4. Андрей Добровольский - Приёмы режиссуры

Андрей Добровольский, преподаватель ВГИК и ВКСР, киноактёр, редактор журнала “Киносценарий”.
(конспект лекции)

ЭЛЛИПС большой и малый.

Пропуская кадры следует следить, чтобы не порвалась внутреннее действие. Иначе у зрителя возникнет восприятие экранного хаоса. А внутреннее действие базируется на связи событий.
На телевидении пропуски делают слишком большие, со скачками цвета, звука, драматургии. Хотя для отдельного короткого клипа или песни это годится. Но не для рассказа истории.

Пример - Довженко. Мать у могилы сына. Мать стоит, потом сидит, потом лежит. Все это - малый эллипс. Статика, но композиция и длины продуманы.

        Большой эллипс - в фильме Щорс. Герой сочиняет присягу. Места действия меняются. Развивается так. Сидит в большой комнате, сочиняет. Встык продолжает - читает текст присяги на митинге. Потом горизонт и уходит колонна бойцов. Чтение текста завершается. Всё это - большой эллипс.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ (золотое сечение) фильма.

        Принято считать, ("Гармония фильма") что фильм разбивается на две неравные части. Например, событием в драматургии фильма. Его ставят обычно в точке 1/3 до конца фильма и замедление действия. С тем, чтобы дальше фильм кинулся завершаться. Фабульная развязка наступает с большой скоростью. В классических фильмах это всегда присутствует. Часто без специального замысла режиссёра. Таково свойство драматургии самой по себе. Она создаётся многими режиссёрами интуитивно.
Пример - Дама с собачкой. Небольшое торможение в фильме длинной 20 минут. приходит дама с собачкой и собачка лает.

        Широко, драматургически понимаемая пропорциональность - это пропорциональность событий фильма. Его нужно почувствовать внутренним чувством.
Пример: на площадке всё есть. Вы делаете все по команде начало (мотор) - конец (стоп). Команды даются ввиду понимания того, когда то, или иное событие окончилось. А если фильм снимается начиная с финала?

        Как на экране протекает секунда отчаяния? После минуты страха... Фильм - это "живое" существо. Оно имеет свойства.
В 67т году Марк Феррей с актёром Мишелем Пикалли было разрушено это понятие. Фильм весь - затянутая экспозиция, эпиграф к фильму. А сам фильм - лишь последние 8 минут. Таков был замысел. И действительно, если было бы иначе, то человек остался бы непонятен.
После этого многие режиссёры даже не вспоминают этого приёма. Так он действенен. 

МОНТАЖНАЯ  ОБЛАЧНОСТЬ  С  ПРОЯСНЕНИЯМИ

1. Изображённое и неизображённое действие влияет на это.
Пример: горит дом, едем пожарная машина, горит дом, едет машина. Это - параллельный (сопоставительный) монтаж. Его функция - сопоставление двух независимых причинно-следственных связи. Зритель включается в игру и гадает - успеет ли пожарные или нет.

Все это - сопоставительный монтаж в сознании зрителя. Действие в кадре есть, потом нет. Но остаётся в сознании зрителя. Реальностью кадра является и то, чего в кадре нет формально. Длины этих кадров должны быть такими, чтобы зритель стал ждать и терпеть повторы. Монтируется в том числе зрительское восприятие.
На монтажную образность разница между изображаемым действием и неизображённым стала очень существенной и значительной. Если сделано так, что идёт некая игра кадров, то он остаётся равнодушным.

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ

Ей обладают все виды искусства - литература, живопись...  и в кино (Лев Кулиш - шесть крупностей).  В рассказе, повести или в романе разноплановость есть лишь в эпизодах. А весь рассказ - нет. Его снять нельзя. Не получится цельное впечатление. Много режиссёров потерпело в этом неудачу. Например, рассказы Шукшина снять невозможно.

Разноплановость - это не механическое разбиение на крупности. Она даёт композицию и структуру. Композиционно даёт возможность передать мысли и чувства. И за этим стоит Ваша тема того, как Вы общаетесь с миром, что Вас интересует. Главное в языке кино.

        Что-то на общем плане, что-то на крупном... большой эллипс сделан. К этому Вам понудил замысел. И Вы принимаете решение о крупности, разноплановости.

        В 1936-м Белла Балаш сказал, что кино - это крупный план и монтаж.

        Разноплановость может быть и в однокадровой сцене, внутри него. если это так, то главное - не сам крупный план, а переходы к нему или от него. То есть как он готовится, возникает. В результате Вы что-то выделяете, а что-то пропускаете. За выделение отвечаете Вы перед зрителем и его нужно учитывать.  Кино вес же процесс принудительный, это навязываемый процесс. И зритель на это идёт и соглашается эмоционально постигать что-то вместе с режиссёром отбросив условности.
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ  КРУПНЫЙ  ПЛАН

        Кино - это крупный план изображения, крупный план звука, крупный план диалога и, в конечном счёте, крупный план действия - система кадров в которых нечто излагается исчерпывающей полнотой. Тогда сочетание крупного плана изображения слова звука и действия - это психологически крупный план.

        Пример: начало фильма "Баллада о солдате"боец борется с танком и из страха его подбивает. Вся это сцена - психологически крупный план. Все здесь видно о герое, его жизнь поставлена на карту. Сцена толчковая. Она дает начало сюжета.

"Араб Петра великого". Ибрагим едет из Парижа в Москву и чем дальше едет, тем чаще он вспоминает предметы Парижа и крупнее они и ближе и он понимает, что он потерял. Здесь есть диалектика возникновения крупного плана. В Москве Париж подступил к герою вплотную.
Картины стройки в России даны через восприятие героя Ибрагима, через субъективное. Кстати, качели - через субъективное выражается объективное и наоборот.

ПРЯМОЕ И ОТРАЖЁННОЕ  ДЕЙСТВИЕ

        Прямое действие всегда отражается в снятом кадре - абсолютно полно или исчерпывающе. А отражённое действие требует воображение зрителя. Оно реализуется через съёмку другого действия, другого предмета. Пример: Катя Маслова смотрит в окно, по лицу бегут тени и нам ясно, что идёт поезд.
Отражённое - например, реакция зрителей.

Как то, и другое действие сочетается? На прямом построить весь фильм трудно. А отражённое действие используется для показа зрителю сложности конфликта между внешним впечатлением от происходящего и внутренним содержанием. Если такой конфликт есть (говорю не то, что думаю, и наоборот), то это можно и показать и зрителю будет это понятно.
Не думайте, что прямое действие плохо, потому что слишком информативно.
        Пример: фильм Герасимова "Учитель". Герой читает детям рассказ и очень тех впечатляет. Фильм "Озеро" Белохвостикова читает стихи Блока "Скифы" и в этот же момент решается проблема любовного треугольника. Решается кому она даст предпочтение, кому достанется. Отражённое действие. то же "Белорусский вокзал". Войны нет, но она в фильме постоянно присутствует.
Отражённое действие - это ещё и фундамент для прямого действия. Они могут постоянно заменять один другого.

ВНУТРЕННЕЕ ДЕЙСТВИЕ

Когда оно даётся пластически - это самое сложное. Оно всегда завершает сложный развивающийся во всём фильме конфликт и разрешает его.
Пример: “Огни рампы”. Отношения между живым клоуном и циркачкой. Клоун долго разгримировывается, демонстрирует себя таким как он есть и это есть разрешение отношений между ним и ней.

        Сновидения, воображение и воспоминания - также применяется. Ещё в случае изображения воображения: Сослагательное наклонение - как бы герой поступил, если бы произошло то-то или там то. Герой куда-то мысленно идёт и активно что-то делает. А на самом деле (в следующем кадре, продолжающем действие) делает другое.
Пример: герой пьёт чай и задумывается, вспоминает... Кадр крупный, видим глаза, сухарь в руке...И встык мы даем кадры другие - пьёт чай дама в другом месте и времени.. и маленький мальчик смотрит на неё и мы понимаем, что она наверное уже умерла и т.п. Это - психофизическое соответствие событий с героем и дамой. На этом принципе построен фильм "Земляничная поляна". И зритель это чувствует и принимает.

        Психофизическое соответствие событий должно иметь место также и в изображении сна. Какая из реальностей реальней? Замысел иногда заставляет нас думать, что подлинными являются сны, а не наша жизнь.


Рецензии