Плёс. Потаённая Россия

               
                Из серии "В России в 2019". Глава 12            

Во время каждой прогулки по городу я продолжала знакомиться с достопримечательностями Плёса. Идя вдоль берега Волги, я видела реконструированные и совсем ветхие дома, интересные скульптуры и деревянные композиции.

Одной из первых на пути меня встречала скульптура кошки, появившаяся на городской набережной в 2008 году. Она посвящена кошке Мухе, жившей в доме живописца Виталия Панченко, и была создана другом семьи художника, белорусским скульптором Олегом Илларионовым. Он сделал её из бетона с целью избежать проявлений вандализма. В своё время реальная кошка Муха любила сидеть у лодочного причала и созерцать окрестности. Она трагически погибла, спасая своё потомство в схватке с дворовым псом. Жена художника предложила увековечить память о самоотверженной кошке. Возле причала, на излюбленном месте её отдыха, давно пустовал постамент, на котором когда-то стояла скульптура девушки с веслом. Его автор и выбрал для памятника Мухе, и теперь взгляд бетонной кошки всегда устремлён на Волгу.

Рядом с Музеем пейзажа летом 2010 года по случаю 600-летия Плёса была установлена другая скульптура - "Дачница". Прообразом героини послужила художница Софья Кувшинникова. Скульптура изображает молодую женщину в юбке с оборками, в модных сапожках, в шляпке, с бусами и браслетом. Это типичная представительница интеллигенции, отдыхавшей в Плёсе в конце XIX века. Элегантная бронзовая дачница сидит на скамейке и любуется волжскими просторами. Она смотрит на Волгу сквозь мольберт, на котором, вместо холста, видит живой волжский пейзаж. Авторами этой композиции являются скульпторы из творческого объединения художников Ивановской, Ярославской и Вологодской областей. Я не смогла удержаться, чтобы не сфотографироваться рядом с дамой, но села на скамейку слишком глубоко, так что на снимке запечатлелись мои ноги, не достающие до земли. Пришлось поместить здесь дачницу в гордом одиночестве.

Недалеко от бронзовой скульптуры на набережной лежит большой камень. Надпись на укреплённой на нём табличке гласит: «Здесь будет возведён памятник великому русскому певцу, плёсскому дачнику Ф.И. Шаляпину». Возле причала я с удовольствием рассматривала коллекцию деревянных поделок: стилизованные автомобиль, паровозик, трактор, стол, скамейки из кряжей (круглых отрезков ствола) и пластин (распиленных бревен по продольной оси ствола). На поваленном дереве - целое семейство зайчиков из кряжей. Продолжая путь, я увидела плакат с поразившим меня дизайном и надписью: «Авторские шляпы аксессуары. Столичная модистка Елена Клёсова». Выше текста изображён портрет дамы в невероятной в наши дни широкополой шляпе с перьями, а снизу указан адрес модистки.

Моё внимание постоянно привлекали транспаранты из ткани с надписью «Потаённая Россия». Я терялась в догадках, что значит «потаённая». Слово имеет несколько значений:
скрываемый от других, не подлежащий разглашению;
явно не выраженный, скрытый;
внутренний, сокровенный;
укрытый от посторонних взглядов, уединённый, укромный.
Устаревшее значение – потайной.

Отгадка была найдена, когда на воротах дома с вывеской «Кофейня Кувшинниковой» я прочитала информационный листок: «В рамках проекта «Потаённая Россия» в 2012 году было создано популярное заведение, развивающее в современных условиях традиции плёсских чайных рубежа XIX-XX веков. Кофейня, названная именем многолетней подруги и музы Левитана, является не только памятником архитектуры левитановского времени, не только воспоминанием о множестве утраченных интерьеров купеческого Плёса, но и живым музеем плёсских кулинарных традиций». Таким образом я узнала о реализованном и развивающемся проекте семьи Шевцовых «Потаённая Россия».
 
Вся продаваемая в кофейне выпечка готовится в собственном кондитерском цехе кофейни на Торговой площади. Исследователь русской кухни Максим Сырников написал о секрете приготовления традиционных местных кондитерских изделиях: «В милейшем городе Плёсе мне показали, как готовить кулейку. Испекла её на моих глазах Татьяна Чернова, шеф-кондитер Кофейни Кувшинниковой. Именно так кулейки пекли издавна в этих краях, в том числе её собственные бабушки и прабабушки. Начинка – из нежнейшей творожной массы, взбитой с яйцами и сметаной. А снизу и по бокам – рассыпчатое, но дрожжевое тесто. Роскошная штука.».

Предшественником Кофейни Кувшинниковой с 1890 года был трактир, а в 1908-1918 годы  - Чайная, открытая Плёсским Обществом трезвости. Оба заведения располагались в западной части здания. В воспитательных целях на стенах Чайной были вывешены гигиенические и медицинские листки в рамах. В её штате числилось три человека: буфетчица и двое половых, одетых по тогдашнему стандарту в белые полотняные штаны и длинные белые рубахи, подпоясанные шнуром. В ярмарочные и базарные дни нанимались дополнительные служащие. Круглый год здесь проводились чтения, ставились спектакли, продавались книги и картины. Ежегодно Чайную Общества трезвости посещало более шестидесяти тысяч человек. В восточной части здания, с 1906 по 1913 годы, в период государственной монополии на торговлю водкой, была открыта казённая винная лавка, которая благополучно соседствовала с Чайной Общества трезвости.

Инициатором проекта «Потаённая Россия» является Алексей Шевцов, магнат-металлург, богатый человек, который был очарован Плёсом и вместе с командой специалистов начал здесь строить новые и восстанавливать старинные дома со всеми удобствами и коммуникациями. Одни обвиняют Шевцова в том, что он приватизировал половину города, выкупая деревенские дома у жителей, восстанавливая и передавая их в аренду или используя как отели и кафе. Другие отмечают, что Шевцов расплачивается с людьми по рыночным ценам. Ему принадлежат не только дорогие, но и рестораны и кафе с доступными ценами и вкусной едой, где потчуют гостей русскими блюдами: окрошкой, речной рыбой, котлетами из щуки, морсами и собственными лимонадами. В Плёсе появились также пивной ресторан с собственным пивом, бургерная, кофейни и многое другое.
 
На набережной я видела несколько домов, восстановленных по проекту «Потаённая  Россия». Одним из них является «Дом о семи окнах», построенный по проекту плёсского архитектора Светланы Зыряновой. Автор проекта лестницы с набережной - ландшафтный архитектор Анатолий Сорокин. Шесть арочных окон высотой 2,6 метра и балконная дверь перевезены в Плёс из Санкт-Петербурга, с Дворцовой набережной. Раньше эти окна и дверь, бывшие элементами декора одного из дворцов великого князя Владимира Александровича, были обращены к Неве и Петропавловской крепости, а ныне смотрят на Волгу.
 
Памятником архитектуры регионального значения является восстановленный «Дом Тихомирова». Архитектура первого этажа относится к середине XIX века, второго – к началу XX века. Бывший владелец дома, фабрикант и местный общественный деятель Алексей Тихомиров пропал без вести после революции 1917 года. В одной из квартир этого дома в рамках проекта «Потаённая Россия» открыта экспозиция «Квартира браконьера», повествующая о прискорбных сторонах плёсского рыбокоптильного промысла в XX-XXI веках. «Квартира браконьера» - одна из четырёх достопримечательностей Плёса, связанных с рыбным промыслом на Волге. Тремя другими являются лавка «На дне», где продаются прославившиеся далеко за пределами города копчёные лещи, Музей рыбы на Торговой площади, знакомящий посетителей с историей и возрождением промысла, а также торгующая плёсским гастрономическим чудом - углами с копчёным лещом - лавка «Рыбный угол».

Ещё одним достижением проекта «Потаённая Россия» является реставрированный «Дом в стиле модерн». Первоначально он был построен фабрикантом Новожиловым в 1914 году. В течение полувека здесь в коммунальной квартире жила председатель горисполкома (мэр) Плёса Евстолия Кузнецова, руководившая городом в 1949-74 годах. В этом доме 13-14 октября 2005 года останавливались члены британской королевской семьи принц Майкл и принцесса Кентская, а также другие почётные гости.

«Дом Маклашиных" - одна из плёсских усадеб, возрождённая в 2003 году. Старинная изба в три окна фасадом выходит на Никольскую улицу. В глубине двора размещается новая приземистая пристройка, как будто осевшая со временем. Двор застелен толстой осиновой доской. По старинным плёсским образцам выполнены наличники и торцевые доски, ворота и калитка. На наличниках вырезан растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей. В разное время в этом доме останавливались Виктория, принцесса Прусская, скульптор Зураб Церетели и другие знаменитости.

«Дом с драконами» был отреставрирован в 2007 году. В этом старинном бревенчатом доме с четырёхскатной крышей внимание привлекают ажурные водосточные воронки и наличники с характерным верхневолжским растительным орнаментом, элементы которого представляют собой стилизованных драконов, охраняющих дом. Такие драконы украшают Плёсское Кольцо, которое используют в ежегодной церемонии Обручения Плёса с Волгой.

Специально для этого старинного обычая местные ювелиры изготовили символические кольца, украшенные золотыми стилизованными изображениями драконов и серебряным плетёным орнаментом, символизирующим воду. Плёсское Кольцо было изготовлено в трёх экземплярах, два из которых предназначались для церемонии Обручения, а третий находится в Музейном комплексе «Потаённая Россия».

Меня заинтересовал этот необычный праздник, и я узнала, что он отмечался в середине июля. В день рождения города городские власти во главе с Председателем Совета Плёсского городского поселения Каримовым в сопровождении знаменосцев почтили память основателя Плёса - великого князя московского Василия Первого. После возложения цветов к памятнику, шествие под бой барабанов двинулось к набережной. Во время самой церемонии Обручения Каримов на катере прошёл вдоль волжского берега и отдал главной русской реке «золото» Плёса. А в своём интервью местным СМИ организатор праздника, директор Музейного комплекса «Потаённая Россия» Алексей Шевцов сказал по этому поводу: «Главная улица Плёса – это Волга. И поэтому нам казалось важным подчеркнуть, что плесяне – это люди не сухопутные, а речные, волгари, лодочники, рыбаки, капитаны. И, конечно, здесь просматривается аналогия с Венецией, где восемь веков проводят такое обручение города с морем».
 
Исторический центр Плёса состоит преимущественно из построек XIX и начала XX веков, причём на набережной — кирпичных, на других улицах — полукаменных и деревянных. В результате реконструкции новую жизнь обрели пятьдесят строений, включая памятники архитектуры и обычные дома. На карте Плёса после двухсотлетнего перерыва вновь появилась старейшая торговая улица Калашная, где, помимо сувениров, можно купить знаменитый ивановский текстиль. Здесь я приобрела со скидкой маленькие сувенирные тарелочки с видами Плёса. Вблизи Дома-музея Левитана отреставрированы и декорированы исторические дачи «Соборная слобода» - шесть уникально расположенных на склонах домов, с авторским интерьером и современным комфортом, площадью от 42 до 190 квадратных метров, со спальнями - от одной до шести, с оборудованными кухнями, с ухоженными участками площадью от 100 до 1600 квадратных метров, с полным гостиничным и ресторанным обслуживанием.

Реконструкции подверглась и Торговая площадь – самое оживлённое место города. Находящиеся на ней здания строились в разное время, но все вместе они образуют единый ансамбль: церковь Воскресения Христова и рядом деревянная церковь, здание бывшей пожарной части, торговые ряды и Калашная улица. Кирпичное здание пожарной части было построено в 1885 году. На первом этаже располагалось пожарное депо, на втором - полицейский участок и арестантские камеры. В восточной части площади стоит деревянная Часовня Михаила Архангела, привезённая из деревни Антоново в 1980-х годах и ныне восстановленная.

Однако в Плёсе есть ещё много домов, требующих реставрации. И если «Дом Шемякина», в котором располагается частная гостиница, уже отремонтирован его нынешними хозяевами, то находящийся рядом с ним «Дом Авериных-Кондаковых» производит удручающее впечатление, но как памятник архитектуры подлежит государственной охране. На улице перед «Домом Шемякина» стоит зазывающая реклама: «Апартаменты Дома Шемякина с видом на Волгу», и, судя по отзывам постояльцев в интернете, он оправдывает их ожидания. Что же касается другой частной гостиницы, имеющей не менее громкое название «Апартаменты на набережной», то я не могла смотреть на это здание без ужаса и сожаления. Часть набережной в начале улицы Ленина также находится в полуразрушенном состоянии. Из бетонной стены торчит металлическая арматура, на тротуаре валяются кирпичи. Так что проекту «Потаённая Россия» предстоит проделать ещё огромную работу, прежде чем Плёс превратится в настоящую туристическую мекку.

На фотоколлаже представлены:
В верхнем ряду - скульптура "Дачница", Деревянный экипаж, «Дом о семи окнах», лавка "На дне".
В нижнем ряду - «Дом Маклашиных", Калашная улица, "Апартаменты на набережной", «Дом Авериных-Кондаковых».

Продолжение следует. 


Рецензии
Замечательный репортаж, дорогая Алла!
Привлекает сразу таинственное заглавие "Потаённая Россия. Плёс."
Город, в котором есть Калашная улица, рыбная лавка "На дне", где собираются поставить памятник Ф.И. Шаляпину, русскому певцу и плёсскому дачнику - это самое удачное название и Вашему произведению, и проекту в целом семьи Шевцовых.
Вообще, в волжских городах ещё много "потаённого", не открытого современному россиянину. Я помню, в конце 50х в Ярославле ходила в керосиновую лавку, покупала керосин для керогаза. Лавка была в стариннейшем полуподвальном помещении с толщиной кирпичной кладки более метра.
Хорошо сказал меценат Алексей Шевцов:"Главная улица Плёса - это Волга". А можно даже сказать - это главная улица России.
Большое спасибо, Алла, за Вашу работу! Фотоколлаж выше всяких похвал!
Зелёная!!!

Анна Алексеевна Золотовская   27.08.2023 09:55     Заявить о нарушении
Cпасибо Вам, Анна, за то, что Вы разделяете мои чувства по отношению к этому уникальному городу на Волге, реке, любовь к которой нам была привита с самого детства.
С уважением,

Алла Валько   28.08.2023 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.