О фильме Сердца четырех, и о ностальгии

Позавчера смотрела, скачав предварительно, х/ф "Сердца четырех". А вчера также х/ф "Антон Иванович сердится".

Эти ретро-фильмы нужно пересматривать минимум раз в полгода в порядке духовной гигиены очистки души. Нужно смотреть сталинское кино. Я поняла:непременно сталинское кино и сталинскую оперу, сталинский ампир в архитектуре. сталинские песни(Дунаевского и др.) и т.д. Всё что потом — а это, я поняла нынче, начиная с уже середины 50-х-неуклонное снижение пассионарности великой эпохи. Кино 70-х уже "фаза надлома этногенеза", выражаясь в терминологии Льва Гумилева. А кино 80-х - мрак и конец, несущий миазмы декаданса. В наши же дни кино, как и вообще любого искусства, и науки просто не существует.

 Почему люблю комедию "Сердца четырех", наряду с "Весной на Заречной улице", например? Или последний фильм еще молодой Орловой "Весна"?

"Сердца четырех" я смотрела много раз по ТВ и по интернету. Это спасительная таблетка от депрессии, сколько не пересматривай — не надоест, и всякий раз свежее
впечатление и подмеченные всё новые детали.

Чем же оно пленяет? Не скажешь определенно. Даже не колоризировали, ч/б пленка, может, и к лучшему. Сегодня подумала вдруг в несвойсвтенных мне терминах теологии:"действие "Сердец четырех" проходит в раю".

Вот те раз! Снят как раз накануне начала войны. И дыхание подступающей войны в фильме уже проступает и в образе военных "юрьевских лагерей" под Москвой, и учений и уроков расквартированного контингента. И в грозе, застигнутой на реке Шурочкой и Заварцевым.

И всё же...
Когда несколько лет назад с апломбом анонсировали какой-то сериал "про сталинское время"(естественно, со всеми ужас-ужас того времени) и с непременной любовной линией и снималась там "звезды российского кино 2000-х", один старый зритель, кажется, писатель, не помню, публицист, меланхолично отозвался:

"Столько шума рекламы...Я думал,  что увижу Целиковскую и Серову, а там..."А!

Право, все слова излишни:достаточно посмотреть хоть отрывок из культовых фильмов того времени — и попыток передать ту эпоху в кино-романистике-публикстике нашего времени. При всей наивности, свойственной тому времени, с высоты наших дней, мы непременно почувствуем, что это "не то и не так". Пусть там самые красивые будут исполнители ролей, все равно они будут не Людмила Целиковская и не Валентина Серова, и не Любовь Орлова, и не Евгений Самойлов,  и не Николай Черкасов. И даже не колоритная Фаина Раневская.

Тут дело не во внешних данных, и не в качестве режиссуры и спецэффектов, ясно, что в наши дни всё это развилось чрезвычайно, куда до нынешних спецэффектов и даже просто качества цветной пленки высокого разрешения тогдашней примитивной для нашего времени черно-белой пленке, плохому местами качеству звука?!

Всё это, кстати, при желании можно поправить, осовременить, почистить, колоризировать.

Дело в том нечто, что словами не выразить предельно точно и определенно.
Магии, какой-то завораживающей магии старого кинематографа, которая доносит до нас "сквозь шип и треск" некачественной пленки — АТМОСФЕРУ ТОЙ ЭПОХИ. И что бессильны воспроизвести все нынешние сценаристы-режиссеры-актеры, сколько угодно талантливые с кучей историков-консультантов. Зритель все равно почувствует, что это лишь жалкая имитация. Не Целиковская с Серовой. И не Орлова с Александровым в одноименном современном сериале. И, вероятнее всего, истинный Николай Вавилов в перестроечном сериале не имел ничего общего с персонажем сериала, как и остальные персонажи.

Всё другое.
 При всей кажущейся пустяшности фильма "Сердца четырех" в нем немало удивляющих при пересматривании заложено позитивных вещей. Так, герои фильма едут из Москвы в лагеря. где будут не только отдыхать, но и учиться и учить солдат. Едут читать популярные лекции старый астрофизик, по пути пропагандирующий шиповник для укрепления сердца и непременно в сочетании со свежим воздухов; едут  читать популярные лекции по науке солдатам молодые математик Мурашова, биолог Заварцев; едет готовиться к осенней пересдаче Шурочка Мурашова с томом Стендаля, как выразителя буржуазного романа первой половины 19 века. Именно такое обучение на природе, между прочим — идеал например "вальдорфских школ", да просто совмещая активный отдых с уроками есть наилучший вариант учебы. И шиповник, свежий воздух и лекции на лоне природы в сочетании с активным отдыхом в живописных окрестностях, да еще то, что именуется не столько любовью, сколько "легким флиртом" — чем не рай последнего мирного лета?

 
Вот так, на лоне природе разворачиваются почти библейские аллюзии. Запретный плод любви вкушает строгая неподкупная эмансипантка-математик Галина Сергеевна, блистательно исполненная Валентиной Сервой, так что даже не верится, что актриса почти не училась, рано начав актерскую стезю и бросив школу, но тут... Как твёрдо в роль свою вошла!...Как хочется вслед за ней открыть учебники математики. Решать задачки на прогресии...

Что примечательно:герой Евгения Самойлова, офицер советской армии Петр Колчин кажется единственный, кто в фильме не нарисован в красках сатиры и юмора. Все персонажи комедии облечены в флёр юмора, а некоторые  и сатиричны, карикатурны(как, например, образы маникюрши,  да и отчасти старого профессора-астрофизика-эксцентричного поклонника шиповника), слегка ироничны и обе сестры, старшая математик и младшая студентка-филолог), ироничен и образ биолога Заварцева, и страдающего солдата, пишущего письмо Нюсе и прочие - но только не красный командир Колчин!

Об этом полумалось при нынешнем пересматривании, раньше не угадывалась эта мудрость создателей фильма. В образе Колчина они создали советского Рембо. Вспомним, как на мотоцикле он перелетает через препятствие лихо - в конце фильма, мчась на станцию! Он отлично разбирается в технике. Испытывает новую модель автомобиля, подрунивает над потугам вождения и ремонта машины — эмансипированной математички Мурашовой, и выиграв раунд, победно возвращается за руль и включает радио с концовкой песни "Всё стало вокруг голубым и зеленым". Он увлекается математикой и прилежно ходит на уроки к Галине Сергеевне. Он строго выговаривает отстающих солдат и диктует правильный вариант письма девушке.

Да, это было мудро:накануне войны необходимо было, чтобы народ безусловно верил в Красную армию и ее командиров! Ни единого пятнышка не должно быть на чести и достоинстве и достоинствах(!) красного командира.

И все же филигранно авторы фильма придали и командиру Колчину легчайший налет едва уловимой благодушной ироничности, а точнее сказать, наделив его самого этим качеством. В каждом появлении Колчина является и некая тонкая улыбка иронии за неизменной вежливостью и подтянутостью.

Добавлю, что песню "Всё стало вокруг голубым и зеленым" Юрия Милютина бесподобно исполнила Надежда Андреевна Обухова, что можно послушать на архивных пластинках. А я услышала впервые по радио и восхитилась её обычной изысканности нюансировки и тембрально-темповом(более медленном) решении песни, она спела скорее как старинный романс, чем современную для нее песню из кино. Впервые же исполнила весьма приятным лирическим сопрано сама Валентина Серова в фильме, покачиваясь в гамаке. В те времена артисты драмы и кино были многостаночники:чаще всего владея чем-то помимо игры. Так, Целиковская в фильме сама играет на пианино дома и сама поёт.
Ну а многостаночность Любови Орловой давно притча и недосягаемый идеал артистов всех поколений(пианистка, певица, балерина, театральная и киноактриса и т.д.).

Потом уже — заметим!— актеры не играют сами даже на гитаре, как правило. А игру на фортепиано обычно имитируют:их показывают в кадре без рук, бегающих по клавиатуре, что выдает имитацию игры. Кого вы вспомните из позднейших звезд экрана, самих себе реально аккомпанирующих а не имитирующих это? А кто пели такими ангельскими голосами?

Остановимся на сем..
 А что же было дальше?

Мне захотелось придумать продолжение фильма, и написать как сценарий или повесть. Не ремейк, а именно развитие сюжета на фоне и в реалиях того и нынешнего времён. В переплетении. Может, и не сумею, но идею дарю.
 Здесь есть потенциал продолжения, назавтра была война, и герои расстались...Не навсегда.

18/01/2021

Продолжение:
http://proza.ru/2021/02/19/85
Мистика цифр в советском кино. Сердца четырех


Рецензии