивает мне руку и говорит :
-Привет, давно тебя не видел. Как дела?
Я смотрю на эту протянутую руку и вижу обручальное кольцо на его пальце. В голову ударяет приток крови, в глазах начинает мутиться. Что-то пробормотав вроде: -все нормально-, я подаю холодную руку и, быстро отдернув её обратно, почти выбегаю из библиотеки.
Оказывается я ничего не забыла!  А эта рука с кольцом опять напомнила мне о том вечере, когда я “поздравляла” его.

Окончив говорить, Мария Михайловна слабо улыбнулась, а в её глазах мелькнула та давно пережитая  в юности боль.
-И вы больше его никогда не встречали? - спросила я, немного погодя.
-Нет. А зачем ? - вздохнула она и, уже оправившись от грустных мыслей, сказала спокойно :
- Это все прошло и началась другая жизнь.-
Приехав на нужную станцию, мы с Марией Михайловной сердечно распрощались. Мне было жаль расставаться с этой милой женщиной, доверившей мне свои переживания, и я попросила её разрешить мне написать рассказ о днях её молодости. Она  улыбнулась : - Разве это кому-то интересно ? Что ж, если хотите, пишите …-
И уже вернувшись домой после командировки, смотря как-то перед телевизором сериал про любовь, я вспомнила этот пронзительный рассказ моей попутчицы, её глаза в этот момент, и поняла, что чувства первой влюбленности остаются с нами на всю жизнь.


Рецензии