Манякина Злата. Православные монастыри

               


Монастыри для христиан всегда имели первичное значение. Считалось, что это особое место, между Землей и небом. Здесь можно приобщиться к вечному, отстраниться от земных проблем и забот, набраться мудрости и знаний от монахов, священников, старцев. За монастырскими стенами обычно хранятся самые почитаемые святыни, монастырские молитвы считаются наиболее сильными. Однажды мне посчастливилось побывать на одной из праздничных служб в храме Троице-Сергиевой лавры. Когда я переступила его порог было полное ощущение, что перенеслась в шестнадцатый век. Монастырский хор звучал очень величественно и торжественно, всюду горели свечи, церковь была полна людей, они тоже подпевали хору. Это был корабль, плывущий по волнам времени, единый порыв связывал христиан и они стремились к одной цели.
Есть монастыри, о которых  все знают благодаря классикам русской литературы. Киево-Печерская лавра была прославлена  на протяжении многих веков. Многие православные стремятся посетить это древнее святое место. Мне предстояла дорога в Бахчисарай, поэтому построила свой маршрут таким образом, чтобы посетить монастыри и в Бахчисарае, и в Киеве.
Мужской Свято-Успенский монастырь уникален по своей архитектуре. Он укреплен на склоне горы, церковные помещения ютятся в рукотворных пещерах с низкими потолками, много лесенок расположено на отвесах горы, по которым спускаются и поднимаются монахи. Мы, с моей знакомой Оксаной посетили монастырь, подали записки и отправились дальше в горы, решив на обратном пути снова посетить это тихое пристанище. Насладившись горной природой, начали возвращаться назад. Ночь на юге приходит внезапно. Только был день, вдруг тебя как будто накрыли покрывалом, густая, темная ночь вступает быстро и властно в свои права. Мы ускорили шаг, заспешив к монастырю. Кругом уже никого не было. Подойдя к монастырскому источнику, начали набирать воду. Из освещения было лишь несколько тусклых лампочек и ярко светилась большая икона на склоне горы. Откуда-то вдруг вынырнули  фигуры двух мужчин в монашеских рясах. Они с удивлением поглядели на нас, в столь поздний час посещающих их обитель. Набрав воды, мы двинулись дальше. Дорога шла по склону горы, заросшему низкими деревьями. До нашей гостиницы было километра три, автобусы уже не ходили. Оказаться в незнакомом городе ночью было довольно опасно, тем более что дорога шла по горам, через лесопосадки. Понимая всю трудность создавшейся ситуации, мы продолжили свой путь. И тут из-за поворота нам навстречу выехала легковая машина. Это было довольно неожиданно. Транспорт здесь ходил крайне редко, тем более в столь поздний час. «Было бы здорово, если бы она ехала в другую сторону и захватила нас», — только и  успела подумать я, когда машина на большой скорости проскочила мимо. Потеряв призрачную надежду, пошли дальше. Минут через двадцать услышали позади себя шум двигателя, автомобиль возвращался обратно. Замерев от неожиданной удачи, заворожено смотрели на ее приближение. Останавливать машину не пришлось, она сама резко затормозила и шофер предложил нас подвезти. С радостью  запрыгнули на сидения. Первым заговорил водитель. «На все воля Божия!» — вдруг сказал он. Рабочий день у него давно закончился и он отдыхал с семьей дома. Вдруг раздался звонок. Ему сообщили, что надо срочно отвезти  настоятеля в монастырь по неотложному делу.  Такого случая не было уже давно, вспоминал он, чтобы ночью приходилось батюшку возить по горам. Быстро собравшись, он отвез настоятеля, который по дороге заметил нас, бредущих в ночи, и поручил шоферу обязательно отвезти девушек до нужного места. Таким  образом мы быстро и благополучно добрались до гостиницы.
После Бахчисарая мой путь лежал в Киев.  Поезд ехал через Киев в Кисловодск, в Киеве мы были с десяти утра до одиннадцати вечера, то есть  у меня был целый день в полном моем распоряжении.  После этого меня ждала встреча с родственниками в Кисловодске.
Хлебосольный Киев встретил нас  теплой погодой и варениками с вишней, которые я отведала прямо на вокзале. Украинская кухня показалась мне просто замечательной, особенно после утомительной поездки, да и мои украинские корни дали о себе знать, принимая все как родное. Не теряя зря времени, сразу отправилась в лавру. В Киеве была в первый раз, но нашла все довольно быстро, ведь язык не только до Киева доведет, но и до самого его сердца — Киево-Печерской лавры.
Зайдя на территорию монастыря, прежде всего взяла билет на обзорную экскурсию, довольно продолжительную и интересную. После осмотра  музейных экспозиций, мы спустились в ближние пещеры. Было уже около  четырех вечера, и наша группа была последней  на этот день. В пещерах проходы были довольно узкие, полутемные. Экскурсовода не всегда было слышно, задерживаться тоже нельзя было, группа спешила вперед, стараясь все успеть. Я выходила последней, за мной дверь с шумом захлопнулась, и осталось ощущение, что многое упустила, не было времени остановиться и помолиться, не успевала читать таблички и рассматривать иконы. Немного ошарашенная двинулась к дальним пещерам, уже особо не надеясь их посетить, так как они закрывались одновременно. И действительно, открыта была лишь церковная лавка. Присев на скамейку, загрустила, понимая, что теперь не скоро удастся увидеть  Киев и побывать в этом святом месте.
Рядом со мною  присели мужчина и женщина, они кого-то ждали, и я не спешила, до отправления поезда было еще много времени.  Неожиданно  мужчина поинтересовался, что я тут делаю. Объяснила им создавшуюся ситуацию. Он укоризненно спросил, почему я в брюках и на что надеюсь? «С поезда. На  Бога», —  был мой лаконичный ответ. Мы молча продолжали сидеть дальше. Внезапно запертая дверь распахнулась и на ее пороге появился высокий монах, который рукой начал звать к себе. Мужчина лицом весь просиял, подхватил с собой женщину и направился к нему.  О чем-то переговорив с монахом, мужчина меня тоже позвал к заветной двери.  Таким чудесным образом я оказалась в дальних пещерах. Мы обходили все пещеры долго и тщательно, молясь перед каждой иконой. Монах объяснял, где и кто захоронен. Но это было еще не все. Выйдя из дальних пещер, мы направились к ближним пещерам, где я уже была, но теперь уже было много времени и возможностей. Обойдя все пещеры, мы даже попали на богослужение в подземный храм, что также произвело неизгладимое впечатление. Поблагодарив за помощь, я отправилась на службу в одну из церквей Киево-Печерской лавры. Впечатление от этого святого места осталось очень светлое.
Не всегда дорога в монастырь бывает открыта для человека. Иногда случается так, что он всей душой желает там помолиться, но обстоятельства препятствуют этому. Один из таких случаев на моих глазах произошел в многонациональном Казахстане. Проживая здесь с мужем, я, как гражданка России, вынуждена была  каждые три месяца переходить границу для продления регистрации. Заплатив таксисту в Петропавловске, отправилась на машине до пограничного поста с Россией.  Туда мы ехали вдвоем, обратно шофер собирался взять еще попутчиков. Когда я перешла границу и вернулась обратно, в машине сидели, помимо шофера еще женщина на переднем сидении и мужчина на заднем. Все трое ждали меня. Мы медленно тронулись в сторону русского Казахстана. Некоторое время ехали молча. Неожиданно мой сосед спросил, похож ли он на уголовника? Я внимательно на него посмотрела. Лет тридцать пять, ничем не примечательная внешность.  «Нет, самый обычный человек», — был мой ответ. «Я отсидел восемь лет», — произнес он. Все присутствовавшие как-то сразу напряглись. «За что сидели?» — спросила я. «Покалечил трех нападавших», —  раздалось в ответ. С виду он был довольно щуплый, небольшого роста, поэтому я открыто засомневалась в его атлетической силе. «Дело в профессиональных умениях», — был ответ. Долго занимался каратэ, выступал на соревнованиях, нападавшие и не подозревали об этом, потребовали денег. Выяснилось, что он сильно их избил, одного в тяжелейшем состоянии забрала скорая помощь,  другой тоже получил тяжелые травмы и остался инвалидом, третьему повезло чуть больше. Милиция и скорая приехали одновременно. Так как грабители нападали с ножами, у нашего соседа были покрыты шрамами кисти рук, порезаны сухожилия, он долго восстанавливал здоровье в тюрьме, а его родственники выплачивали компенсации семьям нападавших. Таков был довольно странный рассказ нашего попутчика.  Я поинтересовалась, жив ли первый налетчик, он ответил, что не знает, но тот был в коме. Я заметила, что возможно на его совести жизнь другого человека. Он ответил, что вероятно из-за этого он и не может попасть в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь, где хотел отмолить свои грехи. Но при этом пояснил, что ни о чем не жалеет и раскаиваться в содеянном и просить прощения у искалеченных не собирается. Хотя одна прихожанка в храме, куда он часто ходил, и сказала, что без покаяния и прощения обидчиков дорога в монастырь ему будет закрыта. Несмотря на предупреждение, он со своими родителями на машине рано утром отправился из Целинограда в Петропавловск, чтобы перейдя границу, доехать до Верхотурского мужского монастыря. Но границу ему перейти так и не удалось. Всплыли какие-то банковские долги. Родители на его машине поехали в монастырь замаливать грехи сына, а он был вынужден сесть к нам в такси и вернуться домой ни с чем.
19.01.2021
02:10.


Рецензии