89 год. Гл. 9. Новые люди

Глава 9. Новые люди.

Как-то очень быстро решился вопрос с новым механиком гаража. Неожиданно быстро. Одним из самых трудно решаемых является кадровый вопрос на Городской телефонной сети. Тяжело затащить сюда новичков, влить предприятию свежие силы. Особенно на участки, связанные с поддержанием работоспособности телефонов.
Проверенный временем костяк профессионалов держит в своих руках связь города. Это люди, которых пленила неуловимой прелестью не самая распространённая профессия, цепко приковала к себе и ведёт по жизни. Порой, невыносимо сложная, всегда требующая «шевеления мозгов» и часто выполняемая не в стерильно чистых условиях. Сколько пыли приходится уничтожать инженерам, техникам и станционным монтёрам с блоков надёжно работающего оборудования, но всё равно, требующего профилактики, настроек и ремонта!

О профессионалах, имеющих свои, связистские сооружения на улице, – в канализации, под землёй и на воздухе – вообще говорить нечего – условия для обслуживания этого хозяйства часто, очень даже экстремальные. И не избавишь линейщиков от необходимости выполнять неотложную ремонтную операцию во время жары, даже в условиях северного Казахстана переваливающей за плюс 40 градусов, и при морозах в минус 40 градусов, сковывающих леденящей хваткой всё живое.
Конечно, есть среди связистов и люди – формой одежды которых служит чуть ли не праздничный наряд, имевшие при исполнении обязанностей исключительно дело с отполированными кнопками приборов и шнурами коммутаторов. И, конечно же, как правило, эти профессионалы имеют дело с людьми – сельчанами и горожанами, гражданами огромной страны, с которыми непосредственно соприкасаются. Сметают с их дороги связисты возможностями волшебной профессии, мощную преграду – расстояние, обеспечивают своим участием, им, нуждающимся в общении и разделённым даже тысячами и тысячами километров остро желаемую, пусть только голосовую, но встречу.

И на всех связистов тяжёлым грузом ложится ответственность. Не юридическая и даже не должностная, – особая, моральная ответственность. Ибо соприкоснувшийся со связистской профессией человек, рано или поздно, столкнувшись реально с бедой, остро нуждающегося в немедленной телефонной связи человека, от своевременного предоставления которой, зависит порой и жизнь, – осознает вдруг, на практике, как важна эта работа для общества. И, обязательно, вдруг, он разбудит в себе эту ответственность. Свою, личную ответственность. И тогда – точно, приобретённую профессию, пусть требующую большой и физической, и нравственной отдачи, и очень трудную, не бросит никогда.
Если же, не разбудит свою совесть – непременно сбежит…

Костяк связистов образуют достойные, настоящие люди. Ответственность роднит и объединяет эту особую касту профессионалов. Именно осознанием своей особой ответственности за состояние окружающего их мира, и прикипели они, к хлопотной, тяжёлой и часто, неблагодарной профессии.
Целых три года не было прилива свежих сил на моё предприятие. От одного только наименования – Городская телефонная сеть как черти от ладана, – шарахались люди. Особенно молодёжь…
Первым, разорвал внушённый горожанам психологический занавес неприятия дурного профессией места, своим добровольным возвращением к своей бывшей работе – кабельщик Крылов Женя.
 Потом, сам, добровольно, – попросил принять на работу свою жену, пусть в должности секретаря – очень даже хорошо осведомлённый об «ореоле» городского предприятия связи – мой товарищ по прежнему месту работы, сельский связист Гаер Эдуард.

И вот – не успела ещё померкнуть тень Олишевского а, оказывается – есть желающие занять место и механика гаража. И человеком, рекомендующим претендента, оказалась, как это ни странно, – Пильникова Надежда Васильевна, главный бухгалтер.
– Виктор Васильевич, муж дочери Коберштейн Ирины Зигфридовны по образованию, автомеханик – хотел бы у нас поработать…
–  С чего это вдруг?
–  Да, поболтался по разным предприятиям, – везде бардак, а у нас – стабильность, определённость… – вот, хотел бы попробовать себя на месте механика. Ирина Зигфридовна за него очень просит.
Ирина Зигфридовна – тоже, главный бухгалтер, только – Управления связи.
– А что же она ко мне не обратится сама?
– Да, ей неудобно вас просить, со мной – ей попроще…

Мне понятно желание Пильниковой угодить своему непосредственному руководителю по бухгалтерской линии. По работе, у них сложилось неплохое взаимопонимание, и то, что родственник главного бухгалтера Управления будет работать на ГТС – дополнительная вероятность, что к нашему предприятию, хоть по бухгалтерским вопросам, будет проявлена какая-то благосклонность.
Очень уж тяжело в последнее время решаются у меня с Управлением любые вопросы взаимодействия. И предложения и просьбы, касающиеся улучшения дел на предприятии, натыкаются на какое-то непонимание, зависают в воздухе и… не находят решения.
Чаще всего – это касается экономических вопросов, и я не могу понять, – в чем тут дело. Ладно, – нет никакой помощи по материалам, но когда не поддаётся согласованию, а лишь безапелляционно навязывается жизненно важный плановый показатель…
Как-то не в ногу всё это с требованиями времени.
В последнее время экономист Мурносова, лишь руками беспомощно разводит.

Механик гаража… от него многое зависит. Без надёжно работающего транспорта мало что сделают мои специалисты.
Как водители воспримут нового человека на месте Иосифа Альбиновича, – а с другой стороны, Олишевский оставил за своими плечами в гараже твёрдый рациональный порядок, к которому все привыкли.
Никуда не денется неожиданно свалившийся, претендент на должность, если действительно, хочет работать, примет этот порядок. Коллектив учит…
– Что же он представляет из себя, этот зятёк?
– Да так, молодой, красивый, очень вежливый… двое детей… трудолюбивый… –   у Пильниковой чисто женская логика.
Я не могу сразу принять решение, но предложение Пильниковой имеет свою рациональность и резоны, позже советуюсь по механику с заместителями.
Макарычев о претенденте слышал краем уха и неопределённо пожимает плечами, а Журба Владимир Яковлевич – предложение Пильниковой поддерживает
– Коля Гончаров? – а-а… знаю, хороший парень.

– Ну что же, транспорт за вами, Владимир Яковлевич – сами себе выбираете помощника. Пусть приходит. 
Тут же, по горячим следам является ко мне с заявлением о приёме на работу Гончаров Николай Сергеевич, – симпатичный молодой парень, вежливый, – ликом, ну прямо – композитор Добрынин, с пышной кудрявой шевелюрой на голове. По внешнему виду, – какой из него механик…
Из обстоятельной беседы становится ясно, – предмет предстоящей работы знает.
Выбора у меня особого нет. Ну что ж, – и карты в руки, – пусть пробует.
Цехменструк Саша сдаёт временный пост и вновь становится полновесным кабельщиком.

***
А ещё, на Городскую телефонную сеть, наконец, решился перейти работать Семенов Алексей Николаевич. Конечно, у меня были некоторые сомнения на его счёт – ведь Алексей Николаевич находится в пенсионном, солидном возрасте.
Он – первый мой непосредственный начальник, в Эксплуатационно-техническом узле связи, с которым я – душа в душу проработал целых десять лет. Всякое было между нами, и серьёзные размолвки и стычки, и всё из-за работы, которую он просто любил и меня научил – полюбить. Да так, что из-за разных подходов к исполнению той или иной её особенности, редко, – но бывало, – мы горячо схлёстывались в споре друг с другом, невзирая на разницу в возрасте, не особо щадя друг друга – в поисках верного решения – молодой, амбициозный главный инженер и многоопытный убелённый сединами начальник. Бывало, остывая, по нескольку дней потом дулись взаимно и даже, не разговаривали. Но работа, мирит, туман горячности рассеивался – и вновь, как ни в чем не бывало, вместе делали общее дело.

В силу молодости и временами, зашкаливающей горячности – я был более щедр на обидные слова, но Алексей Николаевич, умел сдерживать себя и умел прощать проявления несдержанности особым чутьём мудрого человека, понимая, что не эмоции – венец всего, а всё-таки цель, ради достижения которой эти эмоции проявляются. И видел меня насквозь и знал – что цель-то моя – работа, которую я вижу по-своему, но всё-таки, хочу выполнить более рациональным способом и – лучше. Сам меня – неопытного поначалу пестовал, сам и выковал такого, и ненавязчиво поспособствовал перенять свои же привычки и методы. И потом, пожиная результаты своего воспитания – искренне привязался ко мне.
И я чувствовал – как-то по особому, тепло, относится он ко мне по жизни, как-то даже по-отечески.
Наверное, чем-то я напоминал ему трагически потерянного в безалаберной жизни единственного сына – не знаю. Но это тепло и своеобразное опекунство над собой я всегда ощущал и, несмотря на редкие, но импульсивные размолвки, очень ценил этого человека и благодарил судьбу за то – что свела меня с ним.
 
Достигнув пенсионного возраста и ещё, проработав полных три года на втором дыхании, Семенов убедился в моей подготовленности – быть первым руководителем и передал мне предприятие в полной уверенности, что теперь, уже под моим руководством, оно достойно будет решать возложенные задачи. Сам же, и я с радостью это принял, подобрал себе скромное место в техническом отделе, и пожелал ещё задержаться на предприятии, справедливо считая, что, имея за плечами уникальный богатейший практический опыт и, слава Богу, силы – сможет ещё послужить делу. Лучшего советника рядом – начиная самостоятельное руководящее плавание – я себе и пожелать, не мог.
Чуть более полугода проработали мы с ним в новых статусах и меня неожиданно и внезапно из сельского ЭТУС – перебросил Фенин на проблемный задыхающийся в телефонных повреждениях областной центр. 

И потом, оглушённый шоковой обстановкой неуправляемого хаоса на новом предприятии, остро нуждающийся в обычной человеческой поддержке, именно у Семенова  я её и нашёл. Когда особо было тяжело и невмоготу, на грани отчаяния – я появлялся у него в ЭТУС-овском техотделе, и вместе с ним, искренне за меня переживающим, развеивал боль и сомнения, восстанавливал пошатнувшуюся уверенность, и, вооружённый дельными советами, вновь находил силы не бросить тяжёлое дело.
Целых три года прошло. У меня всё наладилось на новом месте, но я конечно пореже, но всё ещё наведывался к нему, так и продолжавшему работать, теперь уже поделиться успехами и просто – проведать.
66 лет исполнилось Алексею Николаевичу, а он всё бодр и крепок, и выглядит лет на десять моложе, но всё чаще и чаще сетует на обостряющееся непонимание во взаимоотношениях с начальником, возглавившим после моего ухода ЭТУС – тоже, когда-то, его воспитанником. Заметно, – он просто мечется в поисках выхода – и от работы оторваться боится, и здесь в ЭТУС, ставшим для него родным домом – вдруг, потерял удовлетворение от неё.

– Алексей Николаевич, да что Вы так переживаете? У меня на ГТС тоже есть подобие работы, которую исполняете сейчас – в отделе технического учёта. Не нужны Жамбутинову – переходите ко мне! Освоитесь без сомнения на городских сетях и ещё – повоюете…
Так, – больше для успокоения обиженного ветерана говорил, а он – решился...
Висящев, пусть пожилого, но всё ещё энергичного специалиста, пришедшего в помощь задыхающимся от работы двум женщинам технического учёта, принял благосклонно.
А вот старший техник Боровик Любовь Ильинична – с насторожённостью. А вдруг, самостоятельный с независимым характером, бывший начальник в силу укоренившейся привычки к командирству – начнёт навязывать свой устав в её «монастыре», где она уже многие годы единолично определяет порядок? Заметно изменилась она в лице при появлении нового монтёра, которого я лично привёл к рабочему месту, но возражать не решилась…

Я не подал виду. Алексей Николаевич – мудрый человек, и ничего, кроме возможности полноценно трудиться для себя, не требует. Да и опыта налаживания взаимоотношений с людьми разных характеров ему не занимать, – освоится… 


Рецензии