На одних весах

   Далеко-далеко, в глухом лесу, живёт Старуха. Ещё в молодости ушла она из деревни и поселилась в заброшенной охотничьей избушке. Это бы ничего. Мало ли, какие странности у людей бывают. Однако подружилась она тогда с Лешим, а это ведь известный "массовик-затейник". Забавы у него, как у всякой лесной нечисти. Самые безобидные из них: дорожки и тропинки в лесу перепутать, цветы погубить, коряги да пни по полянкам раскидать, баб с ребятишками напугать, грибников в болото завести.
   Пролетела старухина жизнь. И всё то зло, что она людям вместе с Лешим сделала, к ней воротилось и, поселившись в её избушке, так её скрутило, что и свет ей стал не мил. Её приятеля, Лешего, тогда как ветром сдуло. Лежит она на кровати, печка не топлена, грязь кругом, воды принести некому. Только пауки да тараканы из углов подмигивают. Время да болезни - лучшие судьи. Оказывается, в жизни она никому не помогла, никогда голодному путнику дверь не открыла, ни одного человека добрым словом не обогрела. Выходит, нет никого, к кому бы она могла обратиться за помощью. Даже смерть где-то заблудилась и не торопилась в "гости". Однажды, доведённая до отчаяния, она начала повторять как заклинание:
- Пусть кто-нибудь зайдёт ко мне! Я этого не заслужила, но пусть кто-нибудь зайдёт! А Зло ехидно захихикало:
- А тебе меня мало? Или избавиться захотела? Не выйдет! Старуха же продолжала умолять неведомо кого, пока не уснула.
   Во сне ей привиделась девочка. Девочка как девочка, Поленькой звать. Только в дар ей даны руки золотые, сердце доброе да талант бесценный. Мастерица, каких свет не видывал. На её вышивках речка звонкая с камушками разговаривает, цветы людям улыбаются, листочки меж собой перешёптываются. Посмотрела Поленька на старуху, будто всё о ней знает и говорит:
- Зло боится добрых людей, бабушка. Пусть тебе сердце подскажет, как Зло из дома выгнать, как от него навсегда избавиться. И надейся. Надеждой живёт человек.
   Волна горячей радости поднялась в груди у Старухи, но, проснувшись, она затосковала: трудно сохранить надежду в её положении. Вдруг открылась дверь, и вкатился шариком старичок Лесовичок. Да как зашумит:
- Лежишь, старая? Куда лесной родничок запрятала? Тот, волшебный, что людям силу давал. Попьёт водицы из этого родничка старец - помолодеет, юноша - мужеством своё сердце наполнит, девица - красоты да ума-разума наберётся. Люди его давным-давно ищут да отыскать никак не могут. Старуха рада сказать, где тот родничок, да память подводит: много их, загубленных родничков, было. И волшебных, и обыкновенных.
- Вспоминай, старая! - сказал и исчез. Тут Зло выползло, зашипело:
- Не найдёшь-шь! Не вспомнишь-шь!
- Вспомню! - твёрдо ответила старуха. - Нужен он людям. Значит, вспомню.
   Теперь дни и ночи думала она о родничке. Вдруг сообразила: не зря же ей Поленька-мастерица приснилась. Вот тогда будто свет перед нею замаячил, где угадывались лесная чаща, цветы, родничок...
- А что, если Поленьку попросить ковёр вышить? На нём ведь всё, как живое, будет. Погляжу на ковёр и вспомню, где волшебный родничок. Только об этом подумала, старичок Лесовичок тут как тут:
- Придумала, старая, как спасти свою душу? Тогда за тебя стоит и побороться. Входи, Поленька, ждёт тебя старая. А девочке уже ничего и объяснять не надо.
- Для такого ковра, бабушка, волшебные нитки нужны. Есть они только у Радуги. Подождём, когда она в наших краях объявится.
   Однажды разметала по небу Радуга свой волшебный семицветный шарф. Бросилась к ней Поленька со своей просьбой, а Радуга говорит ласково:
- Знаю, зачем пришла. О добрых делах и Ветер расскажет, и Дождик нашепчет. Жалеешь ты людей. Только волшебные нити я зря не расходую.
- Это не зря! - заторопилась Поленька. - Человека и родник спасаем.
- Родник и человек... Человек и родник... - задумчиво произнесла Радуга. - На одних весах. Что ж! Это неплохо. Бери нитки, Поленька. Взяла девочка волшебный шарф, погладила его - точно шёлк. Потекли разноцветные нити прямо в ладошки, ровно столько, сколько надо на ковёр. Села Поленька за работу, день и ночь вышивает. Голубое небо, солнышко красное, горы золотые, луга да леса зелёные, родничок волшебный... Как на картинке проявляются. Работа к концу приближается. Зло, хотя и шипит, из избушки понемножку выползает, вместе с ним - грязь, паутина, пауки, тараканы...
   Взглянула старуха на готовый ковёр и всё-всё вспомнила: где, в каком местечке спрятала родничок, закидав его тиной, камышами да осокой. Встала с постели и быстрее - к тому родничку. Очистила - заискрился, заговорил весело: "Опять живу! Приходите, люди!" И пошёл народ.
   А Старуха с тех пор за лесом ухаживать стала. Деревья лечит, траву расчёсывает, другие роднички да ручейки к жизни возвращает, семена деревьев да цветов рассеивает... Говорят, и помощники у неё появились. Те, которые не забывают, что и родничок, и человек - на одних весах. 


Рецензии