Еще раз о марксизме

                Еще раз о марксизме.                ( Об одной  досадной теоретической небрежности И.В.Сталина).
В  настоящее время наблюдается настоящий ренессанс марксизма,  как у нас, так и за рубежом.  Причина очевидна – нарастающий всеобщий общепланетный кризис  ставит под угрозу  существование человечества как такового.  Практика убеждает, что наиболее адекватный ответ о причинах и возможных путях выхода из тупика истории может дать развивающееся  марксистко-ленинское учение. Отсюда и интерес.
Появляются публикации разного уровня от пропагандистских до глубокого исследования современного марксизма и тенденций его развития. Достаются из запасников старые учебники и словари.
Начнем с двух определений марксизма-ленинизма.                - «Марксизм-ленинизм – наука о законах развития природы и общества, о революции эксплуататорских масс, о победе социализма, о строительстве коммунистического общества; идеологии рабочего класса и его Коммунистической партии».  (Философский словарь 1954 г.)                - «Марксизм - наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества». (И.Сталин «Марксизм и вопросы языкознания «Товарищу А.Холопову»). Сейчас невозможно ответить на вопрос, почему применен термин «наука» в определении марксизма, тем более, что марксизм всегда упоминался в связке – «учение». Может, школярский язык был применен для студента из глубокой глубинки? А.Холопов был студент двухгодичного института в Мурманске из посёлка Ваеньга (Ваенга, сейчас Североморск, база флота). Кроме того, настораживает, что это определение не вытекает органично из логики ответа. Но как бы-то не было, это определение моментально разлетелось по учебным пособиям и словарям. Широко используется до сих пор.
Общее в обоих определениях – марксизм – это НАУКА. Что такое наука? Наука – сложное явление, формируется исторически, выступает как особая форма общественного сознания, деятельности (духовного освоения действительности, познания), как система знаний, как социальный институт (научные организации, лаборатории, экспериментальная база). Отдельные науки имеют свой предмет (что изучается), свою внутреннюю логику развития, свой понятийный аппарат и пр.                Но марксизм опирается на философию, политэкономию, историю, лингвистику, социологию…, тогда это не наука, а науки. А что их связывает в единое целое? Ответа нет. Исходя из вышеизложенного, вытекает, что марксизм что-то вроде огромной энциклопедии, или академии, где каждый занят своими проблемами.                Зашли в тупик, потому что в определении было заявлено, что марксизм – это наука. Марксизм базируется на множестве наук, но не сводится к их механической совокупности. Чтобы понять явление, предмет, надо рассматривать их в историческом становлении.
   К  началу 19 в. Появились первые признаки глубокого кризиса, затронувшего значительную часть стран и  населения земли. Все становилось зыбким и непонятным. Этот кризис набирает силу и продолжается до сих пор, проявляясь в развертывании глобальных проблем современности, в первую очередь, в экологическом кризисе. Глобализация, деградация  целых регионов,  рост напряженности и пр. – метастазы и продолжение процессов,  проявивших себя в позапрошлом веке. Не исключено, что современная пандемия ковида из этого же ряда.
     Становление марксизма – достойный ответ на вызовы истории. Великий вызов – великий ответ. Сейчас очевидно, что гений Маркса и Энгельса, увидевший глубоко скрытые пружины истории, – невероятно щедрый подарок  человечеству, который, к сожалению, не освоен даже наполовину.   Исходными пунктами  его становления можно считать два, по сути,  программных, положения:                1. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».  ( «Тезисы о Фейербахе» 1845г.).  Для этого надо было ответить на вопросы -  кто, как, почему, когда должен это сделать? Что взамен старого мира?  И позднее – «Оружие критики, не может заменить критики оружием. Материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой: но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».  Марксизм изначально формировался как инструмент БОРЬБЫ в различных формах.                2. Второй краеугольный камень был заложен в работе «Экономическо–философские рукописи 1844 года», глава «отчужденный труд».  Именно проблема отчуждения является тем «геном», который сформировал  величественное здание марксизма.   К сожалению, только в настоящее время проблема отчуждения всё более уверенно пробивает себе место  в различных теоретических дисциплинах, изучающих общество.         
 Ленин – «Марксизм -  система взглядов и учение Маркса». Почему марксизм рассматривается не как, самостоятельная наука, а используется термин учение?
Что такое учение?                Среди многообразия точек зрения,  можно выделить основные, базовые составляющие, определяющие сущность понятия «учение».                а) Прежде всего, это единая, внутренне взаимосвязанная система, включающая в себя принципы,  законы, элементы, связанные субординацией и координацией, обладающая собственной логикой (закономерностями) развития и функционирования.   
б) системообразующим началом марксизма, формирующим  всю систему, придающим ей целостность,  определяющим содержание и вектор теоретико-практической  деятельности, является  революционное преобразование общества, переход от капитализма к коммунизму;                в) основные принципы теоретико-практической деятельности:                - принцип материализма;                - принцип развития и всеобщей взаимосвязи (диалектика);                - социально-историческая практика, в центре которой труд, – основа, предмет, цель изучения и критерий истины;                - единство теории и практики;                - научность, глубокие всесторонние исследования социальной формы движения материи, опора на достоверные факты и научные категории;              - выработка адекватных методов познания и преобразования действительности;                - классовый подход, принцип партийности  при исследовании социальных реалий;
Выделяют основные направления (сферы) деятельности:                - философия, формирование мировоззрения;                - политэкономия, теория прибавочной стоимости;                - классовая борьба, основные формы, стратегия и тактика;                - теория революции. Учение о диктатуре пролетариата;                - исторический материализм. «Общественное бытие определяет общественное сознание»;                - идеология, пропаганда и контрпропаганда;                В принципе тема неисчерпаема. В зависимости от требований времени, любая функция может актуализироваться, выходить на передний план. Марксизм могут именовать – мировоззрением, идеологией, методологией, теорией классовой борьбы, построения социализма… и всё будет правильно.
Оценивая марксизм, Ленин писал: «Главное в учении Маркса, это – выяснение всемирно-исторической роли пролетариата, как создателя социалистического общества».
Подведем итоги. Можно ли дать всеобъемлющее определение марксизма? Можно,но это должна быть очень высокая степень абстрагирования.  Сталин – «Ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности».
Если адаптировать данный тезис  к современности,  определение может звучать следующим образом: марксизм-ленинизм – теория и практика эпохи революционного переустройства общества во всемирно-историческом масштабе.
Можно провести аналогию для ясности. Что такое медицина? Среди множества формулировок, наиболее адекватной будет:  медицина – теория и практика сохранения здоровья и жизни населения.
          Лукичев В.А.                Благовещенск-на-Амуре. 2021 г., январь.


Рецензии